Урок: Обучение грамоте

Класс: 1

Тема: Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.

Цель: ознакомление с новыми звуками и буквами.

Задачи: 1) научить выделять в словах звук: определять его как согласный; находить его место в слове; писать с буквой слоги, слова, предложения;

2) развивать речь детей, мышление, фонематический слух, память, внимание, активность.

Оборудование: презентация, наглядность, проектор.

Технологии: проблемно-диалогическая, развивающая.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Ι. Психологический настрой

1 слайд

Доска

доска

 Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро

Улыбчивым людям.

- Ребята, каким бы вы хотели, чтобы был наш урок?

- Прочитайте слова 1 столбика и выберите подходящие.

Интересный

Скучный

Занимательный

Познавательный

Сонный

Вкусный

- А какими должны быть ученики?

Ленивые

Умные

Шумные

Активные

Старательные

 — А чему мы будем с вами на уроке учиться. Слоги заблудились. Соберите слоги и у вас получаться слова – подсказки.

тать

чи

Читать

ве

от

чать

Отвечать

сать

пи

Писать

за

по

чать

ми

Запоминать

ΙΙ.

Повторение пройденного

2 слайд

Дифференцированная работа по трём уровням

3 слайд

4 слайд –

— 33 слайд

 А начинаем наш урок с повторения. Сегодня на уроке мы закрепим тему «Слоги».

Самостоятельно выполните следующие задания.

1 уровень

Подчеркните гласные буквы, укажите в скобках количество слогов в словах.

2 уровень

Разделите слова на слоги. Какое слово разделить нельзя? Подчеркни.

3 уровень

Исправьте допущенные Незнайкой ошибки.

Самопроверка с доски. Оценки.

Физминутка ( 3 минуты)

ΙΙΙ.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

(приём «яркое пятно»)

34 слайд —

38 слайд

39 слайд

Определение темы.

 А теперь, ребята, внимание на экран.

 Я предлагаю вам из калейдоскопа мультфильмов заполнить главных героев.

Видео-мультфильмы ( 3 минуты)

 Назовите сказочных героев из мультфильмов.

(Фёдора, Фунтик, Филин, фазан)

 Какие одинаковые звуки вы встретили в этих словах? ([ф], [ф’])

 Кто догадался, с какими звуками мы познакомимся на уроке?

 Правильно, ребята, мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой ф.

Будем учиться читать и писать с новой буквой.

ΙѴ.

Звуковой анализ слов

40 слайд

Фазан

Согласный

Глухой

Твёрдый

41 слайд

филин

Мягкий

Вывод

Доска

 На доске

звуковая схема слова

фазан

 Определите, сколько в слове слогов?

 Произнесём 1 слог, 2 слог.

 Определим ударный слог

Меня интересует 1 звук в этом слове.

 Произнесём 1 звук. ( [ф] )

Определми, какой это звук – гласный или согласный? Почему?

(Звук — [ф] – согласный. Пир произношении звука, воздух встречает преграды со стороны органов речи.)

 Произнесём ещё раз звук [ф], как он произносится – голосом или без голоса?

(Звук [ф] – глухой)

 И в слове фазан произносится твёрдо или мягко?

(Звук [ф] – твёрдый)

— и в звуковой схеме

слово филин, как произноситься, твёрдо или мягко?

(Звук [ф’] – мягкий)

— Что мы узнали о звуках [ф], [ф’] ?

1. Согласный

2. Глухой

3. В словах бывает твёрдый и мягкий.

Ѵ.

Упражнения в определении звуков в словах.

42 слайд

Лес

Учитель:

Филин и медведица:

Филин:

Медведица:

Филин:

Медведица:

 А сейчас, ребята, мы попадём с вами в сказочный лес, где встретим сказочных героев Филина и Медведицу.

 Запомните слова со звуками [ф], [ф’], которые вам встретятся в этой сказке.

Сценка.

В лесу появилась большущая афиша, на которой было написано:

«Спешите видеть!

Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!

Фонтан из пустого флакона.

Фотография без фотоаппарата!»

— Фи! С волшебным фонариком каждый сможет! А я вот без фонарика те же фокусы покажу!

— У кого есть фокус?

— У меня!

(берёт у медведицы фартук и накрывает горшок с фикусом)

— Ставь на пенёк и давай сюда фартук!

Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой!

(горшок падает)

— Уронил! Разбил!

Я Тебе за такой фокус знаешь что сделаю? Поучись сначала, а потом уже фокусы показывай!

 Какие слова встретились в сказке со звуками [ф], [ф’]? Где находятся в словах?

ѴΙ.

Знакомство с буквой Ф, ф.

43слайд

44 слайд

БУКВА

45 слайд

 А теперь, ребята, посмотрим какой же буквой обозначаются звуки [ф] [ф’] на письме.

 У филина фокус не получился, а вот у нас он сейчас получится.

 Эта буква родится у вас, ребята, прямо в руках.

 Для этого нужно «выщипать» уже известную вам букву….Р(показ)

Взяли листочек и выщипали букву Р (учитель показывает)

Раскройте листочек, буква Р превратилась в букву Ф (эф)

 Поздравим букву Ф с Днём Рождения! (похлопаем)

 А живёт эта буква на «ленте букв»…

На что похожа эта буква?

Прочитаем стихотворения об этой букве.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Буква Ф в футбол играет,

Гол за голом забивает.

Футболистка хоть куда,

В форме буква Ф всегда.

ѴΙΙ.

Письмо

буквы Ф, ф.

46 слайд

Письмо строчной буквы ф

47 слайд

48 слайд

Письмо заглавной буквы Ф

49 слайд

Чтение слогов

Запись слогов

в «Прописи»

50 слайд

Парные согласные

51 слайд

52 слайд

Цель: будем учиться писать букву Ф.

 Подготовим пальчики к письму.

«Это пальчик дедушка» — массаж

Правильная посадка, ручка, тетрадь.

 1. Строчная буква

ф состоит из

3 элементов

(2 полуовала и наклонная длинная линия)

2. Работа в «Прописи» — детьми

Физминутка для глаз!

  1. Объяснение на доске и в «воздухе»

  2. Письмо буквы в «Прописи»

Фа аф фы

Фо оф фи иф

Фу уф фе еф

  1. Прочитайте слоги (хором)

  2. Прочитайте слог, обозначающий ноту (фа)

  3. Прочитайте слог, где звуков больше, чем букв. (еф)

  4. Прочитайте слоги, где звук [ф’] – мягкий.

Работа в «Прописях»

 Показ слогов на доске с объяснением (соединение)

Запись слогов детьми в «Прописи».

Работа в парах

Задание:

  1. Перед вами лежат буквы.

  2. Вы должны быстро собрать пары из звонких и глухих согласных.

  3. Получилось всем буквам найти пару?

  4. Какая новая пара парных согласных образовалась у вас? (В – Ф)

(Показать на ленте букв)

ѴΙΙΙ.

Постановка проблемы

53 слайд

54 слайд

Побуждение к сознанию проблемы

55 слайд

Формирование проблемы

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.

56 слайд

57 слайд

Закрепление

Доска

Вывод

 Ребята, посмотрите, сколько разнообразных птиц живёт на планете?

Как вы думаете, у кого из птиц самый большой клюв?

Прочитатйте.

Самый большой клю… у австралийского пеликана. Длина клюва 40 – 50 см – это наибольшая длина клюва относительно длины тела.

  1. Вставьте пропущенную букву в слове клюв?

  1. В чём затруднение? (Не знаем, какую букву надо писать)

  1. Какой возникает проблемный вопрос? (Какую парную согласную надо писать на конце слова)

  1. Какие есть предположения, версии, гипотезы?

  1. Сравним ваши предположения с новым для вас правилом.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

Изменяем слово:

Клю… клювы клювик клюв

  1. Пишем парную звонкую согласную букву В.

 Вставить пропущенные парные согласные на конце слова.

Шар… — шарфы

Шка… — шкафы

Правило на доске прочитать

IX.

Работа с «Букварём»

58 слайд

59 слайд

 Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда произносим слово

фонарик

Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой (по Цыферову) «Лесной фонарик»

И узнаем много интересного.

Первичное чтение

Упражнение для развития скорости чтения «Буксир»

  1. Чтение хорошо читающего ученика

  2. Какие чувства вызывала у вас сказка?

  3. Что интересного узнали из сказки?

 Я буду читать предложения в быстром темпе, а вы следите глазами за тем, как я читаю.

«Не отставай!»

Как я остановлюсь «буксиром» становится ученик. Продолжать читать нужно в быстром темпе, а я слежу за учеником,, чтобы потом продолжить. (2 – 3 ученика)

X.

Закрепление пройденного материала

60 слайд

(с проверкой)

1)

2)

3)

4)

5)

 Ребята, как вы думаете, хорошо ли вы усвоили пройденные темы по грамоте?

Хотите себя проверить?

Тесты (по вариантам)

I вариант II вариант

В слове финики В слове факел

а) 2 слога а) 1 слог

б) 1 слог б) 2 слога

в) 3 слога в) 3 слога

Мягкий согласный в слове:

а) ёжик а) мышь

б) гриф б) фикус

в) флот в) фронт

Найди слова, которые неправильно разделены на слоги:

а) о-са а) а-ист

б) к-ни-га б) с-лон

в) ночь в) лень

Какое слово будет и слогом:

а) корова а) час

б) пень б) сирень

в) уточка в) море

Найти верное утверждение:

а) Слог обязательно с гласной буквой

б) Слог может быть без гласной буквы

Проверка с доски :

«5 » — без ошибок

«4» — 1 ошибка

«3» — 2 ошибки

«2» — 3 ошибки и более

XI .

Итог

61 слайд

— Скажите, с какими звуками и буквами вы познакомились?

— Что вы узнали о ней?

XII.

Рефлексия

Дом.задание

«Шарики настроения.»

«Пропись», выразительное чтение по Букварю.

Работа в группах

(на доске) флот, травка, фрак, фен

  1. Какое слово «лишнее»? Докажите.

  2. Попробуйте объяснить значение этих слов.

  3. Каждая группа получает словарь Ожегова, ищет значение слова и объясняет всем детям класса.

1 группа Флот – стр742 (Словарь Ожегова) Совокупность всех военных и торговых судов страны или отдельного моря, речного бассейна.

2 группа Фрак – стр 700 Род парадного сюртука с вырезанными спереди полями и с длинными узкими фалдами сзади.

3 группа Фен – стр 848 Электрический прибор для сушки волос струёй нагретого воздуха.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here