Северо – Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ « Любимовская основная школа»
Учитель начальных классов
2 квалификационной категории
Бартель Елена Николаевна
Разработка урока русской грамоты
1 класс( 4 четверть )
Тема: « Предлог. Правописание предлогов со словами. А. Шибаев « Нет предлога »
Цель: будут уметь находить предлоги и правильно писать их со словами.
Задачи:
-
учить правильному употреблению предлогов в устной и письменной речи.
-
Развивать фонематический слух, правильное письмо, речь, качества чтения, мышление.
-
Воспитывать четкость и аккуратность в формулировках и записях.
Тип: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, сотовые телефоны, бумажные цветочки трёх цветов: красные, жёлтые, синие ( для формативного оценивания), красные круги диаметром 15 см с 3 линиями,конверты с заданиями( вставь предлоги), плакат ( А 1) с изображением вазы со стебельками цветов.
Ход урока:
-
Орг.момент. Эмоц.настрой.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Так начнём урок, друзья!
— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
— Клад — это богатство, деньги, золото.
— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!
Вместе с нами в путь отправляются герои мультфильма « Клад», которые приготовили для вас разные задания ( Слайд 1)
За каждое задание вы будете получать цветочки разных цветов: красный – вы справились великолепно, жёлтый – есть ошибки, синий – вы не справились.
-
Повторение.
( Работа в парах: на каждую парту кладу красный кружок « вишенка от крота диаметром 15 см, на котором 3 линии для записи слов )
слово-предмет, слово- признак, слово- действие. Задача детей: привести по 2 примера.( слайд 2 )
-
Каллиграфическая минутка.
-
Работа по развитию речи.
Скороговорка ( Фронтальный опрос )
За гиппопотамом гиппопотам
Топает по пятам.
-
Письмо с 165.( слайд 3 )
-
Физминутка «Крот»
Под полянкой ( разводят руки в стороны )
Умный крот ( качают головой )
Спозаранку ( потягиваются )
Роет ход. ( имитируют движение )
Для чего он роет ход? ( трясут руками )
Чтобы двигаться вперед! ( прыжки на месте )( слайд 4 )
-
Мотивационный этап.( слайд 5 )
( развитие критического мышления, работа в группах – лидерство и управление )
На зеленой траве блеснула капля росы.
Солнышко тихо встает _____ поля.
— Прочитайте то, что записано во второй строчке. Можно ли эту запись назвать предложением? Что нужно изменить, чтобы из этой группы слов получилось предложение?(Можно изменить окончание и добавить слово над: Солнышко тихо встаёт над полем. А можно добавить слово из-за: Солнышко тихо встаёт из-за поля. Дети могут привести и другие варианты – все их нужно рассмотреть).
— До сих пор слово над, так же, как и слова у, на, под, из-за …, мы называли так: маленькое отдельное слово. С сегодняшнего урока мы будем называть такие слова предлогами.
6. Сообщение темы и цели урока.
— Мы научимся определять место предлога, правильно записывать предлоги с другими словами. ( слайд 6 )
7. Изучениенового материала.( слайд 7 )
Слово “предлог” с латинского языка означает «стоящий перед словом»: «пред» — перед; «логос» – слово.
— Найдите предлог в первом предложении (на). Как написан предлог со следующим словом? А во втором предложении? (Тоже раздельно). Сравните свои наблюдения с правилом.
— Сам по себе предлог ничего не обозначает, к нему нельзя даже поставить вопрос. Но как только он встанет рядом со словом, то мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение. Но он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом. (Работа по составлению схем: □ — слово, O- предлог).
Расположите предлог так, чтобы было понятно его значение.
Результат работы детей может быть таким:
— Придумайте словосочетания с этими предлогами.
Запись самых интересных словосочетаний( лидер группы ), закрепление правила.
8. Физминутка.( слайд 8 )
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
9. Первичное закрепление.( слайд 9 )
( Раздаю задания в конвертах )
1. Работа в группах. Употребите предлоги правильно.
Задание для каждой группы: вставьте предлоги.
1 группа
Я … утра … лесу гуляю,
… росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
… березку и мох,
… малину, ежевику,
… ежа и ежиху,
.. которой … ежат
Все иголочки дрожат.
2 группа
Это … нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки … кармане,
Скачут … самого утра.
… дворе и … бульваре,
… переулке и … саду,
И … каждом тротуаре
… прохожих …. виду.
3 группа
Алеша рад: пришла весна,
… саду тепло и сухо
И … классе … окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал … мухой наблюдать.
… окно она влетела,
Она то сядет … тетрадь,
То … кусочек мела.
10. Чтение. Развитие речи ( Слайд 10 )
1) Стихотворение А. Шибаева « Нет предлога» наизусть читает ученик
( одарённый) ,предварительно получивший это задание домой.
2) Р/р. Работа над вопросами:
— Как вы понимаете слово «предлог»?
— Можно ли выдумать предлог, чтобы не учить уроки?
11. Рефлексия. Итог урока.( слайд 11 )
— Что вы узнали о предлогах? Можно ли обойтись без них?
— Как пишутся предлоги со словами?
Вы сегодня хорошо поработали – нашли клад: получили новые знания о предлоге. Давайте посчитаем сколько у каждого цветочков разных цветов, и на их основании вы сами поставите себе оценку, а я выставлю её в журнал. ( суммативная оценка )
( На сотовый телефон всем приходит СМС: « Ты сегодня умничка! Спасибо за урок»
12. Домашнее задание( слайд 12 )
стр.166 упр. 3
— Оцените своё настроение на уроке: на доске висит плакат с изображением вазы со стебельками . на них не хватает цветочков. Выберите красный, если всё понравилось; жёлтый, если вы не очень довольны; синий, если всё не понравилось и приклейте. Посмотрим, какой букет у нас получится для наших новых друзей!
Урок окончен, всем спасибо!