Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации
А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда.
Конспект открытого урока
по обучению грамоте в 1 классе
по теме: «Гласный звук Ы, буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».
Подготовила: учитель начальных классов
Голенева Марина Геннадьевна.
Обучение грамоте
Школа 2100
1 класс
Тема: «Звук (ы), буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».
Цель: закреплять умения выделять звук из звучащей речи, сопоставлять звук (ы) с буквой ы, выполнять звукобуквенный разбор слов, учить писать букву ы , читать слоги и слова с ней ; дать понятие единственного и множественного числа; развивать внимание, фонетический слух, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
Ход урока.
1.Орг.момент.
Встали красиво у своих парт. Тихо сели, а я слушаю, какой ряд сел тише всех. Прислушались. Не спугнули ли мы тишину.
2.Актуализация знаний.
а).Повторение пройденного.(«Моя любимая Азбука», стр. 44)
1-ый ряд читает 1-ый столбик.
-Что заметили в словах 1-го столбика? (2 гласные в начале и в конце, значит 2 слога, в середине стоит согласная).
2-ой ряд – 2 столбик
-Какие можно составить слова из этих слогов?
3-ий ряд – 3-ий столбик.
-Какой из слогов образует слово? (ира), но здесь ошибка, кто заметил какая?
4-ый столбик читаем хором.
— Что можно сказать про согласные в этих слогах? (Они мягкие). Почему? (После согласной стоит гласная и).
По «цепочке» читаем слова.
— Как из слова гора получилось пора?
— Что такое тара? (Материал для упаковки).
— Что такое отара? (Большое стадо овец).
— Как называется лодка у индейцев? (Пирога).
3. Выделение звука (ы) в словах.
-Отгадайте загадки.
Ну и кошка,
Вот так кошка
Даже страх берет немножко
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь).
(Слайд 1). Сколько гласных звуков? Какой? Сколько слогов ? Почему?
— Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.
— Правильно ли построена схема? (Слайд 2)
— Желтый, круглый,
Весь из дыр
Любят мыши
Вкусный … (Сыр)
— Откройте учебники, найдите схему этого слова, обозначьте правильно все звуки на схеме. Озвучьте их.
— Давайте проверим (Слайд 3). Кто сделал правильно?
— Найдите следующую картинку горы. Постройте схему этого слова. Проверяем .( Слайд 4)
— Найдите схему слова тигры. Выполним хором разбор этого слова. Проверяем (Слайд 5)
4. Игра «Найди слово».
— придумайте слова со звуком (ы) и назовите место этого звука в слове. Вы назвали много слов, но что же можно сказать о месте нахождении этого звука в словах? (Он стоит либо в начале либо в середине слова).
5. Знакомство с буквой ы.
-Гласный звук (ы) на письме обозначается буквой ы . Она только маленькая, т.к. слов начинающихся на эту букву нет. На что похожа буква ы?
6. Стихотворение Шибаева.
-А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.
7. Чтение слогов (про себя).
— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и звонкий.
— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и глухой.
— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и звонкий.
— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и глухой.
8. Физ.минутка (для рук).
9. Работа в Прописи.
а). Сравните печатную и прописную буквы ы.
Показ написания буквы ы с комментированием.
б). Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы , делаем совсем маленькую петельку, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижнем закруглением.
в). Ученики обводят букву ы по точкам на табло.
г). Графический анализ буквы.
— Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?.
д ). Написание буквы ы (3-ья строка).
ж). Сравнение букв и и ы.
— Какие элементы одинаковые в этих буква? Откуда начинаем писать эти буквы?
— Пропишите по образцу 3 раза.
з). Написание слогов.
— Прочитайте 1-ый слог. (ры) Какие буквы в него входят? Какое соединение? Припишите строчку до конца. (Такая же работа со слогами – пы)
и). Написание слогов под диктовку.
— Прочитайте печатные слоги. Запишите на свободной строке слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий. Какие слоги вы написали? (пи, ги, ти, ри).
— На следующей строке запишите слоги 2-го столбца (пы, гы, ты,ры)
10. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука».
-Прочитайте 1-ую пару слов. (тропа-тропы). Что такое тропа? (небольшая дорога.)
-Чем различаются эти слова по значению? (Тропа – это одна, тропы – много.)
-Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? А слово, обозначающее много предметов?
-Когда слово называет один предмет, про него говорят, что оно стоит в ед.ч., а если слово обозначает много предметов, то оно стоит во мн.ч.
-Прочитайте следующую пару слов. (гитара – гитары). Что такое гитара? (музыкальный инструмент).
— Прочитайте 3-ю пару слов. (парта – парты) Какое слово стоит в ед.ч., а какое во мн.ч.?
-Прочитайте 4-ую пару. (рота – роты)
-Что такое рота? (подразделение в войска примерно 100 человек)
Чтение слов 2-го столбика.
рот – рты
игра – игры
торт – торты ( обратить внимание на ударение)
порог – пороги
-Что такое порог? (брус на полу в дверном проеме)
— Прочитайте только слова, стоящие во мн.ч. Подчеркните последние буквы этих слов.
— Какие буквы могут быть на конце слов во мн.ч.? ( ы,и)
11. Работа в Прописи.
— Прочитайте 1-ое слово (рот). (Обратить внимание на соединение букв.)
— Как это слово будет звучать во мн.ч.? (рты) Запишите его.
гора – горы (поставить ударение)
игра – игры
парта – парты
трап – трапы
— Что такое трап? (лестница на самолетах, пароходах)
тигр – тигры
12.Работа по учебнику «Моя любимая Азбука». Текст Н.Сладкова «Лесная хатка».
— Кто изображен на картинке? (бобр)
— Что вы знаете об этом зверьке? Где он живет? (в воде) Как он передвигается? (плавает)
( Доклад ученика про бобра.)
— Как называется рассказ? («Лесная хатка»)
— Что такое хата? (изба, дом) А хатка? (маленький домик)
(Слайд 6 изображение бобра и его хатки.)
-А почему я решила, что это рассказ?
— Кто автор этого рассказа? (Н.Сладков)
(Слайд 7 Н.Сладков)
Чтение текста учителем по абзацам. Объяснение непонятных слов.
Мох – растение без корней и цветов, обычно растет в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях.
— Что вы узнали из 1-го абзаца? Где была построена хатка? Почему положено в доме затыкать щели? Чем эта хатка странная? Узнали ли мы из этого абзаца о хозяине хатки?
Интересно ,а как он в хатку попадает, ведь и окон, и дверей нет? (предположения детей)
Чтение 2 – го абзаца. (после 1 – го предложения)
— Кто же строил хатку? Почему автор назвал бобров дровосеками? Кто такие дровосеки? (Тот, кто занимается рубкой деревьев, дров)
После 2 – го предложения.
— Какие «инструменты» использовали бобры при строительстве?
— Почему слова «рубили», «распиливали» взяты в кавычки? (т.к. пользовались не топором и пилой, а зубами)
После 3 – го предложения.
— Как это конопатили? (затыкали дыры, щели) Зачем?
Чтение до конца
— Что заменяет бобрам дверь? (подводье –пространство под водой)
— Где находят зимой корм бобры?
Повторное чтение по «цепочке» по предложениям.
— Что вы знаете о предложение?
После чтения.
— Перескажите, как бобры строят хатку. Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они обозначают?
— Найдите в тексте слова с буквой ы и подчеркните их.
— Николай Сладков написал много книг про животных. Многие из них есть и у нас в библиотеке. Вы можете их почитать.
13. Итог урока.
-С каким звуком и какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке (ы)?
Что интересного было на уроке?
Я всем вам говорю спасибо, вы (Слайд 8).
Литература:
— «Моя любимая Азбука», учебник для первоклассников Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
О.В. Пронина, изд. М.: «Баласс»,2008г.
— Прописи «Мои волшебные пальчики» 5 тетрадей О.В.Пронина, 2008г.
-«Занимательное Азбуковедение» В.В.Волина. изд. М.: Просвещение 1991г.
— Книги Н. Сладкова «Разговоры о животных», «Лесные тайнички», «Русские сказки о природе», «Сказки из леса».
— Фотографии из энциклопедии о животных.