Учитель русского языка и литературы Давлетова Айша Алманиязовна
Западно-Казахстанская область Жангалинский район с. Жангала Средняя общеобразовательная казахская школа №3
Урок русского языка в 10 классе с казахским языком обучения
Тема: Морфология Цели: — формировать знания о разделе « Морфология»; — развивать умения определять, какой частью речи выражены слова; — развивать умения и навыки морфологического разбора, синтаксического разбора; — воспитывать интерес к речевому этикету. Оборудование : слайды с таблицей и заданиями, карточки.
Тип урока : изучение нового материала
Методы и приёмы: словесный, практический, частично-поисковый.
IОрганизационный момент:
Речевой тренинг « Здравствуй, друг!»
Здравствуй друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал. Вот ты здесь. Как я рад!
II Вызов: « Блиц-опрос» — Что такое морфология? –Сколько всего частей речи в русском языке? – Как характеризуют часть речи? – На какие виды делятся морфологические признаки? – Перечислите самостоятельные части речи . — Приведите пример самостоятельных частей речи. – Какие части речи относятся к служебным?
— Что такое речевой этикет? – Какие устойчивые выражения русского речевого этикета вы знаете?
( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Привет! Какая встреча! Просим к столу! Чем богаты, тем и рады. Спасибо за хлеб-соль. Благодарю…)
III Осмысление.
Объяснительный диктант « Речевой этикет»
Речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, без которых просто нельзя обойтись. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения. Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия имеет большое значение. Вслед за приветствием начинается разговор. Знание правил речевого этикета поможет лучше разбираться в людях и ситуациях. Этикет речевого общения отражает общий уровень культуры человека.
— Какие части речи встречаются в тексте? -Сколько самостоятельных и сколько служебных частей речи?
Задания 1) Укажите какой частью речи выражено каждое слово в тексте. 3)Сделать синтаксический разбор последнего предложения
Тренировочные упражнения Упр.125, 126
Работа по карточкам ( работа у доски)
1Морфологический разбор слов речевой, представляет 2Фонетический разбор слова этикет
IV Рефлексия урока:
-Что вам понравилось на уроке? — Почему каждый человек должен соблюдать речевой этикет? – Как вы понимаете выражение « культурный человек»? — Чем отличается русский этикет от казахского?
V Домашнее задание: написать эссе « Воспитанный человек»
Комментирование оценок.