Конспект урока русского языка 2 класс « Антонимы» с

Использованием проблемно-диалогической технологии.

Цель урока: обобщение представлений обучающихся о словах противоположных по значению, знакомство с новым понятием «антоним», расширить представления учащихся об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.

Формирование регулятивных УУД:  умения планировать, контролировать и оценивать действия.

Задачи:

1.     развивать способности  коллективного планирования, контроля   и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

2.     формировать интерес  к творческой(практической) работе;

3.     развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;

4.     формировать  навыки  работы по плану.

5.     развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

Задачи:

1.     умение работать в паре,

2.     умение излагать своё мнение;

3.     умение участвовать в диалоге;

4.     умение понимать и принимать позицию другого;

6.     использовать речевые средства;

7.     предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование познавательных УУД:

Задачи:

1.     Систематизировать и углубить представления о синонимах,антонимах,

2.     Развивать умение находить  и выделять антонимы, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с новой информацией

3.      Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать,  сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

Формирование личностных УУД:

Задачи:

1.     строить отношения со сверстниками

2.     пользоваться правилами поведения;

3.     осознавать и называть свои личные качества;

4. признавать свои успехи и неудачи.

Этапы, содержание

Действия детей

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Орг.момент

Актуализация изученного

Раздел «СЛОВО»

Учитель о важности слова ( позитивный настрой)

— спросить определение слова у детей.

Подведение к новой теме.

Диалог детей.

Автор,бегемот и гиппопотам.

Гиппопотама бегемот однажды повстречал:

— Вы кто?- спросил

— Я бегемот,- гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

— Кто я ж тогда такой?

— А вы, — ему ответил тот,- гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот сказал:

— Вы просто лжец!

С гиппопотамом бегемот рассорился в конец.

Они уже который год

И здесь шумят и там.

Все не решат

— кто бегемот?

-А кто гиппопотам?

— Что привело к ссоре двух этих персонажей?

— Как называются такие слова? В чем особенность таких слов?

СЛАЙД №1

БЕГЕМОТ

ГИППОПОТАМ

Постановка учебной проблемы.

— анологично подобрать синонимическую пару к каждому слову, соединив стрелками.

ПРОБЛЕМА: злой- добрый

Это синонимы? Обоснуйте ответ.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

— Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить на уроке?

Совместное составление схемы, плана действий

СЛОВА « НАОБОРОТ» — ______________

Значение -? условие -? место обитания- ?

Поиск решения,наблюдение,открытие нового

Сценка. Двое ребят.

Дело было вечером, делать было нечего.

1.- Ну и жара!

2.-Да ты что! Холод то какой!

1.-А ты что сегодня такой кислый?

2.- А ты что сладкий что ли?

1.- Нет, я бодрый. Слушай, а что это мы все спорим и спорим?

2. – Да это не мы, это слова наши спорят. Кстати , а интересные пары получились : жара-холод, кислый – сладкий. Слова- спорщики, ну как мы с тобой.

Учитель: что же это за слова такие – спорщики?

Можно назвать их синонимами?

Почему.?

Знакомство с их научным названием в Учебнике на с 62. Тема урока.

Обратимся к нашему живому словарику, который расскажет как образовалось и что обозначает слово АНТОНИМЫ

Возврат к схеме. Дополняем.

АНТОНИМЫ

Противоположные условие- ? место обитания-?

по значению

— На доске СЛАЙДЫ 4,5,6,7

Низкий- высокий

— Эту пару можно назвать антонимами, докажите.

Веселый- грустный

День- ночь

Записать в тетрадь.

Юг- северный

ПРОБЛЕМА: Юг- северный

— Эту пару можно назвать антонимами, докажите.

Учитель: в решение данной проблемы нам поможет учебник на с 62 правило, в нем говорится об условии, при котором можно установить антоним это или нет.

Чтение самостоятельное правила с 62.

СЛАЙД 8

Бежит-стоит

— Это антонимы? Обоснуйте ответ.

— Какое соблюдается условие.

Возврат к схеме. АНТОНИМЫ

Противопол.знач. отвечают место обит-?

на один вопрос

Физминутка. Игра» НАОБОРОТ»

Развитие умений, применение новых знаний.

— Наблюдение за местом обитания антонимов

Работа по парам

Карточки . 2 предложения:

  1. Пословица

  2. Загадка

Задание: подчеркнуть антонимы , обосновать свой выбор.

Определение антонимов на слух.

Песня Кота Леопольда.

-Где же употребляются антонимы и какую роль играют?

Возврат к схеме.

АНТОНИМЫ

Противопол. Отвечают пословицы,

По знач на один вопрос загадки,

Песни…

— Коллективная работа. Наблюдение за ролью антонимов в русском языке.

НА доске: Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжелые чёрные тучи.

— Какое настроение передает текст?

У некоторых детей карточки с антонимами:

Тёплый, ясный, солнечная, легкие, белые, облака.

Заменить выделенные слова. А теперь как изменилось настроение? Что этому способствовало? Какую роль играют в русском языке антонимы?

Д/ з— аналогичное Уч. С 62, упр 4

Итог урока.

Вернуться на 1 СЛАЙД к проблеме в начале урока

— А сейчас мы можем сказать, почему пара слов злой-добрый не являются синонимами? Как называются такие слова?

РЕФЛЕКСИЯ

Дерево и листочки на доске

— единица языка

— имеет лексич.значение

— бывают однозначн. И многозначн

— незнание , что в русском языке существуют слова- синонимы

СЛАЙД 2

Бегемот скорый

Быстрый плакать

Рыдать добрый

злой гиппопотам

ДА, тк отвечают на один вопрос

НЕТ, тк не близки по значению

Есть новые слова в рус.языке, отличные от синонимов, надо узнать о них побольше.

СЛАЙД 3

Жара-холод

Кислый – сладкий

( Состоит из двух частей , приставка АНТИ- с древнегреческого обозначает противоположность, ОНИМА- имя ,название) Вот и получается противоположное название

— противоположное значение

Рассуждения детей:

ДА, т.к. противоположное значение

НЕТ, т.к. разные вопросы.

Противоположное значение, отвечают на один и тот же вопрос

В пословицах, загадках, песнях… а также в сказках, в названиях произведений, рассказах и тд

Необходимы для сравнения,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here