Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Сургута Бондарь Оксана Михайловна
Образовательная система «Школа 2100»
Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема: «Перенос слова»
Тип урока: «открытие» нового знания
Структура урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Постановка проблемы и мотивация к деятельности
IV. Самостоятельное формулирование темы урока
V. Физминутка
VI. Совместное открытие «новых» знаний
VII. Применение нового знания
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Технологическая карта изучения темы.
Перенос слова | ||||||
Цели
| Основные общеучебные цели: — развивать организационные умения: продолжать учиться; — ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; — добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; — планировать работу над заданием в соответствии с только что изученным алгоритмом; — формулировать логично обоснованные высказывания, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; — делать выводы на основе обобщения знаний; — воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, группах. Основные предметные цели: — познакомить с правилами переноса слов с одной строки на другую; — формировать умение обозначать на письме буквы безударных гласных звуков; – формировать умение делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове. | |||||
Планируемые результаты | Предметные результаты: правописные умения: — делить слова на части для переноса; — оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения); — каллиграфически правильно писать; учебно-языковые умения: — делить слова на слоги, ставить ударение; речевые умения: — составлять предложения из слов; — правильно списывать слова и предложения; — проверять написанное, сравнивая с образцом. Метапредметные: личностные универсальные учебные действия: — принимать и осваивать социальную роль ученика; — устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом ; регулятивные универсальные учебные действия: — готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; — высказывать свое предположение на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; — совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; познавательные универсальные учебные действия: — развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; — ориентироваться в учебнике, в тетради; — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); — находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; — проводить анализ учебного материала; — делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; коммуникативные универсальные учебные действия: — донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; — слушать и понимать речь других; — учиться работать в паре, в группе. | |||||
Основные понятия | Слог, ударение, перенос слова, звук, буква. | |||||
Методы и методические приемы | Метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания | |||||
Формы обучения | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах | |||||
Ресурсы: — основные
— дополнительные | Мультимедийная презентация, мультимедийный программный продукт единой коллекции ЦОР, рабочая тетрадь
Литература для учителя: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2012. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2012. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык Методические рекомендации для учителя по курсу «Русский язык» 1 класс.- М.: Баласс, 2012. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки). Учебник для первоклассников. – М.: Баласс, 2012 Литература для учащихся: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык (первые уроки). Учебник для первоклассников. – М.: Баласс, 2012 Бунеева Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику « Русский язык», 1 класс. — М.: Баласс, 2012. | |||||
Оборудование:
| Доска, видеопроектор, компьютер
| |||||
Технология проведения | Метод | Форма | Средства | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты
|
I. Организационный момент (3 мин) Цель: — мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
| Мотивирующий приём «Улыбка», прием «Путешествие с героем мультфильма». | Фронтальная | Мультимедийная презентация (слайд 1,2,)
Мультимедийная презентация (слайд 3)
Мультимедийная презентация (слайд 4)
Мультимедийная презентация (слайд 5) | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. — Отгадайте загадку. Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть тоска ее боится (улыбка) — Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Девиз урока: Наблюдаю – замечаю – размышляю — делаю выводы. — Как вы понимаете эти слова?
|
— Учат тому, что мыслительная работа воспитывает человека. — Учат видеть и выделять главное.
| Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Актуализация знаний (10 мин) Цели: — организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; — выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося; |
| Индивидуаль-ная и фронтальная работа. | Мультимедийная презентация (слайд 6)
Мультимедийная презентация (слайд 7)
Мультимедийная презентация (слайд 8) | I.Запись числа. II.Чистописание 1. Предварительный анализ и рисование «бордюра». – Откройте тетрадь на с. 9. Рассмотрите рисунок. – Куда спешит улитка? – Интересно, кто её там ждёт? – Нарисуем улитку на строчке. Учитель показывает последовательность выполнения на доске. Сначала е-образные рожки, потом туловище и «домик». Затем дети рисуют самостоятельно. 2. Самостоятельное прописывание букв и сочетаний. – Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова? 3. Чтение и запись слов. – Прочитайте слова про себя. – Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну. – Запишите слова, диктуя их по слогам. – Какую роль в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак? – Подчеркните их в словах. II.Словарная работа. Лунтик прилетел на Землю и тоже учится писать и читать вместе с вами. И сейчас у нас словарная работа. Лунтик вместе со своими друзьями учится писать слова – названия предметов. Учитель демонстрирует картинки, учащиеся записывают. Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте правильно и запишите. В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ — Назовите пропущенные буквы. — Что объединяет эти слова? — Найдите лишнее слово? —Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые? — Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв? — Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу) — Как определили в словах количество слогов?
|
Учащиеся работают в тетради самостоятельно.
Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.
Учащиеся работают со словарными словами: делят слова на слоги, указывают количество слогов.
Ученики называют признак определения количества слогов.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Ориентироваться в учебнике, в тетради (Познавательные УУД).
Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Регулятивные УУД)
Делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество букв и звуков в слове.
|
III. Постановка проблемы и мотивация к деятельности (2 мин)
Цель: — создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез;
| Проблемный вопрос | Фронтальная Работа в парах. | Мультимедийная презентация (слайд 9)
Мультимедийная презентация (слайд 10)
Мультимедийная презентация (слайд 11)
| Под руководством учителя ставится проблемный вопрос. Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках. (На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение) ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА — Какое предложение у вас получилось? — Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. — Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть? — Что вы посоветуете Лунтику.
|
Ученик работают в парах, составляют предложение.
Учащиеся выдвигают свои гипотезы (с одобрением выслушивается любая гипотеза).
| Принимать и осваивать социальную роль ученика (Личностные УУД).
Составлять предложения из слов.
Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Регулятивные УУД).
|
IV. Самостоятельное формулирование темы урока (3 мин) Цели: — организация постановки цели урока, составления совместного плана действий; — уточнение следующего шага учебной деятельности;
| Подводящий к теме диалог. | Фронтальная | Мультимедийная презентация (слайд 12) | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Показывает слайд следующего этапа. Проводит диалог, подводящий учащихся к определению темы урока. — А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется? — Да, переносить слова надо по правилам. — Кто догадался, какая тема нашего урока? — Чему будем учиться? |
Ученики делают вывод: сегодня на уроке мы будем учиться переносить слова с одной строки в другую.
| Определять и формулировать цель деятельности на уроке (Регулятивные УУД)
|
V. Физминутка ( 2 мин)
| На зарядку солнышко Поднимает нас, По команде «Два!»
| |||||
VI. Совместное открытие «нового» знания (10 мин) Цели: — реализация совместных действий в соответствии с планом; — фиксирование новых знаний в речи и знаках; — организация устранения затруднений;
| Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.
Сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника.
| Работа в группах. | Мультимедийная презентация (слайд 13)
Мультимедийная презентация (слайд 14)
Мультимедийная презентация (слайд 15)
Мультимедийная презентация (слайд 16)
Мультимедийная презентация (слайд 17)
Мультимедийная презентация (слайд 18)
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует работу в группах для достижения поставленной цели. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова. Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило Последовательность работы: 1.Прочитать слова. 2.Обратить внимание на выделенные буквы. 3.Посмотреть, где стоит знак переноса. 4.Сформулировать правило переноса.
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.
Лунтик рад, он узнал правила переноса слов. и сразу же захотел рассказать это их своим друзьям
Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
| Учащиеся выдвигают свои гипотезы (с одобрением выслушиваются все объяснения). Представитель от 1 группы показывает задание. У ро|-зы ост|-ры|е ши|-пы. Бро|-дит ста|-до по лу|-гам. Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Вывод: слово переносится по слогам. Представитель от 2 группы показывает задание. Все читают хором слова: груп-па, тон-на, масс-са. Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Вывод: если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Представитель 3 группы показывает задание. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них. Вывод : буквы Ь, Ъ,Й нельзя отрывать от предыдущего слога. Представитель 4 группы показывает задание. Читаем слова: лес, пень, лось. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Вывод: слово из одного слога не переносится. Представитель 5 группы показывает задания. Все читают хором слова: Юля, обед, края Выделены буквы Ю,О,Я. Знак переноса не стоит. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (Личностные УУД)
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану (Регулятивные УУД).
Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (Познавательные УУД).
Слушать и понимать речь других, уметь доносить свою позицию до других (Коммуникативные УУД).
Проводить анализ учебного материала (Познавательные УУД).
|
|
| |||||
VII. Применение нового знания. (10 мин) Цель: — организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; | Продуктивное применение Метод познания. | Фронтальная, индивидуаль- ная. | Мультимедийная презентация (слайд 19)
| Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла. Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес: е – два, И получил за это «два», Укол я перенес: у – кол – И получил за это «кол». Опять я перенес:о – пять, Теперь, наверно, будет «пять»?! — Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? 1. Упражнение в делении слов для переноса. 2.Выполнение упр.21. с.21. по алгоритму. 1.Читаем слово. 2.Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем.
|
Ученики выполняют задание на доске и в тетрадях. Ди-ван, бар-сук, рей-ка, се-мья, подъ-ём, пись-мо, змея, коль-цо, огонь. Применяют алгоритм действий и объясняют перенос.
Оформление записи в тетради. | Ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике, в тетради (Познавательные УУД).
Работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль (Регулятивные УУД).
Делить слова на части для переноса. Каллиграфически правильно писать. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5 мин) Цели: — организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Вывод по проблеме
| Фронтальная | Мультимедийная презентация (слайд 20,21) | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности — Мы переходим к последнему этапу. — Подводим итог работы на уроке. Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы.
| Оценивание своей работы на уроке, используя схему. Учащиеся дают словесную и цветовую оценку. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. | Делать выводы в результате совместной работы учителя и класса (Познавательные УУД).
Оценивать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД). |