Тема. Смысл сложения. Выражение. Равенство

Цели:

1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;

2)развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

3)способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.

Оборудование:

таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; кодоскоп с заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка — моховичка, схема объединения множеств.

Ход урока.

I.Оргмомент.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

II.Устный счет.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Приглашаю вас, друзья,

По грибы сегодня я.

Очень хочется узнать,

Кто их может собирать

И, конечно, различать.

А в лесу нас с вами ждет

Старичок — моховичок.

Приготовил он заданья.

На смекалку и на заданья.

1.По тропинке вместе с нами

Идут числа в два ряда.

Старичок желает знать,

Где здесь натуральный ряд.

(на пленке 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

кодоскопа:9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…?

-Сравните эти ряды, что вы заметили?

(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания,

в 2-ом ряду в порядке убывания)

2.Коля с мамой в лес ходил,

Там грибы он находил,

А когда домой пришел,

Все грибы сложил на стол.

Тут сестренка его Оля,

Принялась считать их вскоре.

Помогите, дети, Оле

Сосчитать грибы у Коли.

( счет до 10 в прямом и обратном порядке)

-Назову я вам число,

Всем известное оно.

Попрошу вас не зевать

«Соседей» у числа назвать.

У 4 ? 7 ? 9 ?

3.Белочки грибы сушили,

Ну, а посчитать забыли.

Кто ответит быстро, детки,

Хватит ли грибов всем белкам?

(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов)(Хватит)

Как узнали, объясните?(установили соответствие)Свое мнение докажите. (у доски показывают). Как сделать поровну?

Калькуляторы возьмите,

Число цифрой покажите.

Сколько белок? (6)

А грибов? (7)

Белок 6, а грибов 7,

Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6)

4.Вот на солнечной полянке

Повстречались нам грибы.

Поразмыслите, ребятки,

Что за группы здесь даны?

(1 группа – съедобные и несъедобные

2 группа – большие и маленькие

3 группа – по 2 грибка и по одному)

-Каких грибов больше больших или маленьких?

-Съедобных или несъедобных? Назовите их.

Вижу можете, ребятки,

Вы грибочки различать,

Ну, а кто же мне подскажет,

Как грибочки собирать?

(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)

5.Вот рисунок перед вами,

А задачу составьте сами.

-Как узнали? Почему прибавили?

6.На полянке у дубка

Еж увидел 2 грибка,

Походил вокруг осин

И нашел еще один.

Ну-ка, кто считать готов,

Сколько еж нашел грибов?

III.Сообщение темы и целей урока.

Нам решение задач не составило затрудненья,

Если выучим мы с вами действия сложения.

Познакомимся с названием компонентов при сложении

И научимся записывать математические выражения.

Вы узнаете, друзья, что такое равенства

И чем неверные от верных равенств отличаются.

IV.Новый материал.

(Выходят мальчик и девочка с корзинками).

Дети в лес пошли гулять

И грибочки собирать.

Повезло вначале Саше.

3 грибка нашел он сразу.

Даша тоже не отстала,

2 грибочка увидала

И в корзиночку поклала.

Стали дети их считать:

1, 2, 3, 4, 5

Ребятишкам повезло

Пять хорошее число.

Нам придется выяснять,

Как же получилось пять?

(К 3 прибавили 2)

-Почему прибавили?

Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.

-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)

-Сколько нашла Даша? (2)

(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2)

-Что мы сделали с их грибами? (Объединили)(учитель показывает схему)

-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить — это значит объединить два множества в одно.

-Что значит сложить?

-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс.

Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.

-Как называется эта запись? выражение? числа?

-Эти выражение читают по разному:

3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;

I слагаемое 3, II слагаемое 2.

-Кто сможет прочитать по-разному выражение?

5+3

Физминутка.

Мы грибочки собирали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку:

Молодцы, мои зайчишки.

Замедляем, зайки, шаг

И на месте стой. Вот так

А сейчас мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

V.Закрепление.

1) Работа по учебнику с. 40 № 80

-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)

VI.Новый материал.

1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали)

2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.

-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)

3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.

-Результат сложения называется значением суммы.

(учитель показывает схему):

-Как вы думаете, равны они между собой?

-Для обозначения равенства в математике используется знак «=».

Найдите его в кассах

-Эта запись называется равенство.

-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5

-Дайте название каждому числу.

4) –Запишите выражение и найдите значение:

1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.

5) — Посмотрите на доску (по кодоскопу), что здесь записано?  (равенства) 4 + 3 = 7   3 + 4 = 6  3 + 4 =7

-Нет ли здесь ошибок?

-Как это проверить? (По числовому лучу).

-Кто объяснить как? (показывает по лучу).

-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.

-Какие бывают равенства? Как это проверить?

VII Закрепление.

1)Работа в тетради. Н.Б. Истоминой № 1

2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)

Проведем соревнования

И проверим ваши знанья.

На каком ряду у нас

Грибники высокий класс?

VIII. Подведение итогов.

Наш урок к концу подходит,

Старичок итог подводит.

-С каким действием вы познакомились?

-Как называется числа при сложении?

-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)

-Какие бывают равенства?

IX. Оценка и анализ работы.

-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)

-Кто собрал больше всех грибов?

Вот пришел миг расставаться,

Очень хочет на прощанье

Старичок – моховичок

Всем вручить боровичок.

(Все дети получают кондитерские грибки).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here