Открытый урок
Русская грамота 1 класс.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».
Цель: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку
определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;
развивать логическое мышление;
научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.
Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь.
Ход урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки).
— Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.
2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков
Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.
— Произнесите каждое имя. Что заметили?
— Какими звуками различаются?
— Одинаковые или разные звуки в этих именах?
— Назовите первые в имени Том.
— А первый звук в имени Тим.
(Первые звуки разные: -т и –ть).
— Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.
— Давайте вместе скажем т.
— Какой он?
(Твёрдый).
— Скажем звук Т. Какой он?
(Мягкий).
3. Формирование новых понятий и способов действия
— Так как же называются согласные, которые любит Том?
(Твёрдые).
— Как называются согласные, которые любит Тим?
(Мягкие).
— Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?
(По цвету костюма).
— Так над какой темой урока мы будем работать?
(Твёрдые и мягкие согласные).
— Чем же мы будем заниматься на уроке?
(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).
4. Обобщение и систематизация знаний.
1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»
— Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.
— А мы с вами можем помочь нашим братьям?
— Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?
2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.
на – ня
во – вё
ру – рю
тэ – те
мы – ми
— Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?
(Твёрдые).
— Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?
(Мягкие).
— Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?
(А, о, у, э, ы).
— Какие согласные обозначают мягкость согласного?
(Я, ё, ю, е, и)
Составляется таблица гласных детьми на доске.
3). Работа с правилом в учебнике.
— Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?
5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
6. Применение. Формирование умений и навыков
1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».
Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово — Тома, другое – Тима.
рад – ряд
мал – мял
лук – люк
был – бил
ров – рёв
— Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
Дети сравнивают написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.
— Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
-
Ученик рад хорошей оценке.
-
Алёша попал в первый ряд.
-
Гриша залез на ель.
-
Слава ел пельмени.
-
Вова мял кусок глины.
-
Дима мал.
-
Мальчик был грубияном.
-
Бил маленьких ребят.
-
Буратино нёс золотой ключик.
-
Он любил всюду совать свой нос.
-
Зелёный лук очень полезен.
-
Мяч упал в люк.
-
От мороза красный нос.
-
Я дрова для печки нёс.
-
Выкопали глубокий ров.
-
Дети подняли рёв.
7. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
— Отгадайте загадки.
-
Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру — и в леса!
И зовут её — … (Лиса).
2. И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они – морские… (Свинки)
— Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.
Лиса– 2 слога, 4 буквы, 4 звука, 2 гласных, 2согласных:
с – твёрдый, л – мягкий.
Свинки– 2 слога, 6 букв, 6звуков, 2 гласных, 4 согласных:
С,н – твёрдые, в,к– мягкий.
— Составьте предложение со словом лиса.
8. Итог урока. Рефлексия.
— Над какой темой мы сегодня работали?
— С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?
-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
— Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.