|
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1 «А»
Тема:
«Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘].
Письменные буквы Гг»
Цели: -познакомить с буквами Г г, обозначающими согласные звуки [г][г‘];
— познакомить с письменными буквами Г г;
— наблюдать за произношением и обозначением буквами парных согласных звуков в конце слов;
— развивать фонематический слух, логическое мышление, связную речь;
— способствовать формированию навыка правильного, осознанного чтения;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, сообщения о грибах для 3 учеников, учебник «Русская азбука», пропись к «Русской азбуке» №3 у каждого ученика.
Оформление доски: табличка – образец «Печатные и письменные буквы Г г», письменные буквы и слова из прописи написаны на доске, рисунок лесной поляны.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-
Сообщение темы и целей.
— Сегодня на уроке обучения грамоте познакомимся с новой буквой, научимся эту букву писать, а также будем продолжим учиться выделять звуки, характеризовать их, составлять схемы слов.
III. Повторение опорных знаний.
-Мы с вами часто на уроках играем, отправляемся в путешествия и сегодня, мы тоже будем путешествовать. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, куда мы отправимся сегодня. Слайд 2.
— Вы любите бывать в лесу?
— Итак, мы оказались в необыкновенно красивом лесу. Идем по лесной дорожке, которая приводит нас на светлую солнечную полянку. Вы узнаете, что растет на полянке, если отгадаете загадку.
— На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.) Слайд 3.
— На прошлом уроке мы читали текст «Земляника».
— Найдите в тексте ответ на вопрос, какой дети представляют землянику? (Красная, крупная, сладкая, розовая, лесная, дикая, садовая.)
-Какая бывает земляника?
— Как выглядит садовая земляника?
— Как вы, иначе, называете садовую землянику? (Клубника.) Слайд 3.
— Что вы поняли из этого текста?
Слайд 4. – Предлагаю вам поиграть на земляничной поляне.
— Дома, по желанию, вы составляли слова из букв слова «земляника». Вот они эти буквы. Слайд 5.Поднимите руку, кто это сделал?
Какие слова у вас получились?
— А теперь конкурс на самое длинное слово. У кого получилось слово из 5 букв, 6 букв?
— Молодец, за самое длинное слово ты получаешь ягодку.
— А теперь посмотрите, какие слова составила я. Слайд 6.
— Поднимите руку, кому нравится эта игра. Вам нужно научиться хорошо читать, чтобы суметь составлять больше слов.
— Кто много читает, тот много знает.
IV. Работа над темой урока.
— Мы продолжаем прогулку по лес. Нагнемся пониже, заглянем под кустики. Что увидим?
— Отгадайте загадку.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. (Гриб.) Слайд 7.
— Произнесите еще раз слово «гриб» и скажите, какой первый звук в этом слове. Дадим ему характеристику. (согласный, твердый, звонкий)
— Как на схеме мы обозначаем такой звук?
Физкультминутка.
Гриша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
— Гриша нашел больших грибов и решил один взвесить. С помощью чего можно взвесить грибы? Слайд 8.
— Сейчас люди все чаще пользуются электронными весами, но можно увидеть и вот такие чашечные весы, на которых предмет взвешивается с помощью гирь.
— Произнесите слово «гири». Какой первый слог в этом слове? Дадим ему характеристику. Каким цветом на схеме обозначается?
Поиграем в игру « Где звук?»
Встаньте. Если услышите звуки [г] [г’] в начале слова, поднимите руки вверх; если в середине – руки на пояс; в конце – присели. Гусь, книга, грач, круг, прогулка, глаз, игрушка.
— Приведите примеры слов, в которых есть звуки [г][г’]
Работа в «Азбуке» с.123.
-Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? В форме чего построены дома?
— Чем занимаются жители города? Назовите предметы на иллюстрации, которые начинаются со звуков [г][г’]: гриб, гном, город, дорога.
— Звуки [г] и [г’] на письме обозначаются буквами «Г г». Слайд 9.
— На что похожа печатная буква «Гг»?
— Покажите руками букву «г». Слайд 9.
Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Г- крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратиться я могу.
— Научимся писать письменную букву «г». Из каких элементов она состоит? (наклонная прямая с закруглением внизу и вверху)
Работа в «Прописи» с.24.
— Строчная письменная буква «г» состоит только из одного элемента – наклонной прямой с закруглением внизу и вверху.
-Вспомним правила посадки при письме. Слайд 10.
Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.
Письмо строчки букв «г».
Чтение слогов-слияний на слайде 11.
— На какие 2 группы можно разделить слоги?
— В каких слогах гласная буква указывает на мягкость предшествующего согласного? (твердость)
Работа в «Прописи». Письмо слогов – слияний.
Все ли соединения букв – это слоги?
— Ребята, последнее сочетание букв – это не слог-слияние. Оно дано на этой строке, чтобы показать, как буква «г» соединяется нижним соединением с буквой «л». Напишите это сочетание букв.
Физкультминутка.
Идем по лесу. Деревья большие. Наклонились, чтобы сорвать ягодку. А вот еще одна ягодка. Ох, устали.
— Посмотрите на слайд 12. Что изображено? (Грибы). Найдите в «Прописи» слово «грибы» и подчеркните карандашом букву «б» в этом слове.
— Сколько предметов обозначает это слово? (много)
— Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет. Сделаем слого- звуковой анализ слова «гриб». Слайд 13. Схему вы увидите в «Прописи» на с.24. Возьмите синий и зеленый карандаши и работайте. Один ученик будет говорить вслух.
— Какой последний звук в этом слове? [п]
— Как вы думаете, какую букву мы будем писать в слове «гриб» на конце слова?
— Мы с вами уже встречались с такими случаями, когда на конце слова слышим звук один, а пишем букву другую. Кто помнит, что нужно сделать, чтобы проверить, какую букву надо писать?
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
-Прочитайте следующее слово. Подчеркните букву «д». Измените, чтобы оно обозначало 1 предмет.
— Какой звук слышим в конце этого слова?[т] А какую букву напишем? Почему?
—Разминка для пальчиков. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы писать.
Научимся писать заглавную букву «Г». Из каких элементов она состоит? (вертикальная наклонная прямая с закруглением внизу и горизонтальная прямая с закруглением).
— А теперь прочитаем слоги с заглавной буквой «Г». Напишите их.
Работа в «Азбуке» с.123.
Чтение слов с разметкой и текста про грибы.
— Я вам прочитаю текст, а вы слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос, о чем этот текст.
— Еще раз прочитаем текст и подготовимся к ответу на вопрос.
-Еще раз прочитаем текст и подготовимся к выборочному чтению.
— Трое детей будут работать по карточкам. Прочитайте текст и выполните задание на обороте карточки.
Карточка 1. Подосиновик примечателен своей ярко-красной или оранжевой шляпкой. Но не у всех она такая: встречаются подосиновики с желто-бурой, серой и даже белой шляпкой. Подосиновик обычно встречается в тех местах, где растет осина, за что и получил свое название. Это ценный съедобный гриб.
Карточка 2. Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил свое название. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.
Карточка 3. Мухомор — крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это ядовитый гриб. Но примечательно, что многие лесные жители лечатся мухоморами.
Задание на обороте: Раскрась гриб, о котором ты прочитал.
Повторное чтение текста в «Азбуке» с. 123.
-Найдите в тексте ответ на вопрос, кто собирал грибы?
-Какие грибы собрала Галя? (съедобные) Боровики.
-А какие Гена? (несъедобные) Поганки.
-Какие были боровики?
Вопросы для работающих по карточкам.
— О каких грибах вы прочитали? Слайд 14.
— На какие 2 группы можно разделить эти грибы? (Съедобные и несъедобные.)
— Какие еще съедобные (несъедобные) грибы вы знаете?
Посмотрите, что написано на слайде.
-Ребята, а если эти грибы не нужны, так можно их сбить ногой?
-Почему нельзя? Питаются животные, украшают лес.
Работа в «Прописи» с. 25.
— Прочитайте предложение. Какие 2 правила написания предложения вы знаете?
— Почему слова «Галя» и «Гена» написаны с заглавной буквы?
— Что делали в лесу Галя и Гена?
— Давайте прочитаем текст на слайде 15. Он тоже о грибах. Некоторые слова в нем заменены картинками.
-А здесь 2 группы слов. В нашем лесу был ветер и рассыпал слова в предложениях. Попробуем поставить их на место. Слайд 16.
— Предлагаю вам проверить. Слайд 17.
V. Обобщающая беседа.
Наше путешествие подходит к концу. Слайд 19. С какой буквой мы чаще всего встречались во время путешествия? Какое слово начинается со звука [г]? Какой это звук? Какой мягкий парный ему звук мы встречали? Ребята, мы с вами уходим друзьями леса, не будем сбивать ногами несъедобные грибы, а съедобные будем аккуратно срезать ножом, а не вырывать с грибницей.
Посмотрите, на доске лесная полянка
Если вам понравилось на уроке украсьте полянку красными или розовыми цветами, а если нет, то – синими.
Наталия Васильевна СМИРНОВА учитель начальных классов |