Урок русского языка.

2 «В» класс. Школа- лицей №2 г. Костаная

Учитель. Железнякова М. И.

Тема. Имена существительные с шипящими на конце.

Цели урока. Дать понятие о написании ь знака на конце существительных после

шипящих. Учить правильно писать имена существительные с мягким

знаком на конце после шипящих. Учить планировать и оценивать свою

работу.

Формировать навык грамотного, сознательного письма.

Развивать у учащихся умение критически мыслить ( операции:

анализ, синтез, обобщение, классификацию), внимание, на-

блюдательность, связную речь детей.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

окружающему миру, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, . творческую активность.

Оборудование. презентация, демонстрационный и раздаточный материал, оценочные

листы для учащихся.

Тип урока. Урок изучения новых знаний.

Форма. Стандартная, с применением ИКТ технологий.

Ход урока.

1. Оргмомент.

1). Психолого- педагогический настрой на работу.

Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу, пожмите ручки и пожелайте друг другу добра.

Музыкальное приветствие друг друга. (Слайды 1,2)

2). Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

  1. Минутка чистописания.

А) Определение букв для письма.

-Прочитай слова. (Слайд 3).

Дружба, дружить, дружный.

— Установи, что общего в этих словах.

-Докажи, что они однокоренные.

-Первая буква, которую мы будем писать в цепочке находится в имени существительном и обозначает парный, звонкий , всегда твёрдый согласный звук. (Слайд4)

-Вторая буква в цепочке- парная согласная к первой букве.

—Как можно назвать эти обе буквы? Какие ещё шипящие есть в русском языке? Вспомни, особенности этих букв.

Б) Написание цепочки букв: Жж, Шш, Чч, Щщ. (слайд5)

-Вспомни, какие орфограммы связаны с шипящими?

В) Работа с оценочным листом. Оцени написание цепочки букв (пункт 1) Самооценка.

2). Орфографическая разминка.

А). Выполни задание по карточке.

Прочитай слова, вставь пропущенные буквы. Объясни данные орфограммы.

Шапо…ка, сн..га, сн..гири, берё..ка, сколь..кий, к..ньки, в..юга, в.рен.е.

Б) Выпиши из данного перечня слова с ь знаком и объясни, какую работу выполняет ь знак в этих словах.

Работа в паре. Взаимопроверка. (Слайд 6)

В). Сделай вывод о роли мягкого знака в словах.

3. Стадия вызова.

1). Определение темы урока. Работа в малых группах по 4 человека.

-Рассмотри опорную таблицу и определи по ней тему урока. (Слайд 7)

Ь ?

Луч дочь

Нож рожь

Плащ вещь

Камыш мышь

  1. Определение целей урока.

Работа в парах. Дерево рассуждений. «Могу и хочу».

Знать.

-Роль ь знака на конце, существительных после шипящих.

-Правила написания ь знака на конце имен существительных после шипящих. —

— Алгоритм написания ь знака на конце существительных после шипящих.

Уметь.

-Определять роль ь знака на конце существительных после шипящих

— Правильно писать ь знак на конце имен существительных после шипящих.

— Применять алгоритм написания ь знака на конце существительных после шипящих.

Физминутка для глаз. (Слайд9).

4. Стадия осмысления. Работа по теме.

). Знакомство с правилами употребления и написания ь знака в именах существительных после шипящих.

А). Открытие нового знания. Работа в парх.

-Исследуй слова. Определи, какой частью речи они являются.(Слайд 10).

Малыш, мышь, нож, молодёжь, рожь, помощь, лещ, мяч.

Б). Сгруппируй данные имена существительные в 2 столбика по родам.

Назови звуки на конце данных слов.

В). Работа по оценочному листу. Взаимопроверка. Взаимооценка. (Пункт 2).

Г). Постановка проблемного вопроса. Работа в паре.

-Проанализируй написание имен существительных а в других- нет?

каждого столбика и составь задание по данным записям о написании ь знака после шипящих на конце имен существительных. (Толстые и тонкие вопросы)

-Почему в одних случаях на конце имен существительных после шипящих пишется ь знак, а в других- нет?

-Объясни, почему в одних случаях на конце имен существительных после шипящих пишется ь знак, а в других- нет?

Д). Сделай вывод о написании ь знака на конце имен существительных после шипящих

Сравни его с выводом памятки № 50.

2). Составление алгоритма написания ь знака на конце имен существительных после шипящих.

Работа в малых группах.

-Изучи памятку № 48 и составь алгоритм правописания ь знака на конце имен существительных после шипящих.

-Представь его в виде схемы последовательных действий.

1. Назову имя существительное.

2. Определю букву на конце имени существительно го..

3. Если оканчивается на шипящую, определю род имени существительного.

4. Если существительное мужского рода-ь знак не пишем. Если существительное женского рода- ь знак пи шем.

(Слайд 11)

Музыкальная физминутка. (Слайд 12).

3).Упражнения в правописании ь знака на конце имен существительных после шипящих с применением алгоритма.

А). Творческая работа.

Запиши словосочетания, вставив подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце.

Перочинный __________, холодный ____________, полярная ____________, душистый ____________, скорая ______________, громкий _____________ .

Работа в парах. Взаимопроверка. Взаимооценка. Работа по оценочному листу. (Пункт 3).

Б). Индивидуально.

«Исключи лишние слова – по 1 в каждой строчке. Запиши их. Объясни написание ь знака в данных словах. Составь с одним из них предложение и запиши его.

Карандаш…, плащ…, мыш…, шалаш…. .

Кирпич…, мелоч…, ноч…, доч…. .

Туш…, печ…, ключ…, вещ…. .

Грач…, помощ…, силач…, калач…..

В).Разноуровневая самостоятельная работа.

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы.

Ёж…, ноч…., ёрш…, мыш…., рож…. .

2 уровень

Напиши имена существительные в единственном числе. Укажи их род.

Чертежи, вещи, камыши, печи.

3 уровень.

Сгруппируй имена существительные в 2 столбика. Запиши их.

Ковш…, помощ…, ключ…., плач…., мелоч…, кирпич…., лож…., молодёж…. .

5. Стадия рефлексии. Итоги урока.

1). Подведение итогов урока.

Работа с деревом предсказаний.

-Проанализируй, как выполнены цели урока. Чего удалось достичь? Над чем предстоит поработать на следующем уроке?

2) Рефлексия.

«Дерево успеха.»

Оцени свою работу, выбрав нужное яблочко:

-У меня всё получилось отлично-зелёное..

-У меня всё получилось хорошо, но иногда мне было трудно- красное.

-Мне было трудно, у меня не всё получилось- желтое.

6. Домашнее задание. Памятка №50, карточка с заданием.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here