Урок обучения грамоте.
Класс: 1
УМК «Начальная школа 21 века».
Учитель: Чимитова И.Т.
Тема урока: Знакомство с буквой й.
Цель: создать условия для знакомства с буквой й.
Задачи: 1) формировать навык чтения слов, предложений с изученной буквой.
2) развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
3) воспитывать интерес к чтению.
Ход урока:
-
Эмоциональный настрой.
Дорогие мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять.
Всем удачи пожелать.
— Какое у вас настроение?
— Покажите солнышко если хорошее настроение, тучку, если настроение не очень хорошее.
-Чтобы настроение улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи!
2) Введение в тему урока.
Уезжаю.
До свидания, друзья.
Еду, еду, еду я –
Не в метро и не в машине,
Не в вагоне электрички,
А в коробке из под чая –
Или нет верхом на спичке,
На соломинке скачу,
На пушинке я лечу.
Не в Рязань, не в Казань,
Не в Ростов, не в Тамбов,
Не в Африку, не в Азию,
А в страну Фантазию!
— Хотите поехать со мной? С собой в дорогу мы возьмём внимание, воображение, сообразительность. Начинаем путешествовать.
3) Объявление темы и постановка целей урока.
— Чтобы узнать, на чём отправимся в путешествие, отгадайте загадку.
Спозаранку за окошком –
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Добегает до окраин,
А потом бегут назад.
Впереди сидит хозяин
И ногою бьёт в набат.
Поворачивает ловко
Рукоять перед окном.
Там, где надпись «Остановка»,
Останавливает дом.
То и дело на площадку
Входит с улицы народ,
А хозяйка по порядку
Всем билетики даёт. (Трамвай).
(слайд 1.)
— Произнесите слово отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите звук.
— Какой это звук согласный или гласный? (Согласный).
— Почему согласный? (При произношении этого звука выдыхаемый воздух встречает преграду).
— Всегда какой? (мягкий).
— А что ещё вы знаете про этот звук? — При изучении, каких звуков мы говорили об этом звуке? (Гласные е, ё, ю, я в начале слова или после других гласных обозначают два звука, один из которых [й]).
— А какими буквами на письме обозначается звук [й]?
(слайд 2. [й] )
й
ё
е
я
ю
(Буквы открываются по мере их называния детьми. Последнее окошечко сразу не открывается, так как дети ещё не знакомы с этой буквой).
— А кто из вас знает ещё какой буквой можно обозначить этот звук? (Спросить нескольких ребят).
— Некоторые из вас уже знакомы с буквой Й,й. А некоторым предстоит только познакомиться с этой буквой.
— Так какая же тема сегодняшнего урока? (Знакомство с буквой Й,й).
— Вы определили тему урока, а теперь сформулируйте задачи нашего урока. Закончите предложения.
(Слайд 3. — Я хочу познакомиться с …
— Я буду учиться отличать …
— Я буду учиться читать …
— Я хочу узнать …).
— Зачем нам это надо знать?
4). Работа по теме урока.
1. Сказка про Й.
2. Звукобуквенный анализ слов «чайка», «гайка».
— Пока слушали сказку, наш трамвай вёз нас по рельсам вперёд, а теперь … стоп! Остановка – «Звукобуквенные схемы».
— Откройте буквари на стр. 71. Рассмотрите схемы слов.
— Модели каких слов надо составить?
— Используя 3-хцветные фишки составьте звукобуквенные модели слов «чайка», «гайка».
— Какой по счёту в данных словах звук [й]? (третий).
— Какой буквой обозначим звук [й] в этих словах?
3. Знакомство с буквой Й,й.
— Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому как запятая на её плечах сидит.
— Эта буква называется И краткое (выставить карточку с буквой).
— Буква Й – это наш водитель трамвая.
— А кто знает, как называют водителя трамвая?
— Буква Й – наш вагоновожатый. Давайте познакомимся с ней поближе.
— Рассмотрите букву Й. На что она похожа?
— Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.
— Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи и чем различаются?
— Напечатайте букву в книжках-малышках.
4. Дифференцированная работа.
(Не читающие дети заучивают стих: Наверху у Й – кавычка,
Словно маленькая птичка).
(Читающие дети – читают стихотворение на стр. 71 Букваря).
— О чём говорится в стихотворении?
5. Чтение слов с новой буквой.
— Наш удивительный трамвай продолжает двигаться вперёд. Впереди тоннель. Что такое тоннель? (Сквозной коридор, проезд, прорытый под землёй, в горах).
— Ребята, закройте глаза, пофантазируйте. (Пауза).
— Что представили?
— А что бы быстрее проскочить тоннель, нам нужно прочитать слова с новой буквой. (Букварь стр. 72).
— Тоннель кончается, но выход из него преградила решётка. Чтобы её открыть, надо заполнить таблицу, меняя одну букву.
е | й | |
л | а | й |
м | а | й |
м | о | й |
р | о | й |
е | й | |
| а |
|
м |
|
|
| о |
|
р |
|
|
6. Игра «Превращения слов».
— Посмотрите, к нам в трамвай просятся новые пассажиры. Но мы не можем их принять. У них в именах-названиях нет буквы Й. Что же делать?
(Слова: заяц, змея, семья). Дети предлагают изменить слова, чтобы в них появилась буква Й. Заяц – зайка, змея – змейка, семья – семейка.
— Никто не остался на остановке. Всё в порядке, можно ехать?
7. Определение лексических значений многозначных слов (омонимов) «рой», «мой».
— У нас в трамвае есть интересные пассажиры – слова-близнецы. Давайте познакомимся с ними поближе.
— Прочитайте слова.
— Попробуйте догадаться, почему от каждой записи идёт по 2 стрелочки. (одинаково читаются, а значения разные).
— Докажите. Составьте предложения с данными словами.
— А вы можете привести примеры таких слов? (ручка, кран, ключ).
5). Итог урока.
— Подходит к концу наше путешествие. Вспомним сказку про Й. Удалось ли букве Й остаться без работы?
— Вернёмся к нашим предложениям.
(Слайд 3. — Я хочу познакомиться с …
— С какой буквой познакомились? (с буквой Й).
— Я буду учиться отличать …
— Как отличить Й от буквы И? (у Й сверху кавычка, у И её нет).
— Я буду учиться читать …
— Научились читать слова?
— Я хочу узнать …).
— Какое у вас настроение? Покажите солнышко или тучку. Улучшилось?
— Перед вами дерево, на нём нет листьев. Мы сейчас с вами украсим дерево.
— На уроке было понятно, не было затруднений возьмите зелёный лист и прикрепите к дереву.
— Если были небольшие затруднения, надо ещё позаниматься дома – жёлтый лист.
— Если было трудно, не понятно – лист красного цвета.
— Спасибо за урок!