Конспект урока русского языка
«Группы слов с общим значением (части речи)»
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Планета Знаний»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения различать слова разных частей речи.
Задачи урока:
-
Расширить и углубить знания учащихся о частях речи;
-
Формировать умение различать части речи;
-
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
-
Развивать навыки работы в паре;
-
Развивать навыки рефлексии.
Планируемые результаты
Предметные
— знать части речи и способы их определения.
Метапредметные
— определять и формулировать задачи урока с помощью учителя;
— умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
— сличать результат деятельности с эталоном, находить и исправлять ошибки самостоятельно;
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Орг. момент
— Урок русского языка.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным, тогда ты
Всё запомнишь, всё поймёшь.
Сообщение темы урока.
— Тему урока вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
-
Эта буква безударная гласная в слове глаза а
-
Эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук в слове мечта ч ч
-
согласная буква в последнем слоге слова работа т
-
согласная буква, которая два раза встречается в слове сосна с
-
найди «3 лишний» И О А и и
-
непроверяемая гласная в слове ребята е
-
найди «3 лишний» Б Р В р
(буквы выставляются на доску)
-Составьте слово. Назовите тему урока. (Части речи.)
— Что такое части речи? (группы слов с общим значением)
— Вы уже знакомы с частями речи
Целеполагание.
— Сформулируйте задачи урока, опираясь на опорные слова
Повторить…
Различать…
— Сегодня на уроке мы повторим то, что знаем о частях речи;
Будем учиться различать слова разных частей речи.
Актуализация знаний.
— Какие части речи вы знаете?
Цель: проверим, что вы знаете об этих частях речи.
-Чем различаются части речи? (вопросами, общим значением)
Задание.
— Допишите в таблице вопросы и общее значение каждой части речи.
(работают самостоятельно)
Проверка.
— Сравните вашу таблицу с образцом, проверьте правильность выполнения задания.
(На доску вывешивается таблица «Части речи»)
Самооценка.
— Оцените свою работу. С правой стороны листа поставьте смайлик:
— весёлый, если всё выполнено правильно
— спокойный, если в задании допущена ошибка
— грустный, если с заданием справиться не удалось.
— Поднимите руку те, у кого всё правильно.
— Что посоветуем тем, кто допустил ошибку? (выучить правило).
Итог: Что такое существительное? Прилагательное? Глагол?
— Почему в таблице нет предлога?
Упражнение в различении частей речи.
Цель: будем упражняться в различении частей речи.
— Найдите задание №2. Прочитайте.
Бег, пила, бегут, весёлый, пить, печь, дальний, широкая.
— Что вы прочитали? (слова)
— Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока.
(разделить на 3 столбика по частям речи)
— Подпишите на листочке столбики: сущ. прил. гл.
— Как будете определять часть речи? (задавать вопрос)
— Я вам предлагаю работу в паре.
Работа в паре.
Проверка.
— Зачитайте слова – имена прилагательные с вопросом; имена существительные; глаголы;
— Можно ли записать слово пила к глаголам?
— Составьте предложение со словом пила, чтобы оно обозначало имя существительное, глагол.
— Какое ещё слово оказалось записано в двух столбиках?
— Составьте предложения со словом печь. Какой частью речи оно является?
Итог: как определять часть речи у таких слов? (в предложении)
Самооценка.
— У кого всё правильно?
— Какое умение отрабатывали? Чему учились? (различать части речи)
Физминутка.
Упражнения для глаз.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
1.2,3,4……8
Работа с текстом.
Цель: предложения состоят из слов разных частей речи.
Будем учиться определять части речи в предложениях.
— Найдите задание №3. Прочитайте про себя, вслух.
(1)Зима поселилась в дремучем лесу. (2)Пеньки надели снежные шапки. (3) Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом.
— Выполните задания по тексту. Ответ запишите с маленькой буквы на этом же листке
— Работаем самостоятельно.
Проверка.
— Почитайте вопрос, назовите ответ.
( на доске появляются слова – ответы)
Самооценка.
— Оцените свою работу.
— У кого всё правильно.
Итог: какое умение отрабатывали?
( находить слова разных частей речи в предложениях, задавать вопросы)
Составление текста.
Цель: используя полученные знания о частях речи, попробуйте сами подбирать слова разных частей речи для составления предложений.
— Найдите задание №4. Прочитайте продолжение текста.
— Восстановите его, подбирая подходящие по смыслу слова.
( для слабых детей предложить карточку со словами – помощниками: трещат, мягком, следы, сверкает)
Проверка.
— Зачитайте получившийся текст.
Итог: какое умение отрабатывали? (подбирать слова разных частей речи)
Самооценка.
— Оцените свою работу.
— Определите части речи у всех слов четвёртого предложения.
— Задайте вопрос к выделенному слову.
— К какой части речи оно относится?( это наречие)
Итог: значит частей речи значительно больше.
— Прочитайте их названия. С ними вы познакомитесь в дальнейшем.
( на доске карточки с названиями частей речи)
Итог урока.
— Посмотрите на смайлики, заработанные вами на уроке.
Оцените свою работу на уроке словами: трудно, понятно, интересно, я узнал.
( слова записаны на карточках на доске)
— Какое задание было самым трудным?
— Всё ли получилось? Почему?
Домашнее задание.
— задание на выбор:
написать текст из пяти предложений о зиме, определить знакомые части речи;
составить предложения по схемам, в которых указаны части речи (стр.75 упр. 6)