Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково

Тверской области

Конспект урока по литературному чтению

(обучение грамоте)
в 1 классе

«Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш, ш»

подготовила

учитель начальных классов

Сутягина Наталья Васильевна

2014

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тип урока: урок объяснения нового материала

Тема: Согласный твёрдый звук [ш]. Буквы Ш,ш

Цель: Познакомить обучающихся с буквами Ш, ш и особенностью звука, который обозначает данные буквы, с ролью звука и буквы в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение выделять звук [ш], характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.

Метапредметные УУД:

1)Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.

2)Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели.

3)Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.

4)Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Оборудование: учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, сигналы светофора, звуковые модели слов, шаблоны букв.

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звук [ш]- это всегда твёрдый согласный, обозначается буквами Ш,ш, научиться читать слова с изученными буквами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Организационный момент.

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя

— Здравствуйте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь. Начинаем урок! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше.

Успеха и удачи вам!

Проверяют наличие на парте учебника, шаблонов букв, сигнальных карточек.

II этап. Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Подготовка к восприятию нового.

— Давайте вспомним, что на какие две большие группы делятся изученные нами буквы. (Слайд 1)

-Что мы знаем о согласных?

-Молодцы! А всегда ли это так?

Гласные и согласные.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими.

III этап. Постановка учебной задачи.

Цель: создание условий для частично-поискового метода.

— Откройте, пожалуйста, «Азбуку» на стр.82. (Слайд 2)

Посмотрите внимательно на эту страницу. Что нового увидели?

-Назовите тему нашего урока.

-Определите тип урока. У нас сегодня урок закрепления полученных знаний или урок новых знаний?

— Составим план урока с помощью знакомых моделей. Давайте прочитаем его.

-Много у нас задач на уроке?

-Какая должна быть работа на уроке?

Звук [ ш ].

Познакомиться с новой буквой и новым звуком.

Закрепление полученных знаний и урок новых знаний.

Составление плана урока

Четкая, активная, дружная.

IV этап

Поиск решения проблемы — открытие нового знания.

Цель: развитие знаково- символических действий, навыков анализа и синтеза, наблюдение над значением слов.

— Итак, начинаем работу. Назовите первый этап работы.

-Посмотрите на модели слов и скажите, какие слова спрятались в них?

Объясните значение этих слов.

.

-Поработайте в парах. Прочитайте звукобуквенные модели. (Документкамера)

— Какие звуки нас интересуют в этих моделях?

— Посмотрите друг на друга и произнесите первый звук.

-А теперь дайте характеристику этому звуку.

-Теперь произнесите последний звук второго слова.

— Еще раз произнесите этот звук. Этот звук обозначается буквой. Кто знает какой? (Слайд 3).

— Назовите мне слова, в которых пишется буква ш.

(Слайд 4)

-А теперь перейдём к следующему этапу работы. Какой это этап, подскажите. Сконструируйте буквы Ш, ш.

Молодцы!

— Откройте алфавит и найдите место буквы ш в алфавите.

Перед какой знакомой буквой находится буква ш?

Будем работать со схемами слов.

Шляпа, душ.

1.Работа в парах на местах: читают модели, дают характеристику каждому звуку.

2. Работа у доски: в слове «шляпа» два слога, первый звук [ш], второй звук – [л’] – согласный, мягкий, звонкий, третий –[а] – гласный, ударный, четвёртый –[п] – согласный, глухой, твёрдый, последний звук – [а] – гласный, безударный..

Второй ученик: в слове «душ» один слог. Первый звук в слове [д] –согласный, твёрдый, звонкий, второй – [у] – гласный, ударный, третий звук –[ш]

В слове «шляпа» нас интересует первый звук [ш ].

Это согласный, глухой, твёрдый.

В слове «душ» звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.

[ш] — согласный, глухой, твёрдый.

Буквой Ш.

Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой, твёрдый звук [ ш].

Работа с конвертами: конструирование новых букв.

Поиск информации в учебнике.

V.Физкультминутка

Ребята, я буду называть слова с буквой ш. Если буква стоит в начале слова — вы приседаете, в середине слова — хлопаете, в конце слова — шагаете.

Шишка, марш, окошко, крыша, шелест, игрушка, картошка, шоколад, мышь, кошка, шарф, шина, кукушка, груша, шутка.

Дети выполняют упражнения.

VI. Первичное закрепление.

Работа в парах.

Цель: овладение способами переноса одного вида информации в другой.

1)-С каким звуком мы познакомились сегодня?

Какова его особенность? Повторим. (Слайд 5)

2). -Работа в парах с двухуровневыми схемами. Первая группа работает со словом «шуба», вторая — со словом « шина», а третья — со словом «груша». Обсудите вопрос: «Какие усвоенные знания мы применяем к новому звуку и буквам?»

3). Посмотрите на план. Назовите следующий этап работы.

— Сколько слоговых моделей?

-Почему только две модели? Посмотрите на первую модель. Из каких звуков она состоит?

Прочитайте в парах звуки первого столбика.

-Посмотрите на вторую модель. Из каких звуков состоит эта модель?

-Так почему же только две модели?

Большая печатная буква Ш, маленькая печатная буква ш, обозначает согласный глухой твёрдый звук [ ш].

Парная работа. Обсуждение вопроса

Чтение слогов с изученной буквой

Их две.

Первый звук- ртораскрыватель, а второй звук [ ш ]

Первый согласный глухой , твёрдый звук [ ш ] и ртораскрыватель.

Звук [ш] не бывает мягким.

VII. Упражнение в чтении слов

Работа в парах

Цель: развитие навыка анализа и синтеза, наблюдение над значением слов

— Какой следующий этап работы?

Правильно. Самое главное: нам надо договориться, как будем читать?

Чтение столбиков слогов и слов с новым звуком.

VIII.Физкультминутка

Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.

Дети выполняют упражнения.

IХ. Работа с текстом.

Цель: Работать со структурой текста: выборочно читать, находить информацию в тексте, формулировать простейшие выводы на основе этой информации.

— Следующий этап нашей работы……. Подскажите мне, пожалуйста. Найдите этот текст. Прочитайте название текста. Как вы думаете: о чём этот текст?

— Прочитайте текст вполголоса. Можно работать в паре.

-Наши предположения о содержании текста совпали?

-Распределите роли с соседом по парте: кто будет Гришей, а кто – его соседом. Каждый пусть найдёт свои слова. Какой тон в каждом ответе Гриши? А какой тон в каждой просьбе его соседа?

«Жадина».

Чтение текста.

Ответы на вопросы.

Х. Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

— Скажите, выполнили ли мы всё, о чём сказали в начале урока?

— Что для вас оказалось новым на уроке?

— У кого были затруднения? Какие?

— Дайте эмоциональную оценку своей работы на уроке.

Рефлексия собственной деятельности

Используемые источники:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению. 1 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2012

Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. М.: Академкнига/Учебник, 2011

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here