Макриденко Зинаида Ивановна

Учитель начальных классов.

МБОУ СОШ Чехов-3 с углубленным изучением отдельных предметов.

Урок «Обучение грамоте» в 1 классе

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Макриденко Зинаида Ивановна, учитель начальных классов.

Статья отнесена к разделу «Преподавание в начальной школе».

Цели:

  • продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;

  • способствовать развитию связной и литературно грамотной речи, умению рассказывать;

  • развивать внимание, наблюдательность;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  1. Самоопределение к деятельности.

— Сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шапка есть – нет головы. (гриб)

(Показываю рисунок гриба. Открываю картинку «Осенний лес»)

— Но вот и попали мы в сказочный лес,

Лес этот полон всяких чудес,

Здесь звери не только учатся жить,

Они тоже умными все хотят быть.

И учит зверушек медведь косолапый,

Указку, держа своей лапой мохнатой.

(Картинка «Лесная школа»)

  1. Актуализация знаний.

— У зверят тоже урок чтения. И тема урока «Гласные и согласные звуки».

— Прочитайте тему урока. (Запись на доске)

— Ребята, а какая цель нашего урока?

— Чему должны научиться вы?

— А какая моя цель?

— Значит, мы все должны работать дружно, помогать друг другу.

— Давайте поможем зверятам.

— Что мы обозначаем красным цветом?

— Какие звуки мы называем гласными?

— Назовите гласные звуки.

— Какие звуки называем согласными?

— Что мы обозначаем синим цветом? А зленым?

— Учитель-медведь тоже указывает на какую-то схему. Что это?

— Но чтобы нам не заблудиться в лесу, нашим проводникам будет этот гриб. (Лисичка)

— Вот какая история произошла с ним однажды.

Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

— Ты кто? – спросил грибенка зверек.

— Я лисичка, — ответил грибенок.

— Вот здорово, — обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

— Ты все перепутал, — ответил грибенок, — охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…

— Что за лисички встретились?

— Кто из них прав?

— Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов. В русском языке такие слова, которые обозначают несколько предметов, называются омонимами. Более подробно вы с ними познакомитесь дальше, когда начнете изучать русский язык. Значение таких слов мы находим в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

— А может быть кто-нибудь из вас может привести примеры таких слов?

— Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

— Да потому, что грибы растут только в лесу. Всем известно, что если в чистом поле посеять и вырастить лес, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев выращенного леса. Поэтому народ дал грибам названия, происходящие от названия деревьев подберезовик, подосиновик, дубовик.

— Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Как надо собирать грибы? Что может произойти, если грибники будут рвать грибы?

Чтение текста таблицы «Обучение грамоте» и беседа по нему.

— И действительно, ребята, грибы имеют большое значение в жизни многих лесных жителей. Если человек может обойтись без грибов, найдет другую себе пищу, то лесные жители, пожалуй, нет. Давайте прочитаем небольшой текст.

III. Самостоятельная работа.

— Наш проводник грибок вывел нас на лесную поляну. Посмотрите внимательно на картинку.

— выполните задание к ней. (Составить 2 предложения по картинке по схемам:

____ ____ ____ . ____ ____ ____ !

— Сколько слов в первом предложении? Во 2, 3?

— Какое по интонации 3-е предложение?

— Что называется предложением?

— Из чего состоят предложения?

— Как пишем первое слово в предложении?

— Каким видом речи мы пользовались?

— Что такое устная речь?

— Учитель-медведь задал своим ученикам загадки, но они затрудняются их отгадать. Давайте поможем им не только отгадать загадки, но и составим к ним схемы.

— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

— Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом. (лиса)

— В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)

V. Рефлексия.

— Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мне вновь очутились дома, в классе, мы должны ответить грибочку – проводничку, достигли ли мы поставленной цели.

— Чему научились на уроке?

— что узнали нового?

Список использованной литературы:

  1. С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторниы, конкурсы, турниры, путешествия). Издательство «Учитель». Волгоград, г.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here