первый урок по теме»Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак- показатель мягкости». | |
Цель урока (краткое описание) | Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме |
Задачи урока |
|
Тип урока |
|
МБОУ СОШ С.Талдан Амурская обл.Ход урока:
-
Настрой на урок.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но, чтоб добыть нам знания, приложим мы старание.
Тогда, конечно, многое удастся нам понять.
-
Минутка чистописания.
Ь ь ь ь
Сентябр., октябр., ноябр. .
— Какую букву вставили?
– Почему у нас на уроке появились такие гости? Найдите связь с изучаемой темой? Что общего у слов? (мягкий знак). Какова роль мягкого знака?
-
Словарно-орфографическая работа.
Из предложенных словарных слов выберите и выпишите 1 слово, заканчивающееся твердым согласным, 1 слово – мягким согласным, 1 слово – заканчивающееся гласным. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Составьте предложение так, чтобы в нем содержались эти 3 слова.
Народ, город, деревня, улица, учебник, тетрадь, капуста, горох, топор, сентябрь, октябрь, ноябрь, магазин, метро, мороз, хорошо, заяц, петух.
— Оцените друг друга (+, !, -).
— В слове СЕНТЯБРЬ посчитайте количество букв? Звуков? Что можете сказать?
?
Звуки
4. Актуализация знаний.
Буквы
Гласные
Согласные
Появляются таблички: . в ходе беседы составляется кластер.
Безуд.
Глух.
Звонк.
Ударные
Мягк.
Тверд.
— Какой умный вопрос можно задать? (чем отличаются)
— Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы- видим и пишем).
_ Какими бывают звуки речи? (гласные и согласные).
— Чем отличаются гласные от согласных?
-Какими бывают гласные звуки?
— Какими знаками пользуемся для обозначения ударных и безударных гласных?
— Какие бывают согласные звуки?
— В какую часть таблицы хочет встать мягкий знак? (буква – не обозначает звука).
— Что бы вы хотели узнать про мягкий знак? (где пишется, для чего нужен, как переносятся слова с ь).
Что я еще не знаю…
5. Самоопределение к деятельности.
Сценка.
Ь знак дружит с разными буквами. С Н (коньки, деньки), с Л – в словах (капельки, петельки), с буквой К. Ь знак по характеру мягкий, решил дружить с буквами Л и К, Н вечно, никогда не расставаться, ведь так жить веселее. Но вот однажды на уроке дети переносили слово с одной строки на другую – УГОЛЬКИ. Ь попросил ребят:
— Помогите перенести слово.
Ь знак заволновался, не хотел расставаться с буквой Л и К.Стал просить:
— Не разлучайте меня с К, пожалуйста.
— А как по – другому? – ответили дети.
— у- гольки. (Нельзя!).
— угольк – и (Нельзя!)
— Что посоветуем?
— Расстаться с К, потому что есть ПРАВИЛО.
— Сделаем вывод.
— Слова переносятся…
— Одну букву при переносе…
— При переносе нельзя мягкий… (знак отделять от стоящей впереди буквы).
6. Работа по теме урока.
-Почему месяц СЕНТЯБРЬ называют волшебником? Попробуйте и вы с помощью волшебного мягкого знака, изменить смысл слов. Слова КОН, ШЕСТ,УГОЛ помещены на доску. Учитель просит дать лексическое значение слов, учитель им помогает, предлагает ь подставить к словам, чтобы получилось новое слово.
Выполняют запись в тетради.
А) ставка в азартных играх (кон)
Б) домашнее животное (конь)
В) длинная палка (шест)
Г) цифра, за пятеркой (6)
Д) туда ставят наказанного (угол)
Е) полезное ископаемое (уголь)
— Сделайте вывод из этого задания. (мягкий знак может образовывать новые слова, изменил лексическое значение слов, поменял тв.согл. на мягкий, изменил количество букв в словах, а количество звуков не поменял.)
7. Физминутка
—Выберите себе пару. Ваша задача вместе выполнять задание, друг друга поддерживать . Задание на внимание: слово с ь на конце – приседаете, слово с мягким знаком в середине – поднимаете руки вверх, слово без мягкого знака – наклоны.
Моль лыжи угольки
Мел пеньки Даша
Соль ноль васильки
Класс огоньки слог
Деньки дом медведь
— Познакомимся с письмом от ОКТЯБРЯ. (на слайде)— О чем нам мог написать октябрь? Какое задание мог предложить, ваши предположения?
— Здравствуйте, ребята!
Весь месяц я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. С товарищами мы ходили в ельник. По дороге встретился зверь. Я нашел на пеньке капельки воды. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
Скоро к вам придет мой брат НОЯБРЬ. Приятного вам отдыха на каникулах.
Задание: перечитайте текст самостоятельно, обратите внимание на слова с ь, выпишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а в середине слова – в другой.
— Поставьте перед собой учебную задачу, наметьте план действий. (дети проговаривают). Работа самостоятельная.
— Вывод по заданию. – Какая роль ь знака в этих словах (показатель мягкости согласного).
Самопроверка с экрана. Самооценка.
— Обратимся к НОЯБРЮ. Задание: СЛОВО И НЕ СЛОВО, Он вам предлагает слова, которые относятся к теме КАНИКУЛЫ. Закрасьте тот квадрат, в котором записано не слово. Выпишите слова, которые связаны с темой КАНИКУЛЫ в тетрадь.
— Расскажите алгоритм ваших действий.
Здоровь | Печенье | День | Стуль | |
Веселье | Друзья | Деревь | Листья | Уголь |
— Проверка. Почитайте выписанные вами слова.
8. Подведение итогов.
Тест. В таблице найдите №1, если согласны с первым утверждением, ставьте + в первом квадрате, если со вторым – во втором квадрате.
№2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | |
| + | + | + | + |
|
| + |
+ |
|
|
|
| + | + |
|
1.
o Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
o Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
2.
o Звук можно услышать и произнести.
o Букву можно услышать и произнести.
3.
o Гласные звуки бывают ударными и безударными.
o Согласные звуки бывают ударными и безударными.
4.
o Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
o Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
5.
o Гласный звук образует слог.
o Согласный звук образует слог.
6.
o Ударный слог в слове произносится слабее других.
o Ударный слог в слове произносится сильнее других.
7.
o Алфавит – это все буквы в беспорядке.
Алфавит – это все буквы по порядку.
8. Мягкий знак – это буква.
Мягкий знак – это звук.
9. Рефлексия
— Какие цели мы ставили перед собой?
— На уроке я узнал…
— У меня получилось…