Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27 г. Волгограда

Урок обучения грамоте по теме:

«Заглавная буква Ш»

(Программа «Школа 2100»)

Автор материала:

Жабина Елена Сергеевна, учитель начальных классов

2015 г

Урок в 1 классе по теме «Заглавная буква Ш»

Цели:

— продолжить работу по формированию умений слышать в словах звук [ш];

— познакомить с заглавной буквой Ш;

— формировать навык чтения по слогам и целыми словами;

— расширять словарный запас учащихся;

— воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: схемы человечков букв р, м, л, н, г, ш, картинка Шапокляк, образец написания буквы Ш, таблица «Ши пиши с буквой И», «Цели урока», карточки с буквами ш, а, у, ы, и, о.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

— Ребята! Повернитесь лицом к гостям, поприветствуйте их. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

— Повторим наши знания.

  • Звуки бывают … гласные и согласные.

  • Звуки мы слышим, а буквы … пишем.

  • Гласный звук образует … слог.

  • Гласные звуки бывают … ударными и безударными.

  • Сколько в слове гласных, … столько и слогов.

  • Согласные звуки бывают … звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

  • После твёрдых согласных пишутся гласные … а, о, у, ы

  • После мягких согласных пишется … и.

III. Ознакомление с новым материалом.

1. Характеристика и завершение схем-человечков.

— Откройте Букварь на с.82.

— Почему буквы р, м, л, н, г взялись за руки? (Они обозначают звонкие согласные звуки, могут быть твёрдыми и мягкими)

— Почему буква ш отказывается дружить с этими согласными? (Это глухой согласный звук, всегда твёрдый).

— Дорисуйте схемы человечков (схемы вывешиваются на доску).

2. Определение темы урока, постановка целей.

— Отгадайте загадку:

Всё узнает, подглядит,

Всем мешает и вредит.

Дорога ей только крыска,

С длинным именем Лариска.

— Кто это? (Шапокляк) Из какой сказки эта героиня? («Крокодил Гена и его друзья») Кто автор сказки? (Э.Успенский)

Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.

— Назовите имя первый звук в имени старухи? (звук [ш])

— Какой буквой обозначим звук [ш] на письме? (Заглавной буквой Ш)

— Назовите тему нашего урока. (Тема урока: «Заглавная буква Ш»).

— Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов: (на доске)

ПОЗНАКОМИТЬСЯ …с заглавной буквой Ш

УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ … букву Ш от других букв

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ … слоги и слова с буквой Ш

3. Знакомство с графикой заглавной буквы Ш. Сравнивание печатной и письменной буквы.

  1. Работа в тетради для печатания с.26.

— Чем отличается строчная и заглавная буква Шш? (Размером)

— Обведите по светлым линиям буквы на первой строке, допишите до конца строки самостоятельно.

  1. Работа в прописи. С. 0

— Чем отличается печатная буква Ш от письменной? (Плавными линиями, элементами с закруглением). (образец на доске)

Учитель показывает образец написания буквы на доске. Учащиеся пишут букву в «воздухе».

— Обведите по светлым линиям букву Ш на демонстрационном табло.

— Какая буква спряталась в букве Ш? (Буква И)

— Обведите по светлым линиям букву И и Ш. (1 строчка).

— Прочитайте слова внизу страницы. Почему они записаны с большой буквы? (Это имена)

— Обведите их по светлым линиям и запишите самостоятельно.

  1. Физминутка.

V. Первичное закрепление материала.

1. Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием

буквосочетания ши.

— Прочитайте столбики слов.

— Отгадайте загадку.

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет. (Школа)

— Найдите это слово среди остальных слов в 1 столбике.

— Выполним звуко-буквенный анализ слова школа.

Ученик работает у доски (слово записано на доске)

— А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «ш».

Однажды решила буква «ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.

Походила буква «ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.

Хорошо ищет буква «ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.

Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!

А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.

На доске:

ША

ШО

ШУ

ШИ

2. Работа в тетради для печатания с. 26.

— Обведите по светлым линиям слог ши.

— Добавьте слог ши в окошки. Прочитайте слова, которые получились.

Найдите слова в Букваре, где эти буквы поменялись местами: слог “иш”. (Трусишка, плутишка, шалунишка, кишка, Мариша, шишка, Мишка)

VI. Физминутка.

VII. Знакомство со стихотворением Д.Хармса «Кораблик».

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 83. Прочитайте название стихотворения.

— Предположите, о чём будем читать?

— Прочитайте имя автора. Знакомо ли оно вам? («Тигр на улице»)

— Можно ли предположить, каким будет стихотворение? (Необычным, т.к. на корабле мышата).

Чтение 1 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)

— Доводилось ли вам видеть таких моряков? Что вы о них думаете?

(Храбрые, плывут издалека, их четверо, друзья)

— Можно ли по тексту догадаться, о каких моряках идёт речь? (Пока нет)

Чтение 2 четверостишия (сначала про себя, затем вслух)

— Что ещё сказал о них автор? (Длинные хвосты, ушки на макушке, боятся кошек и котов)

— Что значит «ушки на макушке»?

— Автор так и не сказал прямо, что за моряки плывут на корабле. Но мы догадались? Как? (по описаниям)

Самостоятельное чтение про себя, подготовка к выразительному чтению.

— Какое настроение вызывает это стихотворение?

Чтение вслух.

VIII. Домашнее задание.

Творческое задание — нарисуйте того, кого очень боятся мышата. Придумайте ему кличку.

IX. Подведение итогов урока.

— Вспомним, какие цели ставили вначале урока. Достигли ли мы этих целей?

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here