Класс:11 «Г»
Тема «Публицистический стиль, его особенности»
Цель урока: дать представление о публицистическом стиле, о его особенностях, формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля.
Ход урока.
-Здравствуйте, меня зовут Наталья Петровна, и я проведу у вас урок
Тема нашего сегодняшнего урока – «Публицистический стиль, его особенности». Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля)
-Итак, записываем число и тему урока.
-Что изучает стилистика?
-На какие группы делятся стили речи? Давайте их вспомним.
Стили речи
Разговорный Книжный
Научный художественный официально-деловой публицистический
И более подробно остановимся на публицистическом стиле
-Кто — то помнит, что такое публицистический стиль?
Публицистический стиль — это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.(записать определение)
Откройте учебники на стр. , и вместе выделим основные особенности публицистического стиля, заполняя таблицу(Схема у каждого на столе)
В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица:
Стилевые черты | Языковые средства | Жанры публицистики | |
Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей | Эмоциональность, страстность, призывность, актуальность, доходчивость, логичность | Лексические: – общественно-политическая лексика; – совмещение торжественной лексики и раз говорных средств; – антонимы. Синтаксические: – побудительные и восклицательные предложения; – риторические вопросы; – повторы; – параллелизм; – однородные члены; – обращения; – использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок | Статья в газете,журнале, очерк,репортаж, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению |
Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков. Ведь определяя стиль предложенного текста, мы опираемся на речевую ситуацию, сферу употребления и на тему и цель высказывания.
Работа с текстом.
Чтобы успешно выполнить задание части С, очень важно понять исходный текст, то есть выяснить, о чем пишет автор, над чем он размышляет, какими мыслями хочет поделиться с читателем. Для этого необходимо не только внимательно прочитать текст, но и определить его стиль и тип речи.
Вы должны запомнить, если рассуждение в публицистическом стиле, то
такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста.
В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней.
Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может А29.
И я предлагаю перейти к следующему этапу нашего урока.( упражнение385(1ч)
— У каждого на столе дан текст, давайте прочтем его. (Чтение текста) –
Работа с текстами самостоятельная работа (отпечатаны заранее, раздаются каждому ученику).
» В России две беды: дураки и дороги», — утверждал Карамзин. С тех пор прошло немало времени, в стране менялся конституционный строй, но эти извечные проблемы по — прежнему присутствуют в нашей действительности. И если для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно. В прошлом году завершилась пятилетняя президентская программа «Дороги России», теперь же транспортники решили мыслить более масштабно и разработали план на десятилетие.
-Какова тема данного текста? (Тема дорог и транспорта)
– К какому стилю речи относится данный текст? Текст относится к публицистическому стилю речи
— Найдем признаки публицистического стиля и докажите стилистическую принадлежность текста.
Стилевые черты | Языковые средства | Сфера употребления | |
Дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя. | Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей | -характерно употребление слов общественно — политического типа лексики: «конституционный строй», «госпрограмма»,»государство», «пятилетняя президентская программа». -есть и разговорные слова, «дураки», «колдобины», «ухабы -начинается он с цитаты: «В России две беды: дураки и дороги», которая давно уже стала афоризмом три сложных предложения построены на антитезе: «менялся конституционный строй, но проблемы по — прежнему присутствуют»; «для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно»; «пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие | отрывок из публицистической статьи |
. Его цель — дать читателю информацию с последующей оценкой проблемы дорог и транспорта, одновременно воздействуя на читателя. Это, скорее всего, отрывок из публицистической статьи, возможно, начало проблемного очерка. Для данного текста характерно употребление слов общественно — политического типа лексики: «конституционный строй», «госпрограмма». «государство», «пятилетняя президентская программа». Здесь встречаются речевые стандарты, а также штампы, имеющие канцелярскую окраску: «государство борется», «мыслить масштабно», «извечные проблемы», «присутствуют в действительности», «разработан план». Кроме того, в данном тексте есть и разговорные слова, что особенно характерно для публицистического стиля речи: «дураки», «колдобины», «ухабы». Для этого высказывания свойственны простота, эмоциональность, а значит, текст будет понятен широкому кругу читателей. Начинается он с цитаты: «В России две беды: дураки и дороги», которая давно уже стала афоризмом. Последующие три сложных предложения построены на антитезе: «менялся конституционный строй, но проблемы по — прежнему присутствуют»; «для борьбы с дураками еще не придумана госпрограмма, то с колдобинами и ухабами на дорогах государство борется постоянно»; «пятилетняя президентская программа завершилась, теперь же транспортники разработали план на десятилетие». Данное высказывание характерно для широкого круга читателей.
Подведение итога урока:
— Что такое публицистика?
— Назовите признаки публицистического стиля
Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях публицистического стиля, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. Покажите свои рисунки.
– Спасибо за урок. До свидания.
Домашнее задание:
Напишите мини-сочинение публицистического характера в жанре рассуждения на одну из тем:
1) Каким бы я хотел быть?
2) Каким бы я хотел видеть своего друга?