Муниципальная базовая общеобразовательная школа

Технический лицей-интернат № 128

г. Новосибирска

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГ ЯЗЫКА

«ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Подготовила и провела:

Учитель начальных классо

МОУ «Самарская сош»

Лукьяновская Светлана Анатольевна

Цель:

Образовательная: познакомить учащихся с произношением и написанием шипящих согласныз звуков, их ролью в русском языке.

Развивающая: Развивать умение самостоятельно ставить целевые установки, оттолкнувшись от темы. Развивать внимание, умение сравнивать. Работать над обогащением словарного запаса учащихся.

Воспитывающая :чувство коллективизма, сострадание; отзывчивость и желание прийти на помощь ближнему.

Ход урока.

1. Орг.момент

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья!

2.Подготовка к активной познавательной деятельности.

У:- Тема нашего урока «Шипящие согласные звуки». Посмотрите на тему урока. Сформулируйте познавательные вопросы по данной теме.

Д:- Какие шипящие звуки существуют в русском языке?

Как произносятся шипящие звуки?

У:- Молодцы. Но сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку. Закройте глаза, положите голову на парту и послушайте внимательно.

Включаю музыку.

В некотором царстве, в некотором государстве в замке жила маленькая девочка и звали ее Белоснежка. Она росла доброй, вежливой, ласковой девочкой. У нее было много друзей. Очень любила она играть с гномами. Замок, в котором она жила находился возле леса. И играла она с друзьями на опушке леса. Однажды Белоснежка и гномики пошли играть в прятки. Девочка голила, а гномы прятались. И когда они спрятались, злая мачеха Белоснежки заколдовала их и превратила в камни.Белоснежка долго искала своих друзей, но найти не могла. Вернувшись домой, она случайно узнала, что мачеха заколдовала гномов и очень расстроилась. Но узнав, что друзей можно расколдовать, она позвала нас помочь ей.

-Поможем, ребята, Белоснежке?

Д:- Да, поможем.

1)Итак, первое задание. Давайте повторим:

— что такое звук?

-На какие группы можно разделить звуки?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-Какую роль играют гласные звуки?

-На какие группы мы еще можем разделить звуки, по каким признакам?

У:- Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Посмотрите, на полянке появился первый гномик.

2) На доске записаны предложения:

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

У:- Как называются эти предложения?

Д:- скороговорки.

У:- Как читают скороговорки?

Д:- Скороговорка- говорить скоро или быстро.

У:- Давайте произнесем скороговорки сначала медленно, а затем в быстром темпе. Трудно было произносить?.

3. Изучение новых знаний.

-Какой шипящий звук слышится много раз в словах первой строчки?

Д:- В словах первой строчки слышится звук Ш

У:- Давайте вместе пошипим. А в словах второй строчки?

Д:- Во второй строчке слышится звук Ж.

У:- Давайте пожужжим . Теперь Произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки? Можем для сравнения позвать гласные звуки.

Д:- Эти звуки звучат твердо.

У:- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?

Д:- Эти звуки всегда твердые.

У:- Молодцы. А теперь давайте откроем рабочие тетради. У вас в тетрадях записан образец букв «Ш», «Ж». Запишите эти буквы, соблюдая правила каллиграфии.

-Молодцы. Посмотрите, на полянке появилось 2 гномика, потому что мы выполнили 2 задания.

3) Упражнение 72, стр.60

У:- Прочитайте упражнение. В этих словах есть шипящие звуки?

Д:- Это звук Щ.

У:- Сравните произношение данного звука. Какой он?

Д:- Звук Щ мягкий.

У:- запишите упражнение в тетради, подчеркните шипящие звуки.

-Посмотрите, еще одного гномика мы с вами спасли.Сколько их стало на полянке?

Д:- На полянке 4 гномика.

У:- Какой звук вы подчеркивали в упражнении?

Д:- Звук Щ.

ФИЗМИНУТКА.

4) Следующее наше задание будет на сообразительность. Я загадаю вам загадки, а вы должны написать отгадки в тетрадь и подчеркнуть буквы, которые обозначают шипящие звуки.

(Приложение 1)

У:- Какие шипящие вы подчеркнули?

Д:- Ж,Ш,Ч,Щ.

У: Посмотрите, на полянке появилось еще 2 гномика .Молодцы, ребята, вы очень помогли Белоснежке.

— Скажите, какие из названных вами звуков твердые, какие мягкие?

Д:- Звуки Ж,Ш- всегда твердые. Звуки Ч,Щ- всегда мягкие.

4.Закрепление

У:- Ребята, нам осталось спасти еще одного гномика. А для этого вам нужно выполнить тест. На партах у вас лежат листочки с тестами. Выполните их самостоятельно.

(ПРИЛОЖЕНИЕ2)

-А теперь возьмите ключ и проверьте тест.

Поставьте себе оценку.

-Молодцы, ребята, мы спасли еще одного гномика.

5. Рефлексия. Итог урока.

-Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились?

-Какие познавательные вопросы задавали?

-Что нового каждый из вас узнал?

-А где в жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

_Молодцы! А еще мы с вами сегодня совершили добрый поступок, помогли Белоснежке и расколдовали гномов.

А теперь откройте тетради -открытий и оцените свою работу.

-Я благодарю вас за совместную работу. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В лес с лукошками пошли

Трое маленьких сестричек.

Много рыжиков нашли,

И оранжевых …

(лисичек)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная …

(акниженс)

Золотым играет глянцем

Из воды торчащий панцирь.

Это что за зверь иль птаха?

Без сомнений, …

(ахапереЧ)

Любит сладкое примат –

Человека младший брат.

От бананов до безе

Обожает …

(езнапмиШ)

7. Застрочит, как пулемёт,

Платье новое сошьёт.

(швейная машина)

8. Сжал кулак свой исполин*,

Сделал соком апельсин.

(соковыжималка)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …

(ичарг)

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша …

(акшок)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест№1

Ф.И.______________

1. Подчеркни в словах мягкие согласные шипящие.

Человек, пижама, шарик, широкий, жарко, щавель.

2.Подчеркни в словах твердые согласные шипящие

Шкаф, встреча, жираф, школа, щенок, ощущение, жизнь.

3. Вставь пропущенные буквы

Ко_ка, Кры_ка, бо_ка, ми_ка.

Пояснительная записка.

Ф.И.О. автора: Лукьяновская Светлана Анатольевна

Тип урока- урок. изучение новых знаний.

Место урока: кабинет начальных классов. Количество уроков: 1

Подача готовой информации учителем не производится, учитель организует совместный поиск и решение познавательных задач, управляет познавательной и речевой деятельностью ребенка.

Оборудование:. : тесты, карточки с предложениями, сигнальные карточки, картинки с отгадками к загадкам, картина с лесной поляной, рисунки Белоснежки и гномов.

Особенностью урока является использование личностно-ориентированного, деятельностного и здоровьесберегающего подходов, использование технологии критического мышления, приемов анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.

Кроме этого использован и валеологический подход.

Использованная на уроке литература:

1.А.А.Плигин Личностно-ориентированное образование.М.2007

2.. С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина . Необычные уроки.Т.Ц. «Учитель», 2004г

Использованные подходы к обучению: деятельностный, здоровьесберегающий, личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, индуктивный, обобщающий, аналитический, метод контроля и т.д.

Приемы обучения: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, творческий, рефлексивный, исследовательский.

Принципы обучения: индивидуальности, вариативности, развития, самостоятельности, дифференциации.

Использованные технологии: здоровьесберегающая, игровая, личностно-ориентированная, технология критического мышления.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here