Урок: Обучение грамоте
Класс: 1
Тема: Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.
Цель: ознакомление с новыми звуками и буквами.
Задачи: 1) научить выделять в словах звук: определять его как согласный; находить его место в слове; писать с буквой слоги, слова, предложения;
2) развивать речь детей, мышление, фонематический слух, память, внимание, активность.
Оборудование: презентация, наглядность, проектор.
Технологии: проблемно-диалогическая, развивающая.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | |
Ι. Психологический настрой
1 слайд
Доска
доска | Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! — Доброе утро! Солнцу и птицам Доброе утро Улыбчивым людям.
- Ребята, каким бы вы хотели, чтобы был наш урок?
- Прочитайте слова 1 столбика и выберите подходящие. Интересный Скучный Занимательный Познавательный Сонный Вкусный
- А какими должны быть ученики? Ленивые Умные Шумные Активные Старательные
— А чему мы будем с вами на уроке учиться. Слоги заблудились. Соберите слоги и у вас получаться слова – подсказки. тать чи Читать
ве от чать Отвечать сать пи
Писать
за по чать ми Запоминать
|
|
ΙΙ. Повторение пройденного
2 слайд
Дифференцированная работа по трём уровням
3 слайд
4 слайд – — 33 слайд
| А начинаем наш урок с повторения. Сегодня на уроке мы закрепим тему «Слоги».
Самостоятельно выполните следующие задания.
1 уровень Подчеркните гласные буквы, укажите в скобках количество слогов в словах. 2 уровень Разделите слова на слоги. Какое слово разделить нельзя? Подчеркни. 3 уровень Исправьте допущенные Незнайкой ошибки. Самопроверка с доски. Оценки.
Физминутка (≈ 3 минуты) |
|
ΙΙΙ. Сообщение темы с мотивирующим приёмом (приём «яркое пятно»)
34 слайд — 38 слайд
39 слайд
Определение темы. | А теперь, ребята, внимание на экран.
Я предлагаю вам из калейдоскопа мультфильмов заполнить главных героев.
Видео-мультфильмы (≈ 3 минуты)
Назовите сказочных героев из мультфильмов. (Фёдора, Фунтик, Филин, фазан)
Какие одинаковые звуки вы встретили в этих словах? ([ф], [ф’])
Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на уроке?
Правильно, ребята, мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой ф. Будем учиться читать и писать с новой буквой.
|
|
ΙѴ. Звуковой анализ слов
40 слайд Фазан
Согласный
Глухой
Твёрдый
41 слайд филин
Мягкий
Вывод | Доска На доске звуковая схема слова фазан Определите, сколько в слове слогов?
Произнесём 1 слог, 2 слог.
Определим ударный слог
Меня интересует 1 звук в этом слове.
Произнесём 1 звук. ( [ф] )
Определми, какой это звук – гласный или согласный? Почему?
(Звук — [ф] – согласный. Пир произношении звука, воздух встречает преграды со стороны органов речи.)
Произнесём ещё раз звук [ф], как он произносится – голосом или без голоса? (Звук [ф] – глухой)
И в слове фазан произносится твёрдо или мягко? (Звук [ф] – твёрдый)
— и в звуковой схеме слово филин, как произноситься, твёрдо или мягко? (Звук [ф’] – мягкий)
— Что мы узнали о звуках [ф], [ф’] ? 1. Согласный 2. Глухой 3. В словах бывает твёрдый и мягкий. |
|
Ѵ. Упражнения в определении звуков в словах.
42 слайд Лес
Учитель:
Филин и медведица:
Филин:
Медведица: Филин:
Медведица:
|
А сейчас, ребята, мы попадём с вами в сказочный лес, где встретим сказочных героев Филина и Медведицу.
Запомните слова со звуками [ф], [ф’], которые вам встретятся в этой сказке.
Сценка.
В лесу появилась большущая афиша, на которой было написано: «Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона. Фотография без фотоаппарата!»
— Фи! С волшебным фонариком каждый сможет! А я вот без фонарика те же фокусы покажу! — У кого есть фокус? — У меня! (берёт у медведицы фартук и накрывает горшок с фикусом) — Ставь на пенёк и давай сюда фартук! Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! (горшок падает) — Уронил! Разбил! Я Тебе за такой фокус знаешь что сделаю? Поучись сначала, а потом уже фокусы показывай!
Какие слова встретились в сказке со звуками [ф], [ф’]? Где находятся в словах? |
|
ѴΙ. Знакомство с буквой Ф, ф.
43слайд
44 слайд БУКВА
45 слайд |
А теперь, ребята, посмотрим какой же буквой обозначаются звуки [ф] [ф’] на письме.
У филина фокус не получился, а вот у нас он сейчас получится.
Эта буква родится у вас, ребята, прямо в руках.
Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву….Р(показ)
Взяли листочек и выщипали букву Р (учитель показывает)
Раскройте листочек, буква Р превратилась в букву Ф (эф)
Поздравим букву Ф с Днём Рождения! (похлопаем)
А живёт эта буква на «ленте букв»…
На что похожа эта буква? Прочитаем стихотворения об этой букве.
С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.
Буква Ф в футбол играет, Гол за голом забивает. Футболистка хоть куда, В форме буква Ф всегда. |
|
ѴΙΙ. Письмо буквы Ф, ф.
46 слайд
Письмо строчной буквы ф
47 слайд 48 слайд Письмо заглавной буквы Ф
49 слайд Чтение слогов
Запись слогов в «Прописи»
50 слайд Парные согласные
51 слайд
52 слайд
|
Цель: будем учиться писать букву Ф.
Подготовим пальчики к письму. «Это пальчик дедушка» — массаж
Правильная посадка, ручка, тетрадь.
1. Строчная буква ф состоит из 3 элементов (2 полуовала и наклонная длинная линия)
2. Работа в «Прописи» — детьми
Физминутка для глаз!
Фа аф фы Фо оф фи иф Фу уф фе еф
Работа в «Прописях»
Показ слогов на доске с объяснением (соединение) Запись слогов детьми в «Прописи».
Работа в парах Задание:
(Показать на ленте букв) |
|
ѴΙΙΙ. Постановка проблемы
53 слайд
54 слайд
Побуждение к сознанию проблемы
55 слайд Формирование проблемы
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила. 56 слайд
57 слайд
Закрепление
Доска
Вывод |
Ребята, посмотрите, сколько разнообразных птиц живёт на планете?
Как вы думаете, у кого из птиц самый большой клюв? Прочитатйте. Самый большой клю… у австралийского пеликана. Длина клюва 40 – 50 см – это наибольшая длина клюва относительно длины тела.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй! Изменяем слово: Клю… клювы клювик клюв
Вставить пропущенные парные согласные на конце слова.
Шар… — шарфы Шка… — шкафы
Правило на доске прочитать
|
|
IX. Работа с «Букварём»
58 слайд
59 слайд
| Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда произносим слово фонарик
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой (по Цыферову) «Лесной фонарик» И узнаем много интересного. |
|
Первичное чтение
Упражнение для развития скорости чтения «Буксир» |
Я буду читать предложения в быстром темпе, а вы следите глазами за тем, как я читаю. «Не отставай!» Как я остановлюсь «буксиром» становится ученик. Продолжать читать нужно в быстром темпе, а я слежу за учеником,, чтобы потом продолжить. (2 – 3 ученика)
|
|
X. Закрепление пройденного материала
60 слайд (с проверкой) 1)
2)
3)
4)
5)
| Ребята, как вы думаете, хорошо ли вы усвоили пройденные темы по грамоте?
Хотите себя проверить?
Тесты (по вариантам) I вариант II вариант В слове финики В слове факел а) 2 слога а) 1 слог б) 1 слог б) 2 слога в) 3 слога в) 3 слога
Мягкий согласный в слове: а) ёжик а) мышь б) гриф б) фикус в) флот в) фронт
Найди слова, которые неправильно разделены на слоги: а) о-са а) а-ист б) к-ни-га б) с-лон в) ночь в) лень
Какое слово будет и слогом: а) корова а) час б) пень б) сирень в) уточка в) море
Найти верное утверждение: а) Слог обязательно с гласной буквой б) Слог может быть без гласной буквы Проверка с доски : «5 » — без ошибок «4» — 1 ошибка «3» — 2 ошибки «2» — 3 ошибки и более |
|
XI . Итог 61 слайд | — Скажите, с какими звуками и буквами вы познакомились? — Что вы узнали о ней? |
|
XII. Рефлексия Дом.задание |
«Шарики настроения.» «Пропись», выразительное чтение по Букварю. |
|
Работа в группах
(на доске) флот, травка, фрак, фен
-
Какое слово «лишнее»? Докажите.
-
Попробуйте объяснить значение этих слов.
-
Каждая группа получает словарь Ожегова, ищет значение слова и объясняет всем детям класса.
1 группа Флот – стр742 (Словарь Ожегова) Совокупность всех военных и торговых судов страны или отдельного моря, речного бассейна.
2 группа Фрак – стр 700 Род парадного сюртука с вырезанными спереди полями и с длинными узкими фалдами сзади.
3 группа Фен – стр 848 Электрический прибор для сушки волос струёй нагретого воздуха.