Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 г. Сафоново.
Тема:
(Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)
Учитель:
Цели и задачи урока:
— Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
— Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
— Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;
— Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;
— Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
— Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
— Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
— М/м проектор, презентация по теме.
Ход урока – путешествия.
I Оргмомент.
— Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.
Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.
Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики). Слайд 2
Если встанешь на заре –
крыши в сером серебре…
Длинно тень ложится,
долго лист кружится.
Если выйдешь поутру –
галки стынут на ветру…
Вьются над парами
вслед за тракторами.
Разгуляется денёк,-
в полдень сядешь на пенёк,
смотришь — на припёке
прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь –
пахнет горькая полынь,
тянет мёдом, мятой
и травой примятой.
Только этому не верь…
Осень всё-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
Если выйдешь ввечеру –
галки стынут на ветру,
длинно тень ложится,
долго лист кружится.
II Минутка чистописания.
— Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)
— В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 3.
_____________________________________
_____________________________________
III Словарная работа.
— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.
Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4.
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 5.
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6.
— Какое общее правило правописания объединяет эти слова?
(Сочетание –оро- )
— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
IV. Сообщение темы и цели урока. Слайд 7.
— Продолжаем наблюдать за природой осенью.
— Прочитайте предложение на экране:
С.рока л.тит к дер.ву.
— Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит — лётчик, к дереву — деревья)
— Запишите.
— С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).
— Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.
— Хором прочтите пр-е. О ком в нём говорится? (О сороке )
— Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)
— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)
— Что говорится о сороке? (летит)
— Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
— Как называется главный член пр-я, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ( сказуемое)
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в пр-и, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
V Упражнение в нахождении грамматической основы.
— Мы отправляемся в воображаемый лес.
Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. Подпишите № в тетради.
1) Читаем 1 часть задания.
2) Стихотворение читает подготовленный ученик.
— Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?
(Знаки в конце пр-й)
— Мы участники этого сбора грибов.
— Работаем над пр-ями. Как определим начало и конец предложений? (1 слово в пр-и пишется с большой буквы, в конце пр-я стоит точка, или !? знаки)
— Прочтите 1 пр-е. Найдём грамматическую основу.
(В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.
Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.
(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)
Выполните задание по образцу самостоятельно.
Проверка.
Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.
о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.
VI Ф/М.
— А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали.
«Прогулка в лес».
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Дальше по лесу идём –
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее.
1-2, 1-2, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим –
На носочках пробежим.
Зайка скачет в чистом поле,
Хорошо скакать на воле!
Помахали мы зайчишке –
непоседе, шалунишке.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
VII Составление предложений по схемам с опорой на картину.
— Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите? Слайд 8.
— Какое время года?
— Как изменились деревья?
— Что растёт в лесу?
— Чем заняты дети?
— Что происходит на поле?
— А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)
— Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.
(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?
— Какой вопрос задан к сказуемому?
что? что сделала?. Осень наступила.
что? что сделал? Урожай созрел.
что? что делают? Машины работают.
что? что делают?. Грибы растут.
кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.
Запишем предложения.
-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?
Проверка. Слайд 10.
Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.
VIII Творческая работа.
Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.
— Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./
— Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.
Слайд 11.
Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.
Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.
Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.
— Прочтите, что получилось.
— Находим главные члены предложения.
Слайд 12.(предложения открываются поочерёдно, по щелчку)
IX Письмо под диктовку. /Дополнительный материал/.
— Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.
1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов.
3)Записываем предложение.
4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
Ребята гуляли в осеннем лесу.
Теперь школьники пришли домой.
X Итог урока.
— Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 13.
Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)
На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)
Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)
Оценка учащихся.
XI Д/З упр. 90, составить маленькие предложения по схемам. Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени? Напишите предложения. Т.Е. подведите итог экскурсии.