Дата:25.12.2014

Русский язык

Урок 79

Тема урока

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Педагогические цели

способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию
речи; создать условия для развития умения применять на практике правило

Тип урока

постановочный

Планируемые
результаты
(предметные)

овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебной литературе;
логические – устанавливают причинно-следственные связи, анализируют фразеологизмы.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Образовательные
ресурсы

презентация

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1

2

3

4

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

II.Каллиграфическая минутка.

Вырабатывают каллиграфический почерк

Выполняют письмо

по образцу

III. Актуализация знаний

-Выпиши слова состоящие из 3 слогов, раздели их для переноса.

Пассажир, пальто, майский, осенний, кристалл, уходить, огоньки, лимончик, голубь, субботник.

Самостоятельно

IV. Постановка учебной задачи

Мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

— На какие три группы разделены слова?

бол.. кол .. цо ноч .. ной

лос.. кон .. ки хищ .. ный

ден.. пал .. то кон .. чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

-Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.)

— Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.)

— Во втором столбике?

— Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике в конце слова, а во втором столбике в середине слова.)

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

-Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные. )

— Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.)

— Почему? (В буквосочетанuяx чн, нч, чк, щн, чт мягкий знак не пишется.)

-Сформулируйте тему урока.

— Откройте учебник на с. 4.

Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетанuя чк, чн, чт, ЩН, нч.)

Формулированную тему урока

Физминутка

Осуществляют профилактику утомления

Выполняют элементарные физические

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Непарные мягкие шипящие согласные звуки (упр. 1)

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.)

— Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетанuя ЩН, чк)

Читают пословицы, отвечают на вопросы, выполняют задания. Списывают. Подчеркивают буквосочетания чк, щн

2. Буквосочета-
ния
чк, чн, чт, щн, нч. Лекси-
ческое значение слов (упр. 2)

— Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать свое мнение.)

— Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч’], [Щ’]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.)

— Выполните задание самостоятельно.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

(Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.)

Правило
(учебник, с. 5)

— Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧИ, ИЧ, ЧК, ЩИ, ЧТ?

-Можно ли сказать, что это опасные места в слове?

— В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.)

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.)

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова.

Знакомятся с правилом правописания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Упр.3

— Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч’]? (Мягкий согласный звук.)

— Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.)

Самостоятельно

VII. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

1.- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Оцените свою работу на уроке.

2. — Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки.

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке. (Лодочка.)

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки —

Раздают всем огoньки. (Спички.)

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почкu.)

Oтгадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинyт в два хвоста. (Ласточка.)

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг. (Пончuк.)

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние

Домашнее задание

с.5 упр.4 или упр.5; правило

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here