Муниципальное казенноеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Людиново калужской области

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1 «А»

Тема:

«Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘].

Письменные буквы Гг»

Цели: -познакомить с буквами Г г, обозначающими согласные звуки [г][г‘];

— познакомить с письменными буквами Г г;

— наблюдать за произношением и обозначением буквами парных согласных звуков в конце слов;

— развивать фонематический слух, логическое мышление, связную речь;

— способствовать формированию навыка правильного, осознанного чтения;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, сообщения о грибах для 3 учеников, учебник «Русская азбука», пропись к «Русской азбуке» №3 у каждого ученика.

Оформление доски: табличка – образец «Печатные и письменные буквы Г г», письменные буквы и слова из прописи написаны на доске, рисунок лесной поляны.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Сообщение темы и целей.

— Сегодня на уроке обучения грамоте познакомимся с новой буквой, научимся эту букву писать, а также будем продолжим учиться выделять звуки, характеризовать их, составлять схемы слов.

III. Повторение опорных знаний.

-Мы с вами часто на уроках играем, отправляемся в путешествия и сегодня, мы тоже будем путешествовать. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, куда мы отправимся сегодня. Слайд 2.

— Вы любите бывать в лесу?

— Итак, мы оказались в необыкновенно красивом лесу. Идем по лесной дорожке, которая приводит нас на светлую солнечную полянку. Вы узнаете, что растет на полянке, если отгадаете загадку.

— На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (Земляника.) Слайд 3.

— На прошлом уроке мы читали текст «Земляника».

— Найдите в тексте ответ на вопрос, какой дети представляют землянику? (Красная, крупная, сладкая, розовая, лесная, дикая, садовая.)

-Какая бывает земляника?

— Как выглядит садовая земляника?

— Как вы, иначе, называете садовую землянику? (Клубника.) Слайд 3.

— Что вы поняли из этого текста?

Слайд 4. – Предлагаю вам поиграть на земляничной поляне.

— Дома, по желанию, вы составляли слова из букв слова «земляника». Вот они эти буквы. Слайд 5.Поднимите руку, кто это сделал?

Какие слова у вас получились?

— А теперь конкурс на самое длинное слово. У кого получилось слово из 5 букв, 6 букв?

— Молодец, за самое длинное слово ты получаешь ягодку.

— А теперь посмотрите, какие слова составила я. Слайд 6.

— Поднимите руку, кому нравится эта игра. Вам нужно научиться хорошо читать, чтобы суметь составлять больше слов.

— Кто много читает, тот много знает.

IV. Работа над темой урока.

— Мы продолжаем прогулку по лес. Нагнемся пониже, заглянем под кустики. Что увидим?

— Отгадайте загадку.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы

Нет под шапкой головы. (Гриб.) Слайд 7.

— Произнесите еще раз слово «гриб» и скажите, какой первый звук в этом слове. Дадим ему характеристику. (согласный, твердый, звонкий)

— Как на схеме мы обозначаем такой звук?

Физкультминутка.

Гриша шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

— Гриша нашел больших грибов и решил один взвесить. С помощью чего можно взвесить грибы? Слайд 8.

— Сейчас люди все чаще пользуются электронными весами, но можно увидеть и вот такие чашечные весы, на которых предмет взвешивается с помощью гирь.

— Произнесите слово «гири». Какой первый слог в этом слове? Дадим ему характеристику. Каким цветом на схеме обозначается?

Поиграем в игру « Где звук?»

Встаньте. Если услышите звуки [г] [г’] в начале слова, поднимите руки вверх; если в середине – руки на пояс; в конце – присели. Гусь, книга, грач, круг, прогулка, глаз, игрушка.

— Приведите примеры слов, в которых есть звуки [г][г’]

Работа в «Азбуке» с.123.

-Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? В форме чего построены дома?

— Чем занимаются жители города? Назовите предметы на иллюстрации, которые начинаются со звуков [г][г’]: гриб, гном, город, дорога.

— Звуки [г] и [г’] на письме обозначаются буквами «Г г». Слайд 9.

— На что похожа печатная буква «Гг»?

— Покажите руками букву «г». Слайд 9.

Гриб стоит среди дорожки –

Голова на тонкой ножке.

Г- крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу, и в кочергу

Превратиться я могу.

— Научимся писать письменную букву «г». Из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу и вверху)

Работа в «Прописи» с.24.

— Строчная письменная буква «г» состоит только из одного элемента – наклонной прямой с закруглением внизу и вверху.

-Вспомним правила посадки при письме. Слайд 10.

Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.

Письмо строчки букв «г».

Чтение слогов-слияний на слайде 11.

— На какие 2 группы можно разделить слоги?

— В каких слогах гласная буква указывает на мягкость предшествующего согласного? (твердость)

Работа в «Прописи». Письмо слогов – слияний.

Все ли соединения букв – это слоги?

— Ребята, последнее сочетание букв – это не слог-слияние. Оно дано на этой строке, чтобы показать, как буква «г» соединяется нижним соединением с буквой «л». Напишите это сочетание букв.

Физкультминутка.

Идем по лесу. Деревья большие. Наклонились, чтобы сорвать ягодку. А вот еще одна ягодка. Ох, устали.

— Посмотрите на слайд 12. Что изображено? (Грибы). Найдите в «Прописи» слово «грибы» и подчеркните карандашом букву «б» в этом слове.

— Сколько предметов обозначает это слово? (много)

— Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет. Сделаем слого- звуковой анализ слова «гриб». Слайд 13. Схему вы увидите в «Прописи» на с.24. Возьмите синий и зеленый карандаши и работайте. Один ученик будет говорить вслух.

— Какой последний звук в этом слове? [п]

— Как вы думаете, какую букву мы будем писать в слове «гриб» на конце слова?

— Мы с вами уже встречались с такими случаями, когда на конце слова слышим звук один, а пишем букву другую. Кто помнит, что нужно сделать, чтобы проверить, какую букву надо писать?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

-Прочитайте следующее слово. Подчеркните букву «д». Измените, чтобы оно обозначало 1 предмет.

— Какой звук слышим в конце этого слова?[т] А какую букву напишем? Почему?

Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.

Научимся писать заглавную букву «Г». Из каких элементов она состоит? (вертикальная наклонная прямая с закруглением внизу и горизонтальная прямая с закруглением).

— А теперь прочитаем слоги с заглавной буквой «Г». Напишите их.

Работа в «Азбуке» с.123.

Чтение слов с разметкой и текста про грибы.

— Я вам прочитаю текст, а вы слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос, о чем этот текст.

— Еще раз прочитаем текст и подготовимся к ответу на вопрос.

-Еще раз прочитаем текст и подготовимся к выборочному чтению.

— Трое детей будут работать по карточкам. Прочитайте текст и выполните задание на обороте карточки.

Карточка 1. Подосиновик примечателен своей ярко-красной или оранжевой шляпкой. Но не у всех она такая: встречаются подосиновики с желто-бурой, серой и даже белой шляпкой. Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растет осина, за что и получил свое название. Это ценный съедобный гриб.

Карточка 2. Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил свое название. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.

Карточка 3. Мухомор — крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это ядовитый гриб. Но примечательно, что многие лесные жители лечатся мухоморами.

Задание на обороте: Раскрась гриб, о котором ты прочитал.

Повторное чтение текста в «Азбуке» с. 123.

-Найдите в тексте ответ на вопрос, кто собирал грибы?

-Какие грибы собрала Галя? (съедобные) Боровики.

-А какие Гена? (несъедобные) Поганки.

-Какие были боровики?

Вопросы для работающих по карточкам.

— О каких грибах вы прочитали? Слайд 14.

— На какие 2 группы можно разделить эти грибы? (Съедобные и несъедобные.)

— Какие еще съедобные (несъедобные) грибы вы знаете?

Посмотрите, что написано на слайде.

-Ребята, а если эти грибы не нужны, так можно их сбить ногой?

-Почему нельзя? Питаются животные, украшают лес.

Работа в «Прописи» с. 25.

— Прочитайте предложение. Какие 2 правила написания предложения вы знаете?

— Почему слова «Галя» и «Гена» написаны с заглавной буквы?

— Что делали в лесу Галя и Гена?

— Давайте прочитаем текст на слайде 15. Он тоже о грибах. Некоторые слова в нем заменены картинками.

-А здесь 2 группы слов. В нашем лесу был ветер и рассыпал слова в предложениях. Попробуем поставить их на место. Слайд 16.

— Предлагаю вам проверить. Слайд 17.

V. Обобщающая беседа.

Наше путешествие подходит к концу. Слайд 19. С какой буквой мы чаще всего встречались во время путешествия? Какое слово начинается со звука [г]? Какой это звук? Какой мягкий парный ему звук мы встречали? Ребята, мы с вами уходим друзьями леса, не будем сбивать ногами несъедобные грибы, а съедобные будем аккуратно срезать ножом, а не вырывать с грибницей.

Посмотрите, на доске лесная полянка

Если вам понравилось на уроке украсьте полянку красными или розовыми цветами, а если нет, то – синими.

7

Наталия Васильевна СМИРНОВА учитель начальных классов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here