Дата:25.12.2014
Русский язык
Урок 79
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | |
Педагогические цели | способствовать ознакомлению учащихся с правописанием буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, развитию |
Тип урока | постановочный |
Планируемые | овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные | владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, |
Универсальные | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебной литературе; Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Образовательные | презентация |
Ход урока
Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Мотивирование к учебной | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка | Проверка готовности к уроку. | Проверяют готовность к уроку. |
II.Каллиграфическая минутка. | Вырабатывают каллиграфический почерк
|
| Выполняют письмо по образцу |
III. Актуализация знаний |
| -Выпиши слова состоящие из 3 слогов, раздели их для переноса. Пассажир, пальто, майский, осенний, кристалл, уходить, огоньки, лимончик, голубь, субботник. | Самостоятельно |
IV. Постановка учебной задачи | Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | — На какие три группы разделены слова? бол.. кол .. цо ноч .. ной лос.. кон .. ки хищ .. ный ден.. пал .. то кон .. чик — Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. -Что вы о них можете сказать? (Это мягкие согласные.) — Как обозначается на письме мягкость согласных? (Буквами Е, И, Я, Ё, Ю и мягким знаком.) — Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягкость обозначим мягким знаком.) — Во втором столбике? — Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике? (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике — в конце слова, а во втором столбике — в середине слова.) — Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. -Что вы можете о них сказать? (Это тоже мягкие согласные. ) — Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в этом столбике? (Никакую букву не будем ставить.) — Почему? (В буквосочетанuяx чн, нч, чк, щн, чт мягкий знак не пишется.) -Сформулируйте тему урока. — Откройте учебник на с. 4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетанuя чк, чн, чт, ЩН, нч.) | Формулированную тему урока |
Физминутка | Осуществляют профилактику утомления |
| Выполняют элементарные физические |
V. Усвоение | Непарные мягкие шипящие согласные звуки (упр. 1) | — Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. — Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками. (Помощник, улочка, курочка.) — Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетанuя ЩН, чк) | Читают пословицы, отвечают на вопросы, выполняют задания. Списывают. Подчеркивают буквосочетания чк, щн |
| 2. Буквосочета- | — Найдите условный значок. Что он обозначает? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать свое мнение.) — Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч’], [Щ’]? (Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после букв Ч и Щ не пишется. Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.) — Выполните задание самостоятельно.
| Отвечают на вопросы, выполняют задания. (Четыре ученика работают у доски. После выполнения проводится самопроверка по образцам на доске.) |
| Правило | — Как произносятся согласные звуки в буквосочетаниях ЧИ, ИЧ, ЧК, ЩИ, ЧТ? -Можно ли сказать, что это опасные места в слове? — В чем заключается опасность? (Звук произносится мягко, но мягкий знак не пишется.) — Как называются такие опасные места в словах русского языка? (Они называются орфограммами.) — Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тетушка Сова. | Знакомятся с правилом правописания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
|
VI. Закрепление знаний и способов действий.
| Упр.3 | — Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч’]? (Мягкий согласный звук.) — Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах? (Буквосочетание НЧ.) | Самостоятельно |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение на уроке сведений, оценивание | 1.- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке? — Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний? — Все ли вам было понятно? — Какое задание вам было интересно выполнять? — Оцените свою работу на уроке. 2. — Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки. Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка.) Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, А ниточка в реке. (Лодочка.) В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки — Раздают всем огoньки. (Спички.) На ветках плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки. (Почкu.) Oтгадайте, что за птичка: Темненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинyт в два хвоста. (Ласточка.) С именем вкусным, Не бывает грустным, Смотрит весело вокруг, Он Незнайке лучший друг. (Пончuк.) | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние |
Домашнее задание |
| с.5 упр.4 или упр.5; правило | Принимают учебное |