Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Корень слова. Родственные слова.

Цель: сформировать понятие о корне слова, родственных словах, умение определять корень, составлять однокоренные слова, развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы по вариантам и для работы в парах, листы формата АЗ с изображением дерева, маркеры, учебник, тетрадь.

Метод: объяснение, беседа, поиск, обобщение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Садитесь!

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начнем.

П. Повторение.

1)- Урок как всегда начнем с «Минутки чистописания». А какую букву мы будем писать, отгадайте загадку.

Загадка.

Эта буква в антенну превратилась,

И на крыше очутилась.( Т)

Охарактеризуйте звук. ( согл., глух., тв. и мягк., парн. т-д )

Определите закономерность, допишите:

Та та Тб тб…………(Тв тв Тг тг Тд тд)- заглавная, строчная.

Присоединяли буквы в алфавитном порядке. Кто каким соединением закончил? (2-3 учащихся)

2) —А сейчас «Самостоятельная работа» по вариантам, вам даны слова, нужно выделить окончания и составить с одним из слов предложение. ( 3 мин.)

1в- реки, снегирь, юрта, собака, горе, за домом; 2в- уточки, лиса, мать, кошка, беда, за окном.

III. Сообщение темы и цели урока.

1) Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной частью слова — самой главной. А с какой, вы поможете мне сами. (На доске):

мост гриб гора мостовая грибок горка

мостик грибница гористый мостить грибной подгорный

Найдите общую часть в этих словах.

А кто знает как называется общая часть? ( корнем)

Как обозначается корень? (дугой)

3 учащихся выходят к доске и выделяют корень.

2) Работа в парах.

Что такое корень? Где есть корень? (у дерева, у зуба).

А теперь мы знаем что корень есть и у слова. Выберите по карточке правильное определение корня слова.

Корень. 1. Подземная часть растения, с помощью которой оно закрепляется в почве и всасывает питательные вещества.

2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов. Найти корень слова.

3. Величина, которая при возведении ее в определенную степень, дает новое число. Извлечь квадратный корень.

А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? ( из корня появляются слова)

А как понятие корня толкуют в учебнике, откройте страницу 89и 90, прочитайте правило.

IV. Упражнения в различении корня слова и подбор родственных слов.

1)(Выросло дерево)

Как-то много лет назад

Посадили старинный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово, слово — корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам РАССАДА.

Вот еще ПОСАДКА рядом.

А вот САДОВОД,

С ним САДОВНИК идет

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

А еще дополнить можно:

САДИК, САДИТ, САДОВЫЙ.

Что общего у этих слов? ( сад)

Можно ли их назвать родственными? ( да)

Почему? ( у них один корень с одним и тем же значением)

2)Игра на внимание. Дерево со словами убираю. Запишите, слова, кто больше запомнил.(2-3 скажут сколько и какие слова записали).

3) Работа в подгруппах (по 5 человек).

Ваше задание вырастить дерево со следующими корнями:

Рыб (рыба, рыбный, рыбак, рыбалка, рыбачит);

Еж (ежик, ежиха, ежата, ежонок, ежовый);

Вод (вода, водовоз, водолаз, водник, водный, подводный);

лес (лесной, лесок, лесник, лесовик, лесовичок);

берез (береза, березка, березонька, подберезовики, березовый).

!!! Обратить внимание на форму слова.

Вывод: общая часть родственных слов называется корнем.

V. Физминутка.

Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа — березка в наряде стоит.

Слева — елка на нас глядит.

Вот зайчишка поскакал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет теперь он нас.

Пролетают снегири,

Как красивы они.

Кругом — тишина и покой,

Ну, а нам пора домой!

VI. Закрепление.

1) Работа по учебнику с. 92-я, упр. 241-е

Рассмотрите картинку. Как вы думаете, может ли гусеница быть родственницей гусенка?

А кто может быть? (гусь, гусыня, гусята -гусениц)

Запись у доски в 2 столбика, выделение корня.

2) Самостоятельная работа по карточкам, с проверкой.

А теперь поиграем. Игра называется «Найди «лишнее» слово». Из ряда слов вы должны убрать, зачеркнуть лишнее слово, а у остальных выделить корень.

Цвет, цветок, цветной, цветник, астра,.

Летчик, летит, полет, лед, летел.

Ледяной, ледник, лед, мерзнуть.

Друг, подруга, другой.

***Дополнительное задание. Запись под диктовку. Найти родственные слова, выделить корень.

На море был шторм. Морская вода бурлила. Моряки боролись с ветром.

VII. Итог урока.

С какой частью слова познакомились сегодня на уроке?

Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? ( Родственные слова).

А как называется общая часть родственных слов? (Корнем). -Наш урок завершается. Вам понравился урок? Каким он был?

Что особенно запомнилось? Выставление оценок.

VIII. Д/3 с.89, 90 правило; с.91 упр.238

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here