Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей №9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации

А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда.

Конспект открытого урока

по обучению грамоте в 1 классе

по теме: «Гласный звук Ы, буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».

Подготовила: учитель начальных классов

Голенева Марина Геннадьевна.

Обучение грамоте

Школа 2100

1 класс

Тема: «Звук (ы), буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе».

Цель: закреплять умения выделять звук из звучащей речи, сопоставлять звук (ы) с буквой ы, выполнять звукобуквенный разбор слов, учить писать букву ы , читать слоги и слова с ней ; дать понятие единственного и множественного числа; развивать внимание, фонетический слух, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Встали красиво у своих парт. Тихо сели, а я слушаю, какой ряд сел тише всех. Прислушались. Не спугнули ли мы тишину.

2.Актуализация знаний.

а).Повторение пройденного.(«Моя любимая Азбука», стр. 44)

1-ый ряд читает 1-ый столбик.

-Что заметили в словах 1-го столбика? (2 гласные в начале и в конце, значит 2 слога, в середине стоит согласная).

2-ой ряд – 2 столбик

-Какие можно составить слова из этих слогов?

3-ий ряд – 3-ий столбик.

-Какой из слогов образует слово? (ира), но здесь ошибка, кто заметил какая?

4-ый столбик читаем хором.

— Что можно сказать про согласные в этих слогах? (Они мягкие). Почему? (После согласной стоит гласная и).

По «цепочке» читаем слова.

— Как из слова гора получилось пора?

— Что такое тара? (Материал для упаковки).

— Что такое отара? (Большое стадо овец).

— Как называется лодка у индейцев? (Пирога).

3. Выделение звука (ы) в словах.

-Отгадайте загадки.

Ну и кошка,

Вот так кошка

Даже страх берет немножко

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь).

(Слайд 1). Сколько гласных звуков? Какой? Сколько слогов ? Почему?

— Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку.

— Правильно ли построена схема? (Слайд 2)

— Желтый, круглый,

Весь из дыр

Любят мыши

Вкусный … (Сыр)

— Откройте учебники, найдите схему этого слова, обозначьте правильно все звуки на схеме. Озвучьте их.

— Давайте проверим (Слайд 3). Кто сделал правильно?

— Найдите следующую картинку горы. Постройте схему этого слова. Проверяем .( Слайд 4)

— Найдите схему слова тигры. Выполним хором разбор этого слова. Проверяем (Слайд 5)

4. Игра «Найди слово».

— придумайте слова со звуком (ы) и назовите место этого звука в слове. Вы назвали много слов, но что же можно сказать о месте нахождении этого звука в словах? (Он стоит либо в начале либо в середине слова).

5. Знакомство с буквой ы.

-Гласный звук (ы) на письме обозначается буквой ы . Она только маленькая, т.к. слов начинающихся на эту букву нет. На что похожа буква ы?

6. Стихотворение Шибаева.

-А бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, увы.

7. Чтение слогов (про себя).

— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и звонкий.

— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и глухой.

— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и звонкий.

— Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и глухой.

8. Физ.минутка (для рук).

9. Работа в Прописи.

а). Сравните печатную и прописную буквы ы.

Показ написания буквы ы с комментированием.

б). Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы , делаем совсем маленькую петельку, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижнем закруглением.

в). Ученики обводят букву ы по точкам на табло.

г). Графический анализ буквы.

— Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?.

д ). Написание буквы ы (3-ья строка).

ж). Сравнение букв и и ы.

— Какие элементы одинаковые в этих буква? Откуда начинаем писать эти буквы?

— Пропишите по образцу 3 раза.

з). Написание слогов.

— Прочитайте 1-ый слог. (ры) Какие буквы в него входят? Какое соединение? Припишите строчку до конца. (Такая же работа со слогами – пы)

и). Написание слогов под диктовку.

— Прочитайте печатные слоги. Запишите на свободной строке слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий. Какие слоги вы написали? (пи, ги, ти, ри).

— На следующей строке запишите слоги 2-го столбца (пы, гы, ты,ры)

10. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука».

-Прочитайте 1-ую пару слов. (тропа-тропы). Что такое тропа? (небольшая дорога.)

-Чем различаются эти слова по значению? (Тропа – это одна, тропы – много.)

-Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? А слово, обозначающее много предметов?

-Когда слово называет один предмет, про него говорят, что оно стоит в ед.ч., а если слово обозначает много предметов, то оно стоит во мн.ч.

-Прочитайте следующую пару слов. (гитара – гитары). Что такое гитара? (музыкальный инструмент).

— Прочитайте 3-ю пару слов. (парта – парты) Какое слово стоит в ед.ч., а какое во мн.ч.?

-Прочитайте 4-ую пару. (рота – роты)

-Что такое рота? (подразделение в войска примерно 100 человек)

Чтение слов 2-го столбика.

рот – рты

игра – игры

торт – торты ( обратить внимание на ударение)

порог – пороги

-Что такое порог? (брус на полу в дверном проеме)

— Прочитайте только слова, стоящие во мн.ч. Подчеркните последние буквы этих слов.

— Какие буквы могут быть на конце слов во мн.ч.? ( ы,и)

11. Работа в Прописи.

— Прочитайте 1-ое слово (рот). (Обратить внимание на соединение букв.)

— Как это слово будет звучать во мн.ч.? (рты) Запишите его.

гора – горы (поставить ударение)

игра – игры

парта – парты

трап – трапы

— Что такое трап? (лестница на самолетах, пароходах)

тигр – тигры

12.Работа по учебнику «Моя любимая Азбука». Текст Н.Сладкова «Лесная хатка».

— Кто изображен на картинке? (бобр)

— Что вы знаете об этом зверьке? Где он живет? (в воде) Как он передвигается? (плавает)

( Доклад ученика про бобра.)

— Как называется рассказ? («Лесная хатка»)

— Что такое хата? (изба, дом) А хатка? (маленький домик)

(Слайд 6 изображение бобра и его хатки.)

-А почему я решила, что это рассказ?

— Кто автор этого рассказа? (Н.Сладков)

(Слайд 7 Н.Сладков)

Чтение текста учителем по абзацам. Объяснение непонятных слов.

Мох – растение без корней и цветов, обычно растет в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях.

— Что вы узнали из 1-го абзаца? Где была построена хатка? Почему положено в доме затыкать щели? Чем эта хатка странная? Узнали ли мы из этого абзаца о хозяине хатки?

Интересно ,а как он в хатку попадает, ведь и окон, и дверей нет? (предположения детей)

Чтение 2 – го абзаца. (после 1 – го предложения)

— Кто же строил хатку? Почему автор назвал бобров дровосеками? Кто такие дровосеки? (Тот, кто занимается рубкой деревьев, дров)

После 2 – го предложения.

— Какие «инструменты» использовали бобры при строительстве?

— Почему слова «рубили», «распиливали» взяты в кавычки? (т.к. пользовались не топором и пилой, а зубами)

После 3 – го предложения.

— Как это конопатили? (затыкали дыры, щели) Зачем?

Чтение до конца

— Что заменяет бобрам дверь? (подводье –пространство под водой)

— Где находят зимой корм бобры?

Повторное чтение по «цепочке» по предложениям.

— Что вы знаете о предложение?

После чтения.

— Перескажите, как бобры строят хатку. Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они обозначают?

— Найдите в тексте слова с буквой ы и подчеркните их.

— Николай Сладков написал много книг про животных. Многие из них есть и у нас в библиотеке. Вы можете их почитать.

13. Итог урока.

-С каким звуком и какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке (ы)?

Что интересного было на уроке?

Я всем вам говорю спасибо, вы (Слайд 8).

Литература:

— «Моя любимая Азбука», учебник для первоклассников Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

О.В. Пронина, изд. М.: «Баласс»,2008г.

— Прописи «Мои волшебные пальчики» 5 тетрадей О.В.Пронина, 2008г.

-«Занимательное Азбуковедение» В.В.Волина. изд. М.: Просвещение 1991г.

— Книги Н. Сладкова «Разговоры о животных», «Лесные тайнички», «Русские сказки о природе», «Сказки из леса».

— Фотографии из энциклопедии о животных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here