Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Конспект
урока русского языка в 1 классе
по учебнику А.В.Полякова «Русский язык»
Тема урока: Русская азбука. Алфавит
Выполнила:
Пшеничникова Светлана Александровна
учитель начальных классов
2014 год
Класс: I
Предмет: русский язык
Тема урока: Русская азбука. Алфавит
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель урока: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умения располагать заданные слова в алфавитном порядке; пользоваться словарями; развивать речь.
Задачи урока:
-
Предметные:
помочь учащимся осознать о необходимости знания алфавита и выучить его.
2. Метапредметные
Познавательные:
-создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
-развивать умения наблюдать, исследовать;
-формировать умения правильно отвечать на вопросы учителя;
Регулятивные:
— обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию, осуществлять самоконтроль, самооценку;
— адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
— содействовать развитию у детей умению общаться, использовать свой личный опыт;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помогать первоклассникам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
Предполагаемые результаты:
-
осознать необходимость знания алфавита
-
уметь называть буквы в алфавитном порядке
-
повысить активность и самостоятельность на уроке
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки
Используемые технологии на уроке: технология игрового обучения, развивающего обучения, технологии оценки учебных успехов, проблемное обучение, информационно коммуникационные технологии.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Создание эмоционального настроя. Подготовка к изучению нового. 1-2 слайд
2.Минутка чистописания Повторение изученного.
3 слайд
3.Постановка проблемы. 4-6 слайд
7 слайд
4.Работа в парах.
5.Физминутка 8 слайд 6.Самостоятельная работа.
7. Работа в группах. 9- 10 слайд
8.Физминутка 11 слайд 9.Закрепление изученного.
12 слайд
13 слайд
10.Итог урока 14 слайд
11.Рефлекс ия 15 слайд
12.Домашнее задание.
| -Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока? — А что бы вы друг другу подарили? Я дарю вам свою улыбку! -Я думаю, что вы будете сегодня настоящими моими помощниками. Нас ждёт много интересного впереди! -А сейчас всё внимание на экран. -Куда мы сегодня попали? Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит. — Кто такие богатыри? Богатыри — художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, в былинах, сказаниях, песнях. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. -В слове БОГАТЫРИ назовите буквы, обозначающие гласные звуки. — Запишите в тетрадь. Какая буква лишняя? -Назовите имена богатырей, начинающихся с гласного звука. Запишите. (Алёша, Илья) — Чем слова похожи? Отличаются? Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение, разделите на слоги. — Прочитайте предложение. Назовите орфограммы. Спишите, поставьте ударение. Богатыри – герои русских былин. Взаимопроверка. — Молодцы! -Нас встречает первый богатырь, Алёша Попович -Что у него в руках? Правильно, это первая учебная книга называется Азбука или Букварь. Первый российский букварь издан в 1574 году в Львове первопечатником Иваном Федоровым. — Что обозначает это слово Азбука? -Прочитайте: Слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ— и получилось русское слово … Слово пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово… — Обратимся к толковому словарю и найдём значение этих слов. Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов. (Перечень слов в определённом порядке). -Как называются слова алфавит и азбука? — Скажите тему нашего урока. «Русская азбука, или алфавит». — Зачем нам нужно изучать эту тему? — Как библиотекарь находит быстро книгу, врач карточку пациента, нужное слово в словаре?
-Как вы думаете, ребята, а вам надо учить алфавит? — Так какова же цель нашего урока?
— Алёша Попович ещё не изучал азбуку, помогите ему победить Змея Горыныча. Прочитайте правильно алфавит. Выполнение упражнения 51 на стр.44.Поработайте в паре. Что перед вами? Ошибки в названиях букв алфавита – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. -Что мы знаем о русской азбуке? -Подчеркните гласные. Сколько гласных? Подчеркните согласные. Сколько согласных? –Назовите особенные буквы. В чём особенность их? -Что же такое алфавит? В русском языке 33 буквы, из них 10- это гласные, 21- согласные, все стоят в определённом порядке. И их необходимо запомнить, я надеюсь, что на уроке вы в этом убедитесь! — Молодцы, мы победили Змея Горыныча! Гимнастика для глаз — Какое слово получилось? — Постройте предложение из слов: Добрыня, для, собрал, Настасьи, цветы. -Какие правила письма нужно знать для записи предложения? Запишите его самостоятельно. Назовите орфограммы, подчеркните их. Какая пара готова? Молодцы! Добрыня Никитич собрал для Настасьи цветы. А ей подавай названия цветов в алфавитном порядке! Разделитесь на команды и расположите цветы по алфавиту, запишем их с комментированием. (Приложение 3)(Астра, василёк, гвоздика, ирис, мимоза, пион, роза, фиалка) 1 команда – Найдите трёхсложные слова. 2 команда — Найдите слова, состоящие из твёрдых согласных. 3 команда — Найдите многозначные слова. Слово предоставляется команде. Настасье понравился букет Добрыни Никитича спасибо вам за помощь, и она позвала к себе друзей. Потанцуем! А вот нас встречает и самый старший богатырь Илья Муромец. Он помогает Алёнушке составлять летопись. -Что такое летопись? Как узнать? Обращаемся к толковому словарю. — После, какой буквы стоит буква Л? — Какая группа найдёт это слово?(Летопись — это запись исторических событий по годам). -Все события в летописи расположены в алфавитном порядке. Соловей- разбойник свистнул, и часть страниц из летописи разлетелись. — Некоторые буквы остались у вас в учебнике на странице 45, упражнение 52. -Что вы можете сказать о буквах на рисунке? — А ещё и названия у них разные. Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук А. Дополните своими ответами. — Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук Э. Дополните своими ответами. -Когда вы будете учить алфавит по порядку, то правильно нужно называть буквы. — А сейчас помогите, ребята, Илье Муромцу разобраться с алфавитом, поставьте буквы по порядку. (Приложение 4) 1 команда – от А до К 2 команда — от Л до Х 3 команда — от Ц до Я — Молодцы, вы очень дружно поработали! В знак благодарности Алёнушка приготовила сюрприз. Расшифруйте слово на экране: 17, 6, 19, 6, 33 Вы правильно сказали, у каждой буквы в алфавите своё место. — Споём алфавит все вместе! — Над какой темой мы сегодня работали? — Что вы запомнили на уроке? Дополните предложения: Алфавит – это… В алфавитном порядке записываются… В русском языке гласных… , а согласных… Всего букв… Нужно ли алфавит знать вам? Какие герои нам сегодня помогали на уроке? Возьмите нотку и поместите её на нотный стан. Если вам на уроке было всё понятно, то на верхнюю линию, если в чём-то сомневаетесь, то поставьте нотку на среднюю линейку, а если на уроке ничего не поняли, то на нижнюю линейку. (Приложение 2) Дома, соедините все буквы русского алфавита по порядку, и у вас получится картинка. (Приложение 1) Какие задания можно предложить ещё? Постарайтесь к следующему уроку выполнить одно из заданий, можно придумать своё и об этом рассказать на следующем уроке.
|
Просмотр в/фрамента.
-Три богатыря
О А Ы И -С буквы Ы- нет слов, И- смягчает предыдущий согласный. Сходства — это имена собственные, есть мягкий звук-Л Отличаются количеством слогов, ударным слогом.
Наша Азбука.
-Азбука
-Алфавит
Работа со словарём Слова-синонимы
Ответы детей
Ответы детей
Выполняют упражнение.
Делают вывод.
Говорят правило.
Разминка для глаз. Составляют предложение из слов.
Проверка в паре.
Работа в тетради.
Группы защищают свои проекты. Дети танцуют.
Работа со словарём
Ответы детей: буквы печатные и письменные, большие и маленькие. -а, ша, ха -эль, эм, бэ, тэ,
Работа в группах.
Слово «песня» Песня про алфавит.
Повтор правила.
Оценка своей деятельности на уроке.
Раскрасить картинку. Попробовать составить аналогичное задание. |
Источники информации:
Дмитриева О.И.Поурочные разработки по русскому языку. – М. «Вако», 2006.
Крылова О.Н. Русский язык. Входные тесты. 1 класс.- М. Экзамен, 2011.
Лоскутова З.С. Открытые уроки в начальной школе.- Брянск, 2000.
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу.- М.»Первое сентября», 2000.
http://mediaomsk.ru/inform/lit
http://odezhka-baby.by/»> http://www.liveinternet.ru/use…
Приложение 2.
Приложение 3.
АСТРА ВАСИЛЁК ГВОЗДИКА ИРИС МИМОЗА ПИОН
РОЗА ФИАЛКА
Приложение 4. А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я