Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 г. Сафоново.

Тема:

(Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)

Учитель:

Цели и задачи урока:

— Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

— Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

— Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

— Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

— Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

— Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

— Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

— М/м проектор, презентация по теме.

Ход урока – путешествия.

I Оргмомент.

— Сегодня у нас необычный урок русского языка. В классе много гостей. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики). Слайд 2

Если встанешь на заре –

крыши в сером серебре…

Длинно тень ложится,

долго лист кружится.

Если выйдешь поутру –

галки стынут на ветру…

Вьются над парами

вслед за тракторами.

Разгуляется денёк,-

в полдень сядешь на пенёк,

смотришь — на припёке

прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

пахнет горькая полынь,

тянет мёдом, мятой

и травой примятой.

Только этому не верь…

Осень всё-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру –

галки стынут на ветру,

длинно тень ложится,

долго лист кружится.

II Минутка чистописания.

— Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)

— В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 3.

_____________________________________

_____________________________________

III Словарная работа.

— Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4.

2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 5.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6.

— Какое общее правило правописания объединяет эти слова?

(Сочетание –оро- )

— Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

IV. Сообщение темы и цели урока. Слайд 7.

— Продолжаем наблюдать за природой осенью.

— Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к дер.ву.

— Объясните написание пропущенных букв.

(сорока –оро- , летит — лётчик, к дереву — деревья)

— Запишите.

— С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).

— Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.

— Хором прочтите пр-е. О ком в нём говорится? (О сороке )

— Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)

— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)

— Что говорится о сороке? (летит)

— Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

— Как называется главный член пр-я, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ( сказуемое)

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в пр-и, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

V Упражнение в нахождении грамматической основы.

— Мы отправляемся в воображаемый лес.

Откройте учебники на стр. 56, упр. 89. Подпишите № в тетради.

1) Читаем 1 часть задания.

2) Стихотворение читает подготовленный ученик.

— Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?

(Знаки в конце пр-й)

— Мы участники этого сбора грибов.

— Работаем над пр-ями. Как определим начало и конец предложений? (1 слово в пр-и пишется с большой буквы, в конце пр-я стоит точка, или !? знаки)

— Прочтите 1 пр-е. Найдём грамматическую основу.

(В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.

Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.

(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)

Выполните задание по образцу самостоятельно.

Проверка.

Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.

о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.

VI Ф/М.

— А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали.

«Прогулка в лес».

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Дальше по лесу идём –

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем.

Прыгать будем мы смелее.

1-2, 1-2, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим –

На носочках пробежим.

Зайка скачет в чистом поле,

Хорошо скакать на воле!

Помахали мы зайчишке –

непоседе, шалунишке.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

VII Составление предложений по схемам с опорой на картину.

— Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите? Слайд 8.

— Какое время года?

— Как изменились деревья?

— Что растёт в лесу?

— Чем заняты дети?

— Что происходит на поле?

— А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)

— Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.

(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?

— Какой вопрос задан к сказуемому?

что? что сделала?. Осень наступила.

что? что сделал? Урожай созрел.

что? что делают? Машины работают.

что? что делают?. Грибы растут.

кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.

Запишем предложения.

-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?

Проверка. Слайд 10.

Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.

VIII Творческая работа.

Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

— Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./

— Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.

Слайд 11.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

— Прочтите, что получилось.

— Находим главные члены предложения.

Слайд 12.(предложения открываются поочерёдно, по щелчку)

IX Письмо под диктовку. /Дополнительный материал/.

— Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.

1)Слушаем предложение.

2)Объясняем правописание отдельных слов.

3)Записываем предложение.

4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.

Ребята гуляли в осеннем лесу.

Теперь школьники пришли домой.

X Итог урока.

— Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 13.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

Оценка учащихся.

XI Д/З упр. 90, составить маленькие предложения по схемам. Вспомните экскурсию, что на ваш взгляд мы не сказали об осени? Напишите предложения. Т.Е. подведите итог экскурсии.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here