Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 3
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме
«Правописание родовых окончаний
имён прилагательных»
Составила:
Иванова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3»
г. Остров
2012 год
Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Цели: — Закреплять и уточнять знания учащихся по теме.
— Устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
— Распознавать имена прилагательные в тексте.
— Определять изученные орфограммы.
— Формировать навыки правописания родовых окончаний имён
прилагательных.
— Умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной
речи.
— Воспитывать умение чувствовать красот у, гармонию, любовь к родной
природе.
— Развитие наблюдательности, внимания, мышления, речи учащихся.
— Работа над каллиграфией.
Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь»,
интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер
карточки, сигнальные картинки к рефлексии, презентация к
уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
слайд 1
— Сегодня на уроке Снежная Королева приглашает нас отправится в
удивительное путешествие в природу. Она познакомит вас с одним из
уголков своего волшебного царства. Что это за уголок, я сама пока ещё не
знаю.
II. Поэтическая минутка.
1. Сейчас прозвучит фрагмент из музыки Петра Ильича Чайковского «Времена
года» «Декабрь». Я в этот момент буду читать стихотворение, а вы будете
внимательно слушать с закрытыми глазами и рисовать мысленно ту картину,
которая будет описана в стихотворении.
Времени года прекраснее нету,
Чем белоснежная сказка-зима!
Всё в драгоценные камни одето:
Улицы, парки, деревья, дома.
В воздухе свежем, морозном, бодрящем
В праздничном танце снежинки кружат.
Яркий, искристый и взоры манящий
Снег украшает ресницы ребят.
Звонкою, доброй, веселою песней
Слышится счастье в людских голосах.
Время волшебное! Жизнь интересна!
Сказка зимой расцветает в сердцах!
слайд 2 (после прочтения стихотворения)
2. Учитель: — С каким же уголком волшебного царства Снежная Королева нас
познакомила? (ЗИМА)
— О зиме можно рассказать не только словами.
Художники заменили слова красками.
Фотографы сделали прекрасные фотографии.
Композиторы написали музыку.
Картины, фотографии, музыка – всё это может создать зимнее
настроение.
А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью
«зимних» или «белых» слов.
— Давайте посмотрим на текст стихотворения. Его для вас написала моя
бывшая ученица, ныне студентка 4 курса, молодой поэт Псковщины Усевич
Ольга.
— С помощью каких слов она передаёт красоту зимней природы?
— Какая часть речи помогла сделать её более выразительной, красивой?
(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
— Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте.
(Белоснежная, драгоценные, свежем, морозном, бодрящем,
праздничном, яркий, искристый, манящий, звонкою, доброй,
весёлою, людских, волшебное.)
III. Каллиграфическая минутка.
— Кто у нас зимой разрисовывает окна, украшает замысловатыми узорами
деревья? (МОРОЗ)
— Давайте и мы поможем Морозу разрисовать окна к Новому году.
(образец записи на доске)
ы и ы и
оео оео
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
— Обратите внимание в первой строке на написание прямой линии с
закруглением внизу вправо,
во второй строке – на написание овала,
в третьей – на соединение букв.
( запись букв и слияний в тетрадь по образцу)
IV. Постановка темы и цели урока.
слайд 3
— Соедините буквы по стрелкам и попробуйте прочитать тему сегодняшнего
урока.
( ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)
— Давайте хором прочитаем последнюю строчку чистописания. (Читают.)
— Что она вам напоминает? (Окончания имён прилагательных.)
— Разделите эти соединения на группы. (самостоятельная работа в тетрадях)
— Сколько групп у вас получилось?
(Четыре: 1- окончания прилагательных ж.р.;
2 – окончания прилагательных м.р.;
3 – окончания прилагательных ср.р.;
4 – окончания прилагательных мн.ч.)
— Молодцы, справились. Тогда давайте вместе поставим цели сегодняшнего
урока.
слайд 4 (схема-опора : Знать…
Уметь…)
(Знать род и число имён прилагательных;
уметь изменять прилагательные по родам;
уметь правильно писать родовые окончания прилагательных;
уметь находить их в тексте;
уметь употреблять в нашей речи;
уметь находить изученные орфограммы;)
V. Словарная работа.
— К нам на снежном облаке прилетела ЗИМА и принесла в наш Словоград
слова МОРОЗ, СОЛНЦЕ, ПОГОДА. (на доске карточки со словами)
слайд 5
— В какой домик мы их поселим? (ПРЕДМЕТ – имя существительное)
— Почему? (Это имена существительные, ед. числа, неодушевлённые.
МОРОЗ – м. р., СОЛНЦЕ – ср. р., ПОГОДА – ж. р.)
— Какие орфограммы встретились в этих словах?
(МОРОЗ, ПОГОДА – непроверяемые безударные гласные;
СОЛНЦЕ – непроизносимый согласный –л-,
который проверяем словом солнечный;
МОРОЗ – парный согласный в корне –з-,
который проверяем словом морозы.)
— Кто принёс слова? (ЗИМА)
— Какая орфограмма встретилась в этом слове?
(проверяемая безударная гласная в корне – проверочное
слово зимушка, зимний, зимы)
— Вспомните, в какой домик нашего Словограда могут пойти существительные,
если они хотят стать красивыми?
(ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА – имя прилагательное.)
— А кто вспомнит сказку, которую я вам рассказывала про дружбу
Существительных с Прилагательными?
( Давно это было. Родилось на свете имя прилагательное с
покладистым характером и очень дружелюбное. Да вот не
задача: не было у прилагательного собственного рода и
числа. Что если мне попросить у существительного, хотя бы
на время?- догадалось как-то Прилагательное.
Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы
будем вам помогать. Мы так все приукрасим, что глаз не
отвести!
Понравились скромные и вежливые Прилагательные
Существительным. Взяли они их к себе, а заодно и формы
свои прилагательным отдали.
Так и живут прилагательные с существительными до сих
пор и во всем с ними согласуются. Вместе служба, — вместе –
дружба.
слайд 6
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ = ДРУЖБА )
ФИЗМИНУТКА -Вот я сейчас и скажу такое словосочетание: маленькая
ёлочка. Что оно вам напомнило?
( Песню «Маленько ёлочке холодно зимой»)
— Это хоровод, а мы попробуем спеть её в темпе марша.
VI. Работа в тетрадях.
1. — Образуйте прилагательное от существительного ЗИМА.
(если образовали прилагательное при проверке, можно сразу воспользоваться)
На доске добавляются карточки со словом ЗИМН…
2.— Составьте словосочетания, используя слова, чтобы прилагательное ЗИМН…
сочеталось с каждым существительным, выделите окончания у
прилагательных, укажите род.
3.— Чтобы справиться с работой повторим алгоритм, который мы с вами вывели. слайд 7
Алгоритм.
1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определи род существительного.
3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.
— Что мы можем сказать про окончания вопроса и прилагательного?
— Какой род самый коварный? Почему?
(м.р.— окончание вопроса совпадает только у прилагательных, где ударение
падает на окончание, в безударной позиции –
после твёрдого согласного пишется — —ый, после мягкого — —ий.)
(ж.р. и ср.р. — они совпадают в твёрдой позиции,
в мягкой в ж.р. – -ая превращается в -яя, т.к. я даёт мягкость согласному;
в ср. р. – -ое превращается в -ее, т.к. е даёт мягкость согласному)
4. Проверка: (Ученики читают словосочетания, а учитель прикрепляет
окончания к прилагательным.
Объясняется выбор окончания. Определяют род)
МОРОЗ зимн… ий
СОЛНЦЕ зимн… ее
ПОГОДА зимн… яя
— Как вы определили род у имени прилагательного?
(По имени существительному.)
— А изменился ли род у имени существительного? (Нет.)
— А вы сделайте вывод: как изменяются прилагательные?
(прилагательные изменяются по числам, и родам так же,
как и существительные, от которых они зависят.)
5. — Ребята, подберите более подходящее прилагательное к слову МОРОЗ
(Крепкий, крещенский, январский, трескучий)
— Подберите синоним к прилагательному КРЕПКИЙ. (сильный)
— А теперь подберите антоним. (слабый)
VII. Групповая работа по рядам.
1 ряд – Опишите СНЕГ с помощью прилагательных, каким вы его
представляете.
( первый, белый, холодный, мокрый, скрипучий, жёсткий, лёгкий,
лебяжий, чистый, невесомый.)
2 ряд – Опишите СНЕЖИНКУ с помощью прилагательных, какой вы её
представляете.
(Ажурная, серебристая, нежная, пушистая, кружевная, лёгкая.)
3 ряд – Опишите ЁЛКУ (ведь она главная героиня нашего любимого
праздника) с помощью прилагательных, какой вы её представляете.
(колючая, зелёная, мохнатая, лесная, новогодняя, нарядная.)
VIII.Работа по развитию речи.
слайд 8
1.- Обогатите текст «красивыми словами».
Вот и пришла зима. Снег покрыл землю.
В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.
2.- Запишите его в тетрадь (1 ряд- первое предложение;
2 ряд – второе;
3 ряд – третье;
4 ряд – четвёртое.),
выделите окончания прилагательных.
(проверка составленных предложений)
— От существительных поставьте стрелочку с вопросом к прилагательному с
которым оно дружит.
— Каким членом предложения является прилагательное?
(Второстепенным, определением.)
ФИЗМИНУТКА
Песню «Маленько ёлочке холодно зимой» исполняют в стиле РЭП
IX. Дополнительное задание. (Выбрать любое задание по желанию, устно.
Класс делится на две группы)
слайд 9
1. Устно сочините сказку, используя слова:
ЖИЛ — БЫЛ, КАК-ТО РАЗ, ВДРУГ, ОДНАЖДЫ.
2. Напишите (устно) стихотворение о зиме, используя слова:
********** снежинки
********** на тропинке
********** у реки
********** иголки
********** дома
********** зима
(выслушав учеников, могу прочитать свои примеры)
— С вами вместе работала и Оля. Эту сказку и стихотворение она прислала
вам в подарок.
а) ЖИЛ-БЫЛ маленький плеер, и у него был очень богатый внутренний
мир. Он знал очень много песен наизусть, мог процитировать отрывок
из любого фильма или мультфильма. И ему так хотелось общения!
Но КАК-ТО раз он понял, что его никто не слышит. Что бы плеер ни
пел, ни говорил – люди просто смотрят на него и проходят мимо.
Но вот ОДНАЖЫ плеер увидел сидящие на краю стола грустные
наушники. Они выглядели такими одинокими и потерянными. Плееру
так захотелось их развеселить и ободрить, подружиться с ними,
спеть им что-нибудь. Он подошел, сел рядышком, взял наушники за
руку… и начал петь…
И ВДРУГ… случилось чудо! Полилась музыка, добрая, дарящая счастье
и улыбку, согревающая своим теплом; музыка, которую могли слышать
всё вокруг!
Вот что может делать настоящая дружба!
б) Сверкают СНЕЖИНКИ
В лесу, на ТРОПИНКЕ,
В саду, У РЕКИ,
Украшая ИГОЛКИ
на праздничной елке…
Наряжает ДОМА
Хозяйка ЗИМА.
Х. Итог урока. Рефлексия.
слайд 10 (прочитать хором)
1. Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
2. Продолжите предложение.
— Я узнал…
— Я повторил…
— Я запомнил…
слайд 11
3. Выберите кружок, который соответствует вашей работе на уроке.
Работал в полную силу. (красный)
Мог работать лучше. (синий)
Работал хорошо. (жёлтый)
слайд 12
4. Украсьте кружками наше новогоднее дерево дружбы.
(Украшают ёлочку, которую сделали на уроках труда)
17. Оценивание учащихся.
Литература:
1. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2005г, №22
2. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2005г, №23
3. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2006г, №1
4. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2007г, №23
Интернет – ресурсы:
http://5klass.net/russkij-jazyk-3-klass/Urok-Okonchanija-prilagatelnykh/015-Rodovye-okonchanija-imjon-prilagatelnykh.html
http://festival.1september.ru/articles/417231/