Макриденко Зинаида Ивановна
Учитель начальных классов.
МБОУ СОШ Чехов-3 с углубленным изучением отдельных предметов.
Урок «Обучение грамоте» в 1 классе
Тема: «Гласные и согласные звуки»
Макриденко Зинаида Ивановна, учитель начальных классов.
Статья отнесена к разделу «Преподавание в начальной школе».
Цели:
-
продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;
-
способствовать развитию связной и литературно грамотной речи, умению рассказывать;
-
развивать внимание, наблюдательность;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-
Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шапка есть – нет головы. (гриб)
(Показываю рисунок гриба. Открываю картинку «Осенний лес»)
— Но вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон всяких чудес,
Здесь звери не только учатся жить,
Они тоже умными все хотят быть.
И учит зверушек медведь косолапый,
Указку, держа своей лапой мохнатой.
(Картинка «Лесная школа»)
-
Актуализация знаний.
— У зверят тоже урок чтения. И тема урока «Гласные и согласные звуки».
— Прочитайте тему урока. (Запись на доске)
— Ребята, а какая цель нашего урока?
— Чему должны научиться вы?
— А какая моя цель?
— Значит, мы все должны работать дружно, помогать друг другу.
— Давайте поможем зверятам.
— Что мы обозначаем красным цветом?
— Какие звуки мы называем гласными?
— Назовите гласные звуки.
— Какие звуки называем согласными?
— Что мы обозначаем синим цветом? А зленым?
— Учитель-медведь тоже указывает на какую-то схему. Что это?
— Но чтобы нам не заблудиться в лесу, нашим проводникам будет этот гриб. (Лисичка)
— Вот какая история произошла с ним однажды.
Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
— Ты кто? – спросил грибенка зверек.
— Я лисичка, — ответил грибенок.
— Вот здорово, — обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?
— Ты все перепутал, — ответил грибенок, — охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке…
— Что за лисички встретились?
— Кто из них прав?
— Почему же лисички не поняли друг друга?
Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов. В русском языке такие слова, которые обозначают несколько предметов, называются омонимами. Более подробно вы с ними познакомитесь дальше, когда начнете изучать русский язык. Значение таких слов мы находим в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.
— А может быть кто-нибудь из вас может привести примеры таких слов?
— Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?
— Да потому, что грибы растут только в лесу. Всем известно, что если в чистом поле посеять и вырастить лес, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев выращенного леса. Поэтому народ дал грибам названия, происходящие от названия деревьев подберезовик, подосиновик, дубовик.
— Кто из вас ходил в лес за грибами?
— Как надо собирать грибы? Что может произойти, если грибники будут рвать грибы?
Чтение текста таблицы «Обучение грамоте» и беседа по нему.
— И действительно, ребята, грибы имеют большое значение в жизни многих лесных жителей. Если человек может обойтись без грибов, найдет другую себе пищу, то лесные жители, пожалуй, нет. Давайте прочитаем небольшой текст.
III. Самостоятельная работа.
— Наш проводник грибок вывел нас на лесную поляну. Посмотрите внимательно на картинку.
— выполните задание к ней. (Составить 2 предложения по картинке по схемам:
____ ____ ____ . ____ ____ ____ !
— Сколько слов в первом предложении? Во 2, 3?
— Какое по интонации 3-е предложение?
— Что называется предложением?
— Из чего состоят предложения?
— Как пишем первое слово в предложении?
— Каким видом речи мы пользовались?
— Что такое устная речь?
— Учитель-медведь задал своим ученикам загадки, но они затрудняются их отгадать. Давайте поможем им не только отгадать загадки, но и составим к ним схемы.
— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
— Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом. (лиса)
— В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)
V. Рефлексия.
— Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мне вновь очутились дома, в классе, мы должны ответить грибочку – проводничку, достигли ли мы поставленной цели.
— Чему научились на уроке?
— что узнали нового?
Список использованной литературы:
-
С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторниы, конкурсы, турниры, путешествия). Издательство «Учитель». Волгоград, г.