Конспект урока обучения грамоте и письма в 1 классе на тему:
«Заглавная буква М в начале предложения, в именах собственных».
Учитель: Дорофеева Ольга Владимировна.
(Образовательная программа «Школа 2100»)
Продолжительность: 35 минут.
Тип урока по дидактической цели:
-
урок ознакомления с новым материалом
Тип урока по способу проведения:
-
Урок- путешествие.
Технологии:
-
информационная ( презентация)
-
игровая
Формы взаимодействия:
-
фронтальная
-
индивидуальная
-
парная.
Цели:
1. Познакомить с заглавной буквой М, учить писать, употреблять заглавную букву в именах собственных, в начале предложения.
2. Отрабатывать навык чтения слов с изученными буквами, обогащать словарный запас учащихся.
3. Развивать внимание, фонематический слух и устную речь учащихся, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
4. Воспитывать любовь к своей Родине, родному краю..
Оборудование:
-
компьютер, проектор, экран;
-
карточки для работы в парах;
-
звёздочки – награды.
-
оценочные листы.
-
карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
I.Организационный момент.
— Сегодня мы отправимся в путешествие. Нам предстоит совершить полёт над просторами нашей необъятной страны..
— На чём можно совершить путешествие? ( на самолёте)
(1 слайд – стихотворение)
Солнце в небе золотится.
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет,
Он отправился в полет.
— К полёту готовы? Пристегнуть ремни!
2. Актуализация опорных знаний:
— Пилот должен быть не только физически хорошо подготовлен к полёту, но и должен быть умным и образованным. Давайте ,пока самолёт набирает высоту проверим ваши знания. Вот вам испытание. Поиграем в игру «Третий лишний». [слайд 2,3- игра «Третий лишний» ]
Игра «Третий лишний»
— Определите, какой слог/слово в столбике «лишнее». (дети читают слоги/слова)
-
ма
ми
му
( «лишний слог» ми, т.к. 1-й звук в слове мягкий согласный, а в других –
твёрдый.)
— Какая буква «превращает» впереди стоящий согласный в мягкий?
— Что ещё можете рассказать про первую букву в этих слогах?
( обозначает звонкий звук)
-
маг мир маки
( «лишнее слово» маки, т.к. в слове 2 слога, а другие слова односложные)
морс мост мостик
( «лишнее слово» морс, т.к. мост и мостик – однокоренные, имеют общую часть – корень)
— Что такое «морс»? (напиток из сока ягод)
-
Марс
маска
Мила
( «лишнее слово» маска, а другие слова – имена собственные.
(слова — географические названия пишутся с заглавной буквы)
— Что общего во всех упражнениях? ( начинаются с буквы М.)
— Кто из ребят нашего экипажа имеет имена, которые начинаются с буквы М ? ( Маргарита, Марианна).
— Молодцы! Пока мы с вами проходили испытание, наш самолёт не только набрал высоту, но и пролетел большое расстояние. Но, вероятно, следует дать отдохнуть нашим глазкам, прежде чем продолжим полёт. ( самооценка своих знаний- звёзды)
4 слайд ( электронная физминутка для глаз)
3.Изучение нового материала:
а).Знакомство с новыми словарными словами.
— Вот мы и отдохнули, а сейчас давайте посмотрим с высоты полёта на нашу Родину.
— Как называется наша страна? ( Россия ) — (словарное слово на доске, напечатать в индивид. карточках)
5 слайд: Карта России
— Как называется столица нашей Родины? (Москва). ( словарное слово на доске, напечатать в индивид. карточках)
— Составьте звуковую схему слова «Москва». (работа в парах).
б). Составление схемы предложения.
-Нам необходимо отправить звуковое сообщение на Землю в центр управления полётами. Составьте схему предложения в парах.
« Мы летим над Москвой!»
( работа в парах)
— Объясните схему. ( первое слово в предложении пишется с заглавной буквы Это слово— Мы – местоимение. Второе слово летим, третье — над- предлог, Четвёртое – Москвой- имя собственное пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку). (самооценка знаний- звёзды)
6 слайд-(схема предложения и напечатанное предложение )
в).Написание заглавной письменной буквы М.
— Мы знакомы с печатной заглавной и строчной буквой М ?
— Похожи заглавная и строчная буквы? Чем отличаются?
— Посмотрим как пишется буква М.
(7слайд – электронный показ)
— Пропишем в воздухе, в индивидуальных карточках. Сравним с образцом.
(самооценка знаний — звёзды)
г). Закрепление изученного.
— Во время нашего полёта, под крылом самолёта промелькнуло много городов, деревень, рек, озёр. Много людей живёт в этих населённых пунктах. Все они не похожи друг на друга , но есть у них кое-что общее. Что их объединяет? ( Все люди имеют свои имена. Города, деревни, реки, оэёра, моря имеют названия. А это — имена собственные и писать их нужно с заглавной буквы).
Физминутка
Руки ставим мы в разлёт:
Получился самолёт.
Мах крылом туда-сюда
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
Потихонечку садись!
( Слайд №8 — стихотворение )
— Кружит в небе самолёт —
На посадку он идёт.
Над землёю — солнца луч
Пробивает толщи туч, —
Там, внизу — аэродром,
Там родной любимый дом.
— Вот мы и возвращаемся домой.
( слайд № 9— карта Челябинской области)
— А где наш дом? ( на Урале, в Челябинской области, в городе Челябинске).
— А кто знает географические объекты, которые начинаются на букву М? ( Миасс, Магнитогорск).
— Запишите эти названия в своей инд.карточке.
4.Итог урока:
— Приготовились к посадке самолёта! Проверили, пристёгнуты ли ремни?
( музыка)
— Наш самолёт удачно приземлился. Мы рад приветствовать вас в аэропорту города Челябинска! Понравился полёт?
— Что нового узнали?
— Чему научились?
( Имена собственные, первое слово в предложении пишутся с заглавной буквы).
— Оцените свою работу на уроке.
( Работа с оценочным листом)
— Все были смелыми, смышлёными, в награду вам эти звёзды!
(10 слайд— звёзды)
Сделать к у року:
-
Звёздочки.
-
Карточки для индивидуальной работы.
-
Карточки для работы в парах.
-
Подобрать музыку на «посадку» самолёта.
У детей на парте во время урока:
-
Ручка.
-
Простой карандаш
-
Цветные карандаши ( зелёный, синий, красный).
-
Оценочный лист.
-
Карточка для индивидуальной работы.
-
Карточка для работы в парах.
На карточках для парной работы к концу урока должно быть:
-
Звуковая схема слова МОСКВА.
-
Схема предложения « Мы летим над Москвой».
На карточках для индивидуальной работы к концу урока:
1.Напечатают словарные слова : Родина, Россия, Москва.
2.Письменная заглавная буква М. ( одна строчка).
3.Слова: Миасс, Магнитогорск.