МАДОУ Детский сад компенсирующего вида №16 «Елочка»

Ступинского муниципального района

Конспект урока для 1 класса

«МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК»

подготовила воспитатель

Лысова Елена Васильевна

Ступино

2012

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и «Познание».

Цель: Приобщение детей к родному языку.

Задачи:

ЗДОРОВЬЕ:

— Привлекать детей к двигательной активности на занятии.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

— Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие с воспитателем и детьми.

КОММУНИКАЦИЯ, коррекционная работа:

— Развивать фонематическое восприятие.

— Упражнять в правильном произношении звука [р].

— Развивать речь детей.

— Видоизменять слова, отвечая на вопрос: «какой?»

— Образовывать слова с суффиксом [-ок].

— Развивать внимание, мышление, активность на занятии.

ПОЗНАНИЕ:

— Расширять знания о большой и малой Родине.

— Воспитывать уважение к традициям родного народа, истокам своей Родины.

— Продолжать воспитывать любовь к родной стране, родному городу, родному

языку.

— Развивать интерес к народным пословицам и поговоркам, считалкам.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

— Развивать ритмичную и выразительную речь при произнесении считалок.

МАТЕРИАЛ: карта России, государственные символы, кузовок, кубики.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы с детьми о г. Ступино, о России;

чтение произведений ступинских авторов о нашем городе; рассматривание

фотографий, иллюстраций; прогулки по улицам города, по памятным местам;

экскурсии в музеи; беседы с родителями о патриотическом воспитании детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

— Ребята, у каждого человека есть родная земля, есть Родина. А что такое Родина?

Ответы детей.

— Верно, это – место, где человек родился, живет, где живут его родители, близкие люди.

— Какая бывает Родина?

Ответы детей.

— Верно, Россия – наша большая Родина. В России есть много разных городов, сел, деревень. Вот и наш город Ступино на реке Оке – наша малая Родина, родная земля, то место, где мы живем, где живут наши родители, близкие нам люди.

— Значит, как нас называют, кто мы?

Ответы детей. ( ступинцы, россияне).

— А на каком языке мы с вами разговариваем?

— Правильно!

— И сегодня мы будем соревноваться, кто лучше знает родной

русский язык. У нас будут две команды. Пожалуйста, присаживайтесь на места.

Название команд…

Выиграет та команда, которая наберет большее количество кубиков.

Итак, первое задание.

ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО С ДАННЫМ ЗВУКОМ».

— Россия! С какого звука начинается это слово? Верно, [Р].

Задание такое: придумать слова со звуком [р], в любой его части.

— Кубик получает команда…

ИГРА «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО».

— Ребята, вы любите наш город? Тогда будем отвечать на вопросы!

— Если много зелени? Зеленый.

— Если много цветов? Цветущий.

— Если кругом чистота? Чистый.

— Если кругом красота? Красивый.

— Если много приветливых людей? Приветливый.

— Если находится рядом с Москвой? Подмосковный.

— Если мы в нем родились? Родной.

— Если городу мало лет? Молодой.

— Молодцы! Кубик получает команда…

ИГРА НА ДОГОВАРИВАНИЕ «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

— Родину почитали и любили еще с древних времен. Народ сложил много пословиц о родной стороне. Задание следующее: я начну пословицу, а вы продолжите.

— Главное богатство в России живет:

Великий, могучий российский… народ.

— Нет богатства драгоценнее на свете!

Это большие и малые…дети.

— Жить – Родине… служить.

— Родина-мать, умей за нее… постоять.

— Родная землица и во сне… снится.

— Если дружба велика – будет Родина…крепка!

— Нет земли краше, чем Родина…наша.

— Свою Родину, как мать, люби и…береги!

— Любовь к Родине в огне не горит и в воде …не тонет.

— Человек без Родины – соловей без…песни.

— Всякому мила своя… сторона.

— Сыновья русских матерей славятся удалью…. богатырей.

— Кто за Родину горой – тот истинный … герой!

— Очень хорошо! Кубик получает команда…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»

ИГРА «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЧИТАЛКА»

— Следующее задание для команд: вспомнить считалки. Посмотрим, какая команда знает больше!

— Молодцы! Кубик получает команда…

СТАРИННАЯ ИГРА «КУЗОВОК»

— Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он

содержит все на «-ок». Скажи слово, заканчивающее на «-ок» и передай соседу кузовок.

— Я положу в кузовок…клубок.

— Я …сахарок.

— А я …замок.

(теремок, лепесток, пяточек, колобок, пирожок, рожок, сачок, порошок, курок,

носок, чулок, платок, моток …)

— Трудное задание, но справились все. Обе команды получают по кубику.

— Теперь подсчет итогов соревнования. Победила дружба!

— Вы – молодцы! Хорошо знаете родной русский язык. Если всегда будите хорошо заниматься, учиться в школе, то, может быть, научитесь писать стихи, так же, как, например, А.С. Пушкин! Помните, какими красивыми словами начинается поэма «Руслан и Людмила»? Кто напомнит?

Дети рассказывают.

— Красиво? Вот какая наша русская речь! Красивая русская речь!

— А теперь поиграем в русскую народную игру.

ИГРА «ГДЕ КУПАЛСЯ ИВАНУШКА»

Иванушка, выбранный по считалке, наклоняет голову вниз. Дети над ним протягивают ладони и поют:

Где купался Иванушка?

Возле белого камушка!

Ведущий- воспитатель, пронеся камушек над каждой рукой, кладет его кому-либо в ладонь. Все, скрестив руки на груди, кулачками ударяя по своим плечам, продолжают напевать:

Белый камень у меня, у меня!

Посмотрите на меня, на меня!

Иванушка поднимает голову. По глазам играющих отгадывает, у кого в ладонях спрятан камушек. Если угадал, то становится ведущим.

— Молодцы! А теперь призы — всем угощение!

ЛИТЕРАТУРА:

1.«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищева

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

2. «С чего начинается Родина», /Под редакцией Л.А.Кондрыкинской

Москва «Сфера», 2003

3. «Воспитание ребенка в русских традициях», Л.В.Соколова, А.Ф.Некрасова

Москва «Айрис- пресс», 2003

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here