Васильева Светлана Фёдоровна
МОУ СОШ № 1 г. Черняховска
Урок русского языка по теме: «Лексика ограниченного употребления:
диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы». (11 класс)
-
Для создания презентации были использованы иллюстрации, взятые по адресу:
Ход урока
I . Слово учителя — Сегодня мы вместе с Чичиковым в его птице — тройке продолжим своё путешествие по стране лексикологии и художественным произведениям. Мы повторим, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы. — А что такое лексикология? (наука, изучающая лексику) — Лексика? (словарный состав языка) — В конце урока Вы должны ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина, который утверждал (читаю эпиграф). Своё мнение должны обосновать. — Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, мы проверим ваши знания по предыдущей.
II . Работа с карточками Задание №1. Напротив графы «Тип словаря» поставьте номер, под которым в карточке дана статья из словаря этого типа (3 мин) Вариант 1 1.Отставной козы барабанщик( мн. ч. не употребл.)Чаще в значении сказуемого. Шутл.-ирон.) Человек, занимающий невысокое положение в обществе; Вышедший в отставку; такой с которым не считаются. «Я ведь не какой-нибудь отставной козы барабанщик»!- шутил Иван Петрович 2. ЭКСПОРТ- ИМПОРТ Вывоз товаров из страны. — Ввоз товаров в страну. Экспорт служит источником валютных поступлений, идущих на оплату импорта. 3. Величественный, величавый, грандиозный ; о внешнем облике, походке, жестах: царственный (высок.); державный;(уст. высок.); о произведении искусства, сооружении: монументальный. 4. Имитация,-и , ж.1. Воспроизведение, подражание кому-чему- либо.; Подделка чего-нибудь. Имитация красного дерева. 5. Дьяк, м. Стар.: письмоводитель, секретарь, правитель канцелярии. Быть делу так, как пометит дьяк// Ряз.:земский, волостной писарь.//Твр. Учитель грамоты. 6. БОЯРИН. Вероятно, общесл.суф. Производное от утраченного боярь(скорее всего, образов.суф.-арь от бои-битва, сражение. Боярин исходно-« боец, воин, дружинник» 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ и разг. обеспечение
1. Толковый современный
2. Толковый В. Даля
3. Фразеологический
4. Этимологический
5.Синонимов
6 Антонимов
7 Орфоэпический + 2 варианта
III Задание №2 Следующее задание: запишите слова, объединив их в синонимические пары. Трудные для Вас слова постарайтесь заполнить. Задание выполняем в тетради. рассчитаться — расплатиться эффективный — действенный аллегорический — иносказательный классифицировать — систематизировать иллюзорный — призрачный
-Объясните, пожалуйста, различаются ли слова эффектный и эффективный? Эффектный — производящий сильное впечатление Эффективный — действенный, быстро развивающийся
— Как называются такие слова? (паронимы) (разные по значению, сходные по звучанию и написанию, часто однокоренные, например: дипломат — дипломант)
— А теперь составьте и запишите с одним из слов с удвоенной согласной спп предложение (Н: Я рассчитаюсь с Вами, когда получу зарплату.)
IV . Задание №3 Из предложений в задании №3 выпишите синонимы, составьте синонимический ряд и запишите их в предложенное Вам предложение. Подчеркните доминанту, охарактеризуйте каждое слово с точки зрения стилистической принадлежности. Предложение запишите в тетрадь. Вариант №1 На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицмейстеру. Гости должны были пробираться между взборонёнными нивами. Сначала они береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь. Но только нагрянут в хату парубки с скрипачом- подымется крик. Андрей едва двигался в тёмном и узком земляном коридоре. Они вступили в первую комнату, служившую приёмною или просто переднею. После обеда Афанасий Иванович шёл отдохнуть один часок, после чего Пульхерия Ивановна приносила разрезанный арбуз. + 2 варианта К. №1 Н.В.Гоголь умело использовал синонимы: отправился, пробрался, переступали, брели, нагрянут, едва двигался, вступили, шёл, — не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов. К. №2 В синонимическом ряду говорил, проговорила, промолвил, отвечал, прервал, сказала, прибавил отмечается смысловое и стилистическое различие между отдельными глаголами речи и то, что употребление того или иного глагола определяется содержанием речи, характером её, состоянием говорящего, желанием его по-разному воздействовать на слушателя и стремлением Н.В.Гоголя разнообразить повествование. К. №3 Чтобы избежать унылого повторения одних и тех же слов Н.В.Гоголь использовал синонимы: покушать, закушивал, заедал, съедал, объедался, накушаться, закусить, подкрепиться, которые делают речь красочнее, разнообразнее, позволяют образно выразить мысль.
— Прочитайте те предложения, которые у Вас получились (3 ученика по разным карточкам) — Так зачем Н.В.Гоголь использовал синонимы для обозначения какого-то одного действия? (Для того чтобы разнообразить повествование, избежать тавтологии)
V . Новый материал — Сегодня мы с Вами продолжим разговор о лексике ограниченного употребления. Объяснение нового материала сегодня готовили Вы сами. Расскажет нам о профессионализмах: Сообщение — К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области. Например, у компьютерщиков: Форточка — это презрительное название операционной системы Windows фать, материнка — материнская плата чайник — начинающий пользователь глюк — некорректная работа оборудования комбинация из трёх пальцев — Ctrl — alt — delete — экстренное снятие любой запущенной программы пентюх — Pentium квак — игра Quake (Куэйк) лазарь — лазерный принтер
Также к лексике ограниченного употребления относятся Диалектизмы — слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они больше присущи крестьянским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части нашей страны. Диалекты северных областей отличаются от диалектов юга страны. Среди диалектов можно выделить три группы: Лексические диалектизмы — местные названия общепринятых предметов, явлений, понятий. Они имеют синонимы в русском литературном языке: баз — двор, бирюк — волк. Лексико-семантические диалектизмы — это слова литературного языка, употребляющиеся в диалекте в местном значении. Н: благая — дикая; веснушка — лихорадка, тёмно — очень сильно. Этнографические диалектизмы — это местные названия местных предметов и явлений, поэтому не имеют синонимов в литературном языке: чекмень — верхняя мужская одежда Фонетические диалектизмы — отражают особенности звуковой системы говора. Например: 1) в южных говорах наблюдается произношение [х] вместо [к] на конце слов: вра[х], сне[х], лу[х] 2) для некоторых говоров характерно произношение [и] вместо [е]. п[и]сня, м[и]сто. 3) яканье: мяханик, кляновый 4) цоканье: цай, луцсе 5) оканье: хорошо 6) перенос ударения: я приду рано
Ещё к лексике ограниченного употребления относится жаргонная лексика — это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами. 1) воровской жаргон: липа (фальшивка) крыша (защита) шмон (проверка) 2) молодёжный сленг: а) студенческий: общага (общежитие) стипуха (стипендия) хвост (несданный зачёт, экзамен) шамовка (еда) б) школьный сленг:
— Один из учеников класса провёл небольшую исследовательскую работу. Давайте его послушаем. — Расспросив своих одноклассников и друзей, я пришёл к выводу, что мои сверстники используют такие жаргонные слова, которые обозначают: 1. оскорбительные — названия человека: овца, кошёлка, козёл 2. слова, называющие людей: кореш — друг чувак — парень стрелочник — тот, на которого сваливают свою вину другие. стукач — доносчик трепло — болтун 3. слова, называющие части тела. хавка — рот ласты — ноги локаторы — уши 4. другие существительные: прикол — шутка стрела — драка базар — разговор фигня — ерунда облом — неожиданно плохой результат капуста — деньги отпад — нечто выдающееся 5. слова, обозначающие действия: балдеть — веселиться офигеть — удивиться вали — уходи офонареть — обнаглеть влипнуть — попасться прикинь — представь себе достать — надоесть зашибись — лучше некуда запарить — сильно надоесть приколоться — подшутить кинуть — обмануть смойся — уйди не катит — не подойдёт торчать — быть в полном восторге отвянь — отстану уткнись — замолчи отрываться — развлекаться стрём — плохо (наречие) 6. слова — прилагательные крутой, клёвый — высокая степень качества чего-либо стрёмный — некрасивый беспонтовый — нехороший 7. Фразеологизмы фильтруй базар — следи за речью шевели костылями — иди быстрее в натуре — по правде я чё, лысый — я не хуже других флаг в руки, барабан на шею — одобрение действия без базара — не подлежит сомнению туши свет — полный кошмар лыбу давить — ухмыляться
1. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны нужны, они делают речь более эмоциональной 2. …… % опрошенных мною думают, что жаргоны не нужны, они засоряют речь 3. …… % воздержались от ответа
VI . Закрепление материала 1. А теперь посмотрите, пожалуйста, сценку, ответьте на вопрос: — О какой группе ограниченной лексики идёт речь? — А нужна ли она нам в повседневной жизни? (сценка про жаргоны) — 3мин 2. Послушайте частушку, о какой группе ограниченной лексики идёт речь. — А какие это диалектизмы? (фонетическая группа — цоканье: совпадение Ц и Ч в одном звуке; грамматическая группа: вместо окончания П.п. -и, -е ) (2 мин)
Задание №4 Как барановски девчонки Говорят на букву «це» «Дайте мыльце, полотенце И цюлоцки на пеце.»
— А как вы думаете, о какой группе ограниченной лексики идёт речь в данном стихотворении. В чём разница в двух переложениях известного произведения:
…Как узрела Старика Старуха- Разругалась хуже system message : «Дурачина, ты, простофиля! Выпросил OS , дурачина, Не хочу быть системным программистом Хочу творить, что душеньке угодно Чтоб с ассемблером не возиться, А писать на чистом Pascal ’е Разные красивые штучки…(профессиональные термины)
…Как узрела Старика Старуха- Разругалась хуже Аськи: «Дурачина, ты, простофиля! Выпросил форточку’95, дурачина, Не хочу быть чайником Хочу творить, что душеньке угодно Чтоб с ваксой не возиться, А писать на лазаре Разные красивые штучки…(профессиональные жаргонизмы)
Слова для справок: Аська — ISQ — операционная система (скрытая доска) Форточка’95 — Windows ’95 Чайник — начинающий пользователь Вакса — VAS — операционная система Лазарь — лазерный принтер
— Уместны ли в этом отрывке профессионализмы? Почему? (Несовпадение стилей речи, фактическая ошибка (на Руси не было компьютеров))
Слово учителя: Иногда писатели, поэты используют профессионализмы, диалектизмы и жаргонизмы в художественной литературе как выразительное средство, изображающее достоверно и убедительно создаваемые картины человеческой жизни. Например, Николай Васильевич Гоголь для описания жизни семинаристов в повести «Вий» использовал некоторые жаргонные выражения: Как вы думаете, что обозначает фраза Н: пробовать крупного гороха — быть наказанным отправиться на кондиции — заниматься репетиторством А диалекты встречаются у Н.В.Гоголя почти во всех произведениях. Но использовать эту лексику нужно умело, уместно, умеренно. «Истинный вкус,- писал А.С.Пушкин,- состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Если художественное произведение перегружено такой лексикой, затрудняется его чтение и понимание, снижаются художественные достоинства!» «Соразмерность и сообразность» употребления подобной лексики мы находим в произведениях наших классиков, в т.ч. и у Гоголя. (2мин) Но, к сожалению, очень часто, проверяя Ваши сочинения, я встречаю ошибки, связанные с неуместным употреблением Вами слов, ограниченных в употреблении. Работаем корректорами.
Задание № 5 — Найдите и объясните ошибки. 1. Ноздрёв всячески страшал Чичикова. (диалект) 2. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей. (жаргонизм) 3. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина. (диалект) 4. Манилов долго трепался с Чичиковым. (жаргонизм) (3мин)
Задание №6 — Следующее задание также связано с неуместным употреблением жаргонизмов. Выполняем Задание №6. Перед Вами письменная характеристика, данная неграмотным школьником Ваша задача: Переделать тексты, заменив жаргонизмы литературными словами. Отгадайте имя персонажа. Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых шнурков, один только подбородок выступал очень далеко вперёд, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие лупы ещё не потухли и шныряли из-под высоко выросших бровей, как мыши. Слова для справок: стариков, бегали, глазки. — Уместно ли употребление жаргонизмов (1мин)
Задание №7. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их, определите к какой группе относятся. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок. — А чей это портрет?
Словарь для справок: парубок — парень (лексич.) гуртом — группой (лексич.) плахта — нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой ткани (этнограф.) запаска — род шерстяного передника у женщин (этнограф.)
— Как Вы думаете, уместно ли употребил Гоголь в данном отрывке диалектизмы. (Да)
(2мин) Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский».
— А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный в начале урока; — Согласны ли Вы с высказыванием А.С.Пушкина? — Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях? Д/З Закончить сочинение-рассуждение на проблемный вопрос; * упр. 73; ** попробовать переделать известное стихотворение, заменив литературные слова профессионализмами или жаргонизмами.