Урок русского языка
2 класс (2 четверть) 1 — 4
Тема: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Цели:
-
развивать умение находить однокоренные слова, распознавать их в тексте, определять корень;
-
развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание, говорение;
-
развивать орфографическую зоркость учащихся;
-
осуществлять экологическое воспитание учащихся, прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
— Какая закономерность в цепочке букв? Допишите еще две буквы. (М, О)
-Какое слово спряталось? (ежи)
III. Словарная работа.
-Какие слова спрятались?
С р к (сорока)
С н (осина)
З ц (заяц)
С л в й (соловей)
Л с ц (лисица)
К л г (экология)
-К какой теме можно отнести все эти словарные слова?
-Почему?
Обратите внимание на слово экология, почему оно добавлено к этой группе слов?
-Как нужно относиться к окружающей нас природе?
IV. Сообщение темы и целей урока.
Работа по закреплению изученного материала.
Сегодня мы поговорим о лесе, его обитателях.
И так, отправляемся в лес.
(Звучит запись звуков леса, демонстрируется иллюстрация.)
-Что мы можем увидеть, услышать в лесу?
В нашем лесу растет необычное дерево.
-Чем оно необычно?
Вместо листочков на нем растут слова, а корень – слово лес.
Разберемся со значением слова корень.
-
подземная часть растения, зуба, волоса…
-
общая часть родственных слов
-А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из частей слова? (Корень является сердцевиной слова, от него растут слова, как ветки на дереве.)
-Какие слова могут вырасти на этом дереве?
Образуйте от корня лес однокоренные слова.
-Почему эти слова однокоренные?
-Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
Но всегда ли слова с одинаковым по звучанию и написанию корнем являются однокоренными? (нет)
Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень. Укажи части речи.
Гора, горный, горевать, гористый.
Вода, водный, водитель, водяной.
Белый, белка, беляк, побелел.
Проверка.
Когда в лесу наступает зима, то все покрывается белым пушистым искрящимся на солнце снегом. Лес превращается в снежную белую сказку.
(демонстрация изображения зимнего леса)
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
Назовите однокоренные слова в этом стихотворении.
(вывешиваются таблички со словами)
-Почему эти слова можно назвать однокоренными?
Выделим общую часть – корень.
-Какая гласная в корне этих слов?
-Какие слова являются проверочными к другим однокоренным словам?
Вывод: В однокоренных словах корни пишутся одинаково.
-Но что интересного в написании корня снег заметили? (чередование г – ж)
Это чередующийся согласный.
Но бывают и чередующиеся гласные, еще их называют беглые.
Подбери пары однокоренных слов. Запиши столбиком. Выдели корень.
день тихий
земля дневной
тишина земельный
-Какую особенность заметили в однокоренных словах?(чередование букв)
В некоторых словах при изменении происходит чередование гласных или согласных букв. Это произошло из-за старинной дружбы русского языка с другими славянскими языками. Некоторые слова перешли в наш язык из старославянских языков и прижились. Н-р: глас – голос, врата – ворота, град – город, глава – голова.
Физминутка.
В лесу на опушке
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Лапками хлопали.
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Жители леса – разные растения. Здесь можно увидеть и деревья, и кустарники, и цветы.
Следующее задание о них.
Замени выделенное слово однокоренным прилагательным. Назови полученное словосочетание. Укажи корень.
Ветка ивы — … ветка.
Сок берёзы — … сок.
Лист клёна — … лист.
Жители леса – животные.
-Каких животных можно встретить в наших лесах? (медведь, заяц, лиса, …)
-О ком идет речь в загадке?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это? (лиса)
Лиса является героем многих русских сказок. Почему?
Но в то же время это очень красивое животное, особенно зимой.
(демонстрация изображения лисы)
-Какая орфограмма в слове лиса?
Назовите проверочное слово.
V.Творческое задание.
Спиши текст. Добавь однокоренные слова с корнем лис.
Около высокого дерева показалась … . Её огромный … хвост горел на солнце рыжими огоньками. Под корнями старого дуба … нора. Там ждут свою маму маленькие … .
Проверка.
VI. Итог урока.
-О чем говорили на уроке?
(ученики читают рифмовки)
Слов на свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень узнавать, выделять, запоминать.
Корень слова – значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подберешь слова.
Домашнее задание. Выставление оценок.
Составить текст, используя однокоренные слова с корнем лес. Назовем слова, которые вы будете использовать при составлении текста.