Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Цель:
– развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Форма проведения урока: деловая игра « Разведчик-следопыт»
Ход урока.
-
Актуализация знаний.
-Кто такой «Разведчик — следопыт»? –Какими качествами должен обладать хороший разведчик-следопыт? ( По ходу ответов появляется плакат).
1) иметь зоркий глаз;
2) уметь слушать и слышать;
3) быть внимательным.
— Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов.
-
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
— Нам поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
— Искать.
— С чего начнём поиск?
— Со сбора информации.
— Какие у вас возникли вопросы?
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
—Это и есть цель нашей деятельности.
Мы:
1) познакомимся с новой частью речи;
2) узнаем, на какие вопросы она отвечает;
3) а также научимся распознавать её среди других слов.
Работа по учебнику. Введение в новый раздел.
– Рассмотрите новый кадр киноплёнки. Прочитайте название раздела.
– Чему так удивился Петя Зайцев? (Табуретка ожила.)
– Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
— Итак, разведчики отправляемся в путь пойдём по следам. Они ведут нас на урок «Окружающего мира».
— Замените, одним словом и запишите:
— Движение воздуха -….(ветер)
— Буря на море -…(шторм)
— Сильный ветер со снегом…(метель)
— Порывистый ветер….(вихрь)
— Ненастье с громом и молнией….(гроза)
— Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
— Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
На центральной части доски появляются таблички:
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
— Отправляемся дальше. Следы привели нас на урок математики. Прочитайте задачу: (работа в парах)
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав, и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м)).
— Молодцы. Назовите героев этой задачи.
— Попугай, Мартышка и Удав.
— Как одним словам назвать эти слова?
— Животные. Запишите названия животных.
— На какой вопрос отвечают эти слова?
— Кто?
На доску вывешиваются таблички:
КТО?
ЖИВОТНЫЕ
— А на вопрос кто? кроме животных кто ещё отвечает?
ЛЮДИ
-Далее следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины.
-Как называется эта картина?
-Кто её автор?
-Молодцы. Запишите автора и название картины.
-Посмотрите на главную героиню. Что она чувствует?
(Боль, печаль, страх, уныние, любовь).
-На какой вопрос отвечают эти слова? Кто знает значение данных слов?
-Отвечают на вопрос что? И обозначают чувство.
Запись на доске:
ЧУВСТВА
— Движемся дальше. Следующий урок технология. Нам необходимо изготовить аппликацию, какие инструменты нам пригодятся?
— Ножницы, кисточка.
— А какие инструменты вы знаете ещё? Запишите.
— Грабли, лопата, пила, топор…
— На какой вопрос отвечают эти слова? К какой группе предметов относятся?
ЧТО?
Запись на доске: ИНСТРУМЕНТЫ
Вот мы очутились на уроке литературного чтения.
Вид устного народного творчества. Загадка.
Стоят в лесу сестрицы-
Платья белы,
Шапочки зелены. (Берёзы)
— Что такое берёза?
— Это дерево. – Деревья относятся, к какой группе слов?
— Растения.
— На какой вопрос отвечают растения?
-Что?
На доске запись: РАСТЕНИЯ.
— Последний след ведёт нас в будущее, кем бы вы хотели стать?
— Составьте предложение.
— О чём говорится в вашем предложении? (о будущей профессии).
— На какой вопрос отвечает слова профессии? (что?)
Запись на доске: ПРОФЕССИИ.
ЧАСТЬ РЕЧИ
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
— Что обозначают все эти слова? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов — значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? — о вещах. Но вопрос что? Может быть задан: и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
Имя существительное
ЧТО?
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КТО?
ЧУВСТВА ЖИВОТНЫЕ
РАСТЕНИЯ ЛЮДИ
ИНСТРУМЕНТЫ
ПРОФЕССИИ
ПРЕДМЕТЫ
На вопрос кто? или что? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
— Прочитайте текст учебника. Почему эта часть речи получила такое название?
— Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
— Для чего нам нужны эти знания?
— А сейчас очень важно заложить знания в компьютерную базу данных, т.е. запомнить их и уметь ими пользоваться.
1V. Применение знаний.
— Из данных слов выберите существительные, объясните:
Ученики выходят парами, записывают на доске: I вариант – кто?, II вариант – что?
Падают, дети, учительница, школа, встречает, их, тихо, снежинки, спешат.
— Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите по одному предложению: 1-й ряд- о снежинках, 2-й о детях, 3-й об учительнице.
— Получился текст? Докажите.
V.Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? (К словам можно задавать вопрос: кто? или что?)
– Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово – людей, животных или предметы.)
– Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?
VI.Самооценка.
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
-С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свои карточки: радостное — красный цвет; спокойное — зелёный цвет; печальное — синий цвет.
Мы справились со своей задачей. Благодарю всех за работу!