Конспект урока по грамоте. 1 класс.

Тема: «Слоги ча – ща, чу – щу. Закрепление.»

Цель: закреплять умение писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Задачи: — закрепить и обобщить знания учащихся о правописании буквосочетаний ча – ща, чу – щу;

— развивать умения находить в словах изученные орфограммы; познавательный интерес, мышление, речь;

— воспитывать чувства взаимопомощи, культуру общения, ответственность;

Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Ожидаемый результат:

  • Учащиеся научатся писать сочетания ча-ща, чу-щу;

  • Характеризовать шипящие звуки;

Ход урока:

1.Орг.момент.

— Сейчас у нас урок грамоты. Урок – сказка. А кто к нам пришёл, вы узнаете отгадав загадку:

Бабка с дедом постарались,

И сегодня на урок,

Прикатился к нам румяный,

Очень вкусный …(колобок)! (Картинка)

Путешествовать с ним будем,

И заданья выполнять,

Чтобы целым, невредимым

Он вернулся к ним опять!

2.Сообщение темы и цели урока.

— Давайте поиграем в игру «Собери слово» вместе с Колобком.

НА ДОСКЕ: ч ы с а ч с (Слайд1)

Учащиеся собирают из букв слово ЧАСЫ

— Какая изученная орфограмма встречается в этом слове? (ЧА – ЩА пиши с А)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжать работать с правилом правописания ча-ща, чу-щу, учиться находить эту орфограмму в словах) (Слайд 2)

— Молодцы, правильно!

Тема урока: «Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу».

3. Минутка чистописания.

— Давайте продолжим сказку Колобок. Будем рассказывать её по предложению.

Катится колобок по дороге, навстречу ему Заяц. Поможем Колобку убежать от Зайчика. Выполним гимнастику пальцев рук.

А) Гигиенические навыки письма. (пальчиковая гимнастика)

Цель: стимулировать развитие речи, внимания, развивать подвижность и гибкость кистей рук.

Колобок — румяный бок,    (Левая кисть лежит на
Укатился за порог!         столе ладонью вверх.
                       Правой раскрытой ладонью
                       круговыми движениями, как
                       катаем пластилиновый шарик,
                       водим поверх левой ладошки)

Скок-по-скок, скок-по-скок (Правую ладонь сжать 
Укатился за порог!         в кулачок, и по слогово
                        с небольшим надавливанием
                        «пройтись» кулачком, как
                        молоточком, по подушечкам
                        пальцев левой руки. На
                        шестой слог — кулачком
                        «стукнуть» в середину 
                        ладони, и закончить
                        круговыми движениями)

Покатился Колобок        (поменять руки и 
По тропинке во лесок!      выполнять движения
                          из предыдущей части)
Скок-по-скок, скок-по-скок,
По тропинке во лесок!

Посадка – осанка.

Б) Запись числа, классная работа.

20 января.

Классная работа. (проговаривает Скосарева Сусанна)

В) –Пропишите слоги ча и ща, чу и щу чередуя их. Правильно соединяя буквы между собой.

Образец учителя.

Ча ща

Чу щу

— Возьмите карандаш зелёного цвета, подчеркните самый красивый слог.

4.Фонетический разбор.

Часы

Составьте предложение со словом часы.(Устно).

(У доски работает ученик Бельков Никола)

— Делим слово на слоги, ставим ударение.

— Даём характеристику каждому звуку. Составляем схему. Считаем сколько букв, сколько звуков, сколько слогов. Всё записывают в тетрадь.

— Поставьте на полях +, если справились без ошибок, -, если допустили ошибку.

-Поднимите руку, кто допустил ошибку? Где? Будьте внимательны!

Вывод: — Дайте характеристику звукам [ч’], [щ’] (согласные, всегда мягкие, шипящие)

— Как пишется встречаемая орфограмма? ( ЧА – ЩА пиши с буквой А)

— Колобок убежал от Зайчика и покатился дальше.

5. Физминутка. (Сидя, следят за колобком). (Слайд 3)

6. Работа по теме урока. Закрепление.

Работа по вариантам. Упражнение в распознавании изучаемой орфограммы.

— Что в сказке было дальше?

— Покатился колобок дальше, а навстречу ему Волк. У Волка для колобка задание, которое нужно выполнить, чтоб спасти Колобка.

— Поднимите руку 1 вариант. Поднимите 2 руки 2 вариант.

Задание: 1 вариант – выписывают слова с сочетаниями ча – ща.

2 вариант – выписывают слова с сочетаниями чу – щу.

(2 ученика работают за доской – Катя, Нина)

ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ЧЮДО, РОЩЯ, ЩУПАЛЬЦЫ, ЧЯЩЯ. (Слайд 4.)

ПРОВЕРКА – поменялись тетрадями, открывают доску – проверяем. Поставьте +, если выписали слова правильно, — если допустили ошибку.

Вывод: — как пишутся сочетания ча – ща, чу – щу?

7. Физминутка активная.

8.Чтение текста.

-Что же было дальше?

— Катится колобок дальше, навстречу ему Медведь. Предлагает Колобку прочитать рассказ в учебнике про его любимое лакомство — рыбу.

— Откройте учебник на стр. 96. «Как мы ловили щуку»

А) Чтение текста учителем.

— Какую рыбу поймал автор? (леща)

Б) Анализ содержания текста.

— Кто главный герой? (автор) От какого лица ведётся рассказ?

-Кто ходил на рыбную ловлю? (автор и папа)

-Кого взяли с собой? (щенка и Женю)

-Что ели рыболовы? ( Рыболовы ели щи из щавеля)

-Как автор ловил рыбу?

-* Почему рассказ называется «Как мы ловили щуку»? (Потому что Женька знал о щуке информацию)

В) Чтение с пометкой.

— Возьмите в руки карандаш и подчеркните все слова, в которых встречается изученная орфограмма ча-ща, чу-щу.

— Сколько слов подчеркнули? (7 слов)

-Поднимите руки у кого такой ответ. Поставьте себе +, если 7 слов нашли и — , если есть ошибки.

— Какие слова подчеркнули?

Вывод: — Чему учит нас рассказ? (Быть дружными, помогать друг другу.)

-Помогли Колобку убежать от Медведя!

9. Дифференцированное задание.

— Катится Колобок дальше, а навстречу ему Лиса. Хитрая плутовка, хочет запутать Колобка и съесть. Давайте поможем Колобку остаться в живых и вернуться к бабушке и дедушке живым и невредимым!

Задание: У каждого на парте лежит карточка. Посмотрите внимательно на задание.

Слабый ученик – красная карточка.

Задание: вставь в слова пропущенную орфограмму и подчеркни её.

Зашумела берёзовая рощ_.

На небе появилась чёрная туч_.

На грядке вырос зелёный щавель.

Средний ученик.

Задание: Закончи предложение.

Зашумела берёзовая __________. щавель

На небе появилась чёрная __________. роща

На грядке вырос зелёный _____________. Туча

Сильный ученик.

Задание: закончи предложение, вставив подходящие по смыслу слова, в которых есть орфограммы ча-ща.

Зашумела берёзовая __________.

На небе появилась чёрная __________.

На грядке вырос зелёный _____________.

ПРОВЕРКА (Слайд 5).

-Если справились с заданием без ошибок, то поставьте +, если допустили ошибки, то —

— Помогли убежать колобку и от хитрой лисы.

10. Оценивание.

Слайд

5 «+» — 5

4 «+» — 4

3 «+» — 3

Если 2 или 1 плюс, этим ребятам, нужно быть внимательнее и выучить правило!

11. Итог.

— Чему научились?

Я узнал…

Я понял…

Я научился…

(Хором повторили правило)

12.Резерв.

СЛАЙД

Задание: Составьте слова из слогов.

Ча, ка, чай, ро, ник, ща, встре, шка, вель

(чаща, чайник ,роща, щавель, встреча)

13.Рефлексия.

-Скажите, хорошо ли поступил колобок убежав из дома?

Чем закончилась сказка? (лиса съела колобка)

-Можно ли убегать из дома? Врать? Разговаривать с незнакомыми? Почему?

— Чтобы помочь колобку поскорее добраться домой, нужно взять и нарисовать ему такую улыбку, какое у вас сейчас настроение и заселить в домик к бабушке и дедушке!

14. Домашнее задание.

Стр. 92 выразительно читать рассказ. Выписать слова с орфограммой и подчеркнуть её. (Слайд 6).

— На этом урок закончен. До свидания!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here