Средняя школа имени Мукангазы Сиранова
Урок — практикум по русскому языку
«Обстоятельство и его виды»
в 11 классе естественно-математического направления
Выполнил: учитель русского языка
и литературы Д.И.Жантлеуова
Елтай — 2014 год
Тема: Обстоятельство и его виды
Лексическая тема: П
ромелькнувший метеор.
Цели урока:
Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об обстоятельстве и его видах;
Развивающая: развивать умения правильно выделять обстоятельства в предложениях, определять их вид по значению и способы выражения, активизировать творческие способности учащихся, а также их самостоятельность мышления.
Воспитательная: воспитывать культуру речи, интерес к творческой деятельности ученого Ш.Уалиханова.
Тип урока : комбинированный
Форма урока: урок-практикум
Методы: самостоятельная работа в группах, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый
Оборудование урока: интерактивная доска, учебник, флипчарты, материалы для защиты постера, презентации о жизни и творческой деятельности Ш.Уалиханова.
Эпиграф урока: “Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгисович Уалиханов…” Н.И.Веселовский
Ход урока:
I. Организационный момент
1) Подготовка учащихся к уроку.
2) Проверка посещаемости.
(Психологический настрой).
Учитель: — День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
3) Объявление темы и целей урока.
II. Вступление к теме
Прочитать текст. Найти обстоятельства, задать вопросы, определить значения.
В детстве Шокан учился в казахской школе, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков.У мальчика с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Изначально Шокан использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.
III. Повторение теоретических сведений.
Составление постера по темам.
1-группа. Тема: Обстоятельство и его виды.
2-группа. Тема: Способы выражения обстоятельства.
(Во время выполнения работы учитель включает фрагмент музыкальной записи. Прелюдии №15 Ф.Шопена)
Поэтическая минутка: Выразительное чтение наизусть стихотворения Еркеша Ибрахимова «Шоқанға»
(Опережающее задание. Читает Е. Хамит)
IV. Закрепление темы.
-
Выполнение упражнений.
Упражнение 135.
Работа по группам.
1.Задания по развитию речи:
1-группа.
-
Прочитайте текст. Составьте план к нему.
-
Перескажите текст от имени третьего лица, заменяя местоимение 1-го лица, указывающее на рассказчика, именами существительными местоимением 3-го лица.
2-группа.
-
Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.
-
Перескажите текст от имени третьего лица, заменяя местоимение 1-го лица, указывающее на рассказчика, именами существительными местоимением 3-го лица.
2. Выполнение послетекстовых заданий:
1-группа.
• Выделите: 1) имена существительные со значением «место (пространство)»; 2) наречия;
2-группа.
-
Выделите: 1) имена собственные, являющиеся географическими названиями; 2) деепричастные обороты.
-
Определите значения обстоятельств.
4)
Составление кластера на тему «Шокан Уалиханов»
V. Подведение итогов урока
Учитель: Перед вами высказывание русского географа, друга Шокана Уалиханова Г. Потанина : «Шокан Уалиханов принадлежит к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь… Он имел нежное сердце и острый ум».
Да, ребята, Ш. Уалиханов все свои знания и силы отдал служению народу и Родине. Казахский народ восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.
Завершаем наш урок поэтическими строками:
Народ свой ты стремился одарить
Плодами светлыми культуры и науки.
И благородно правнуки и внуки
Хранят твое наследие теперь!
Народу своему ты открыл в Европу дверь;
И берегут ученые в веках
Труды твои на многих языках!
VI. Домашнее задание.
1. Написать эссе на тему «Слово о Шокане».
2. Повторить правила по разделу «Второстепенные члены предложения».
VII. Комментирование оценок