Негметова Майра Алимжановна, учитель русского языка и литературы, высшей категории, Красноярская средняя школа №3 Акмолинская область, город Кокшетау
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
Тема :Второстепенные члены предложения .Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Класс | Автор УМК | Тема урока | Тип урока | Цели урока | ||
Деятельностные | Содержательные | |||||
Русский язык
| 11 | Учебник «Русский язык 11класс» для естественно- математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения под редакцией У.А. Жанпеисовой, Ш.Т.Кожакеевой, Алматы «Мектеп» 2010г.
|
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. | Урок закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Дополнение. Прямое и косвенное дополнение»
| Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению повторению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
| Формировать навык нахождения в предложении грамматической основы, уметь находить глаголы. Определять времена глаголов, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
|
— Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления». — ИКТ |
| ||||||
Тема | Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. |
| |||||
Цели и задачи урока | Цели: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений. Задачи:
|
| |||||
|
|
| |||||
Конкретный результат обучения | Умение определять и правильно определять дополнение, знание о прямых и косвенных дополнениях, умение работать в парах, критически мыслить. |
| |||||
Психологический настрой Этапы урока:
| | ||||||
Действия учителя | Действия учеников |
| |||||
| Введение в тему: 1. Синтаксический разбор предложения. Предложение заранее написано на доске: Проверка предложения. (Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).
Актуализация знаний: Создание групп, защита проектов. Прием «Горячий стул» Коллективное поэтапное оформление таблицы ЗХУ
Работа в группах: Составление кластера. Защита кластера по теме «Второстепенные члены предложения» Новая тема: В данных предложениях найдите дополнения, задайте к ним вопросы и подчеркните. Способы выражения дополнений Восемь не делится на пять без остатка. (Числительное) Солнце заслонило облако.(существительное) Проводник попросил провожающих выйти из вагона. (Причастие перешедшее в сущ.) На льду мы увидели нескольких рыбаков( Словосочетание) Ему приказали вернуться (Инфинитив) Я прошу тебя не вешать нос (Фразеологический оборот ) Комментированное письмо
Наблюдаем:1. Переходный глагол + существительное в винит. падеже без предлога(действие на предмет) 2.Переходный глагол + сущ. в Р.п. (часть предмета) 3.При отрицании: не + переходный глагол +существительное в родительном падеже Вывод: прямое дополнение
2. Принесите воды 3. Не залить сердца жаркого Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому. Дополнение бывает прямое и косвенное. Прямые дополнения выражаются: 1) формой В.п без предлога ; 2) формой Р.п при глаголе с отрицательной частицей не Проверь себя ! Тест 1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением: С) Мастер чинит телефон. П) Ветер поднимает тучи пыли. М) Встретить ночь готовится. 2.Найдите предложение с прямым дополнением: Л) Книги лежали на столе. В) Живу, горжусь сынами. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Г) Лесник шагнул через порог 3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме: Т) Мать велела поставить чайник. М) Мы решили укрыться от дождя. Р) Желание учиться овладело мальчиком. Ц) Помнить – значит предвидеть. 4. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения. А) Виктор подарил сестре картину. (Картину — прямое дополнение) Э) Картина была подарена Виктором. (Виктором — косвенное дополнение) Ь) Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвенное дополнение) Ю) Археологи рассказывали о раскопках. ( (о) раскопках — косвенное дополнение)
Проверь! 1. П 2. Я 3. Т 4. Ь Взаимопроверка. Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку: «5» — за 4 правильных ответа «4» — за 3 «3» — за 2 «2» — за 1 Самостоятельная работа Откройте учебник на странице 55 Упражнение №117 (письменно) . Взаимопроверка.
Решите кроссворд
Проверьте: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Оценивание . Заполнение таблицы. Самооценивание. Начало урока Конец урока
|
|