Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 3

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме

«Правописание родовых окончаний

имён прилагательных»

Составила:

Иванова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 3»

г. Остров

2012 год

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Цели: — Закреплять и уточнять знания учащихся по теме.

— Устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

— Распознавать имена прилагательные в тексте.

— Определять изученные орфограммы.

— Формировать навыки правописания родовых окончаний имён

прилагательных.

— Умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной

речи.

— Воспитывать умение чувствовать красот у, гармонию, любовь к родной

природе.

— Развитие наблюдательности, внимания, мышления, речи учащихся.

— Работа над каллиграфией.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь»,

интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

карточки, сигнальные картинки к рефлексии, презентация к

уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

слайд 1

— Сегодня на уроке Снежная Королева приглашает нас отправится в

удивительное путешествие в природу. Она познакомит вас с одним из

уголков своего волшебного царства. Что это за уголок, я сама пока ещё не

знаю.

II. Поэтическая минутка.

1. Сейчас прозвучит фрагмент из музыки Петра Ильича Чайковского «Времена

года» «Декабрь». Я в этот момент буду читать стихотворение, а вы будете

внимательно слушать с закрытыми глазами и рисовать мысленно ту картину,

которая будет описана в стихотворении.

Времени года прекраснее нету,

Чем белоснежная сказка-зима!

Всё в драгоценные камни одето:

Улицы, парки, деревья, дома.

В воздухе свежем, морозном, бодрящем

В праздничном танце снежинки кружат.

Яркий, искристый и взоры манящий

Снег украшает ресницы ребят.

Звонкою, доброй, веселою песней

Слышится счастье в людских голосах.

Время волшебное! Жизнь интересна!

Сказка зимой расцветает в сердцах!

слайд 2 (после прочтения стихотворения)

2. Учитель: — С каким же уголком волшебного царства Снежная Королева нас

познакомила? (ЗИМА)

— О зиме можно рассказать не только словами.

Художники заменили слова красками.

Фотографы сделали прекрасные фотографии.

Композиторы написали музыку.

Картины, фотографии, музыка – всё это может создать зимнее

настроение.

А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью

«зимних» или «белых» слов.

— Давайте посмотрим на текст стихотворения. Его для вас написала моя

бывшая ученица, ныне студентка 4 курса, молодой поэт Псковщины Усевич

Ольга.

— С помощью каких слов она передаёт красоту зимней природы?

— Какая часть речи помогла сделать её более выразительной, красивой?

(ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

— Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте.

(Белоснежная, драгоценные, свежем, морозном, бодрящем,

праздничном, яркий, искристый, манящий, звонкою, доброй,

весёлою, людских, волшебное.)

III. Каллиграфическая минутка.

— Кто у нас зимой разрисовывает окна, украшает замысловатыми узорами

деревья? (МОРОЗ)

— Давайте и мы поможем Морозу разрисовать окна к Новому году.

(образец записи на доске)

ы и ы и

оео оео

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

— Обратите внимание в первой строке на написание прямой линии с

закруглением внизу вправо,

во второй строке – на написание овала,

в третьей – на соединение букв.

( запись букв и слияний в тетрадь по образцу)

IV. Постановка темы и цели урока.

слайд 3

— Соедините буквы по стрелкам и попробуйте прочитать тему сегодняшнего

урока.

( ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

— Давайте хором прочитаем последнюю строчку чистописания. (Читают.)

— Что она вам напоминает? (Окончания имён прилагательных.)

— Разделите эти соединения на группы. (самостоятельная работа в тетрадях)

— Сколько групп у вас получилось?

(Четыре: 1- окончания прилагательных ж.р.;

2 – окончания прилагательных м.р.;

3 – окончания прилагательных ср.р.;

4 – окончания прилагательных мн.ч.)

— Молодцы, справились. Тогда давайте вместе поставим цели сегодняшнего

урока.

слайд 4 (схема-опора : Знать…

Уметь…)

(Знать род и число имён прилагательных;

уметь изменять прилагательные по родам;

уметь правильно писать родовые окончания прилагательных;

уметь находить их в тексте;

уметь употреблять в нашей речи;

уметь находить изученные орфограммы;)

V. Словарная работа.

— К нам на снежном облаке прилетела ЗИМА и принесла в наш Словоград

слова МОРОЗ, СОЛНЦЕ, ПОГОДА. (на доске карточки со словами)

слайд 5

— В какой домик мы их поселим? (ПРЕДМЕТ – имя существительное)

— Почему? (Это имена существительные, ед. числа, неодушевлённые.

МОРОЗ – м. р., СОЛНЦЕ – ср. р., ПОГОДА – ж. р.)

— Какие орфограммы встретились в этих словах?

(МОРОЗ, ПОГОДА – непроверяемые безударные гласные;

СОЛНЦЕ – непроизносимый согласный –л-,

который проверяем словом солнечный;

МОРОЗ – парный согласный в корне –з-,

который проверяем словом морозы.)

— Кто принёс слова? (ЗИМА)

— Какая орфограмма встретилась в этом слове?

(проверяемая безударная гласная в корне – проверочное

слово зимушка, зимний, зимы)

— Вспомните, в какой домик нашего Словограда могут пойти существительные,

если они хотят стать красивыми?

(ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА – имя прилагательное.)

— А кто вспомнит сказку, которую я вам рассказывала про дружбу

Существительных с Прилагательными?

( Давно это было. Родилось на свете имя прилагательное с

покладистым характером и очень дружелюбное. Да вот не

задача: не было у прилагательного собственного рода и

числа. Что если мне попросить у существительного, хотя бы

на время?- догадалось как-то Прилагательное.

Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы

будем вам помогать. Мы так все приукрасим, что глаз не

отвести!

Понравились скромные и вежливые Прилагательные

Существительным. Взяли они их к себе, а заодно и формы

свои прилагательным отдали.

Так и живут прилагательные с существительными до сих

пор и во всем с ними согласуются. Вместе служба, — вместе –

дружба.

слайд 6

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ = ДРУЖБА )

ФИЗМИНУТКА -Вот я сейчас и скажу такое словосочетание: маленькая

ёлочка. Что оно вам напомнило?

( Песню «Маленько ёлочке холодно зимой»)

— Это хоровод, а мы попробуем спеть её в темпе марша.

VI. Работа в тетрадях.

1. — Образуйте прилагательное от существительного ЗИМА.

(если образовали прилагательное при проверке, можно сразу воспользоваться)

На доске добавляются карточки со словом ЗИМН…

2.— Составьте словосочетания, используя слова, чтобы прилагательное ЗИМН…

сочеталось с каждым существительным, выделите окончания у

прилагательных, укажите род.

3.— Чтобы справиться с работой повторим алгоритм, который мы с вами вывели. слайд 7

Алгоритм.

1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.

2. Определи род существительного.

3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

— Что мы можем сказать про окончания вопроса и прилагательного?

— Какой род самый коварный? Почему?

(м.р.— окончание вопроса совпадает только у прилагательных, где ударение

падает на окончание, в безударной позиции –

после твёрдого согласного пишется — —ый, после мягкого — —ий.)

(ж.р. и ср.р. — они совпадают в твёрдой позиции,

в мягкой в ж.р. – -ая превращается в -яя, т.к. я даёт мягкость согласному;

в ср. р. – -ое превращается в -ее, т.к. е даёт мягкость согласному)

4. Проверка: (Ученики читают словосочетания, а учитель прикрепляет

окончания к прилагательным.

Объясняется выбор окончания. Определяют род)

МОРОЗ зимн… ий

СОЛНЦЕ зимн… ее

ПОГОДА зимн… яя

— Как вы определили род у имени прилагательного?

(По имени существительному.)

— А изменился ли род у имени существительного? (Нет.)

— А вы сделайте вывод: как изменяются прилагательные?

(прилагательные изменяются по числам, и родам так же,

как и существительные, от которых они зависят.)

5. — Ребята, подберите более подходящее прилагательное к слову МОРОЗ

(Крепкий, крещенский, январский, трескучий)

— Подберите синоним к прилагательному КРЕПКИЙ. (сильный)

— А теперь подберите антоним. (слабый)

VII. Групповая работа по рядам.

1 ряд – Опишите СНЕГ с помощью прилагательных, каким вы его

представляете.

( первый, белый, холодный, мокрый, скрипучий, жёсткий, лёгкий,

лебяжий, чистый, невесомый.)

2 ряд – Опишите СНЕЖИНКУ с помощью прилагательных, какой вы её

представляете.

(Ажурная, серебристая, нежная, пушистая, кружевная, лёгкая.)

3 ряд – Опишите ЁЛКУ (ведь она главная героиня нашего любимого

праздника) с помощью прилагательных, какой вы её представляете.

(колючая, зелёная, мохнатая, лесная, новогодняя, нарядная.)

VIII.Работа по развитию речи.

слайд 8

1.- Обогатите текст «красивыми словами».

Вот и пришла зима. Снег покрыл землю.

В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.

2.- Запишите его в тетрадь (1 ряд- первое предложение;

2 ряд – второе;

3 ряд – третье;

4 ряд – четвёртое.),

выделите окончания прилагательных.

(проверка составленных предложений)

— От существительных поставьте стрелочку с вопросом к прилагательному с

которым оно дружит.

— Каким членом предложения является прилагательное?

(Второстепенным, определением.)

ФИЗМИНУТКА

Песню «Маленько ёлочке холодно зимой» исполняют в стиле РЭП

IX. Дополнительное задание. (Выбрать любое задание по желанию, устно.

Класс делится на две группы)

слайд 9

1. Устно сочините сказку, используя слова:

ЖИЛ — БЫЛ, КАК-ТО РАЗ, ВДРУГ, ОДНАЖДЫ.

2. Напишите (устно) стихотворение о зиме, используя слова:

********** снежинки

********** на тропинке

********** у реки

********** иголки

********** дома

********** зима

(выслушав учеников, могу прочитать свои примеры)

— С вами вместе работала и Оля. Эту сказку и стихотворение она прислала

вам в подарок.

а) ЖИЛ-БЫЛ маленький плеер, и у него был очень богатый внутренний

мир. Он знал очень много песен наизусть, мог процитировать отрывок

из любого фильма или мультфильма. И ему так хотелось общения!

Но КАК-ТО раз он понял, что его никто не слышит. Что бы плеер ни

пел, ни говорил – люди просто смотрят на него и проходят мимо.

Но вот ОДНАЖЫ плеер увидел сидящие на краю стола грустные

наушники. Они выглядели такими одинокими и потерянными. Плееру

так захотелось их развеселить и ободрить, подружиться с ними,

спеть им что-нибудь. Он подошел, сел рядышком, взял наушники за

руку… и начал петь…

И ВДРУГ… случилось чудо! Полилась музыка, добрая, дарящая счастье

и улыбку, согревающая своим теплом; музыка, которую могли слышать

всё вокруг!

Вот что может делать настоящая дружба!

б) Сверкают СНЕЖИНКИ

В лесу, на ТРОПИНКЕ,

В саду, У РЕКИ,

Украшая ИГОЛКИ

на праздничной елке…

Наряжает ДОМА

Хозяйка ЗИМА.

Х. Итог урока. Рефлексия.

слайд 10 (прочитать хором)

1. Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

2. Продолжите предложение.

— Я узнал…

— Я повторил…

— Я запомнил…

слайд 11

3. Выберите кружок, который соответствует вашей работе на уроке.

Работал в полную силу. (красный)

Мог работать лучше. (синий)

Работал хорошо. (жёлтый)

слайд 12

4. Украсьте кружками наше новогоднее дерево дружбы.

(Украшают ёлочку, которую сделали на уроках труда)

17. Оценивание учащихся.

Литература:

1. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2005г, №22

2. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2005г, №23

3. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2006г, №1

4. Издательский дом Первое сентября, «Начальная школа» 2007г, №23

Интернет – ресурсы:

http://5klass.net/russkij-jazyk-3-klass/Urok-Okonchanija-prilagatelnykh/015-Rodovye-okonchanija-imjon-prilagatelnykh.html

http://festival.1september.ru/articles/417231/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here