МАДОУ Детский сад компенсирующего вида №16 «Елочка»
Ступинского муниципального района
Конспект урока для 1 класса
«МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК»
подготовила воспитатель
Лысова Елена Васильевна
Ступино
2012
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Познание».
Цель: Приобщение детей к родному языку.
Задачи:
ЗДОРОВЬЕ:
— Привлекать детей к двигательной активности на занятии.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ:
— Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие с воспитателем и детьми.
КОММУНИКАЦИЯ, коррекционная работа:
— Развивать фонематическое восприятие.
— Упражнять в правильном произношении звука [р].
— Развивать речь детей.
— Видоизменять слова, отвечая на вопрос: «какой?»
— Образовывать слова с суффиксом [-ок].
— Развивать внимание, мышление, активность на занятии.
ПОЗНАНИЕ:
— Расширять знания о большой и малой Родине.
— Воспитывать уважение к традициям родного народа, истокам своей Родины.
— Продолжать воспитывать любовь к родной стране, родному городу, родному
языку.
— Развивать интерес к народным пословицам и поговоркам, считалкам.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
— Развивать ритмичную и выразительную речь при произнесении считалок.
МАТЕРИАЛ: карта России, государственные символы, кузовок, кубики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы с детьми о г. Ступино, о России;
чтение произведений ступинских авторов о нашем городе; рассматривание
фотографий, иллюстраций; прогулки по улицам города, по памятным местам;
экскурсии в музеи; беседы с родителями о патриотическом воспитании детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
— Ребята, у каждого человека есть родная земля, есть Родина. А что такое Родина?
Ответы детей.
— Верно, это – место, где человек родился, живет, где живут его родители, близкие люди.
— Какая бывает Родина?
Ответы детей.
— Верно, Россия – наша большая Родина. В России есть много разных городов, сел, деревень. Вот и наш город Ступино на реке Оке – наша малая Родина, родная земля, то место, где мы живем, где живут наши родители, близкие нам люди.
— Значит, как нас называют, кто мы?
Ответы детей. ( ступинцы, россияне).
— А на каком языке мы с вами разговариваем?
— Правильно!
— И сегодня мы будем соревноваться, кто лучше знает родной
русский язык. У нас будут две команды. Пожалуйста, присаживайтесь на места.
Название команд…
Выиграет та команда, которая наберет большее количество кубиков.
Итак, первое задание.
ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО С ДАННЫМ ЗВУКОМ».
— Россия! С какого звука начинается это слово? Верно, [Р].
Задание такое: придумать слова со звуком [р], в любой его части.
— Кубик получает команда…
ИГРА «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО».
— Ребята, вы любите наш город? Тогда будем отвечать на вопросы!
— Если много зелени? Зеленый.
— Если много цветов? Цветущий.
— Если кругом чистота? Чистый.
— Если кругом красота? Красивый.
— Если много приветливых людей? Приветливый.
— Если находится рядом с Москвой? Подмосковный.
— Если мы в нем родились? Родной.
— Если городу мало лет? Молодой.
— Молодцы! Кубик получает команда…
ИГРА НА ДОГОВАРИВАНИЕ «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
— Родину почитали и любили еще с древних времен. Народ сложил много пословиц о родной стороне. Задание следующее: я начну пословицу, а вы продолжите.
— Главное богатство в России живет:
Великий, могучий российский… народ.
— Нет богатства драгоценнее на свете!
Это большие и малые…дети.
— Жить – Родине… служить.
— Родина-мать, умей за нее… постоять.
— Родная землица и во сне… снится.
— Если дружба велика – будет Родина…крепка!
— Нет земли краше, чем Родина…наша.
— Свою Родину, как мать, люби и…береги!
— Любовь к Родине в огне не горит и в воде …не тонет.
— Человек без Родины – соловей без…песни.
— Всякому мила своя… сторона.
— Сыновья русских матерей славятся удалью…. богатырей.
— Кто за Родину горой – тот истинный … герой!
— Очень хорошо! Кубик получает команда…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
— Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»
ИГРА «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЧИТАЛКА»
— Следующее задание для команд: вспомнить считалки. Посмотрим, какая команда знает больше!
— Молодцы! Кубик получает команда…
СТАРИННАЯ ИГРА «КУЗОВОК»
— Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он
содержит все на «-ок». Скажи слово, заканчивающее на «-ок» и передай соседу кузовок.
— Я положу в кузовок…клубок.
— Я …сахарок.
— А я …замок.
(теремок, лепесток, пяточек, колобок, пирожок, рожок, сачок, порошок, курок,
носок, чулок, платок, моток …)
— Трудное задание, но справились все. Обе команды получают по кубику.
— Теперь подсчет итогов соревнования. Победила дружба!
— Вы – молодцы! Хорошо знаете родной русский язык. Если всегда будите хорошо заниматься, учиться в школе, то, может быть, научитесь писать стихи, так же, как, например, А.С. Пушкин! Помните, какими красивыми словами начинается поэма «Руслан и Людмила»? Кто напомнит?
Дети рассказывают.
— Красиво? Вот какая наша русская речь! Красивая русская речь!
— А теперь поиграем в русскую народную игру.
ИГРА «ГДЕ КУПАЛСЯ ИВАНУШКА»
Иванушка, выбранный по считалке, наклоняет голову вниз. Дети над ним протягивают ладони и поют:
Где купался Иванушка?
Возле белого камушка!
Ведущий- воспитатель, пронеся камушек над каждой рукой, кладет его кому-либо в ладонь. Все, скрестив руки на груди, кулачками ударяя по своим плечам, продолжают напевать:
Белый камень у меня, у меня!
Посмотрите на меня, на меня!
Иванушка поднимает голову. По глазам играющих отгадывает, у кого в ладонях спрятан камушек. Если угадал, то становится ведущим.
— Молодцы! А теперь призы — всем угощение!
ЛИТЕРАТУРА:
1.«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищева
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
2. «С чего начинается Родина», /Под редакцией Л.А.Кондрыкинской
Москва «Сфера», 2003
3. «Воспитание ребенка в русских традициях», Л.В.Соколова, А.Ф.Некрасова
Москва «Айрис- пресс», 2003