Негметова Майра Алимжановна, учитель русского языка и литературы, высшей категории, Красноярская средняя школа №3 Акмолинская область, город Кокшетау

СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Тема :Второстепенные члены предложения .Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Учебный предмет

Класс

Автор УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский язык

11

Учебник «Русский язык 11класс» для естественно- математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения под редакцией У.А. Жанпеисовой, Ш.Т.Кожакеевой, Алматы «Мектеп» 2010г.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Урок закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Дополнение. Прямое и косвенное дополнение»

Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению повторению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Формировать навык нахождения в предложении грамматической основы, уметь находить глаголы. Определять времена глаголов, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Подход в преподавании / обучении

— Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления».

— ИКТ

Тема

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Цели и задачи урока

Цели:

повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.

Задачи:

  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);

  • воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

  • развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Конкретный результат обучения

Умение определять и правильно определять дополнение, знание о прямых и косвенных дополнениях, умение работать в парах, критически мыслить.

Психологический настрой

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Опрос пройденного урока. Приём «Горячий стул».

  2. Защита презентации « Второстепенные члены предложения».Заполнение таблицы ЗУХУ

  3. Новая тема. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

  4. Закрепление материала.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия

  7. Оценивание

Действия учителя

Действия учеников

Введение в тему:

1. Синтаксический разбор предложения. Предложение заранее написано на доске:
И сегодня над широким, жёлтым парком я простился с запоздалой вереницею гусей.

Проверка предложения.

(Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).

Актуализация знаний: Создание групп, защита проектов. Прием «Горячий стул»

Коллективное поэтапное оформление таблицы ЗХУ

Знал

Узнал

Хочу знать

Работа в группах: Составление кластера. Защита кластера по теме «Второстепенные члены предложения»

Новая тема:

В данных предложениях найдите дополнения, задайте к ним вопросы и подчеркните.
Чем выражено дополнение в каждом случае?

Способы выражения дополнений

Восемь не делится на пять без остатка. (Числительное)

Солнце заслонило облако.(существительное)

Проводник попросил провожающих выйти из вагона. (Причастие перешедшее в сущ.)

На льду мы увидели нескольких рыбаков( Словосочетание)

Ему приказали вернуться (Инфинитив)

Я прошу тебя не вешать нос (Фразеологический оборот )

Комментированное письмо

  • Я налил бабушке чаю и пригласил её к столу.

  • Мой друг не надел спортивной куртки, отчего простудился и не смог участвовать в соревнованиях.

  • Я хочу рассказать о своем проекте .

  • Пришлите нам почтовых марок.

  • Я хочу послушать любимую песню

Наблюдаем:1. Переходный глагол + существительное в винит. падеже без предлога(действие на предмет)

2.Переходный глагол + сущ. в Р.п. (часть предмета)

3.При отрицании: не + переходный глагол +существительное в родительном падеже

Вывод: прямое дополнение

  1. Вот возьми перстенёк

2. Принесите воды

3. Не залить сердца жаркого

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и чаще всего относится к сказуемому.

Дополнение бывает прямое и косвенное.

Прямые дополнения выражаются:

1) формой В.п без предлога ;

2) формой Р.п при глаголе с отрицательной частицей не

Проверь себя ! Тест

1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:

С) Мастер чинит телефон.

П) Ветер поднимает тучи пыли.

М) Встретить ночь готовится.

2.Найдите предложение с прямым дополнением:

Л) Книги лежали на столе.

В) Живу, горжусь сынами.

Я) Хозяйка жарко натопила печь.

Г) Лесник шагнул через порог

3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:

Т) Мать велела поставить чайник.

М) Мы решили укрыться от дождя.

Р) Желание учиться овладело мальчиком.

Ц) Помнить – значит предвидеть.

4. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения.

А) Виктор подарил сестре картину. (Картину — прямое дополнение)

Э) Картина была подарена Виктором. (Виктором — косвенное дополнение)

Ь) Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвен­ное дополнение)

Ю) Археологи рассказывали о раскопках. ( (о) раскопках — косвенное дополнение)

 

Проверь!

1. П

2. Я

3. Т

4. Ь Взаимопроверка.

Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку:

«5» — за 4 правильных ответа «4» — за 3 «3» — за 2 «2» — за 1

Самостоятельная работа

Откройте учебник на странице 55 Упражнение №117 (письменно) .

Взаимопроверка.

Решите кроссворд

  • Что является главным средством выражения мысли? 

  • Назовите виды предложений по цели высказывания. 

  • Что является грамматической основой предложения. 

  • Назовите второстепенные члены предложения 

  • Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)

  • Предложение, которое состоит только из главных членов, называется …

  • Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется…

Проверьте:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выучить правило.
1 группа: выполнить упражнение №188 (устно) стр.55,
№119(письменно) стр.57
2 группа: выполнить упражнение
№118 (устно) стр.55,
№120 (письменно) стр.57

Оценивание . Заполнение таблицы. Самооценивание.

Начало урока Конец урока


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here