Урок по русскому языку ( 2класс)по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Учитель начальных классов Листвина Людмила Александровна.

Тема: Неизменяемые слова

Цели:

продолжить работу со словами, форма которых не меняется;

отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;

отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;

обогащать устную и письменную речь учащихся;

развивать интерес к языку;

формировать умение самоконтроля.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Ход урока:

Заходит мальчик Куня ( имя дано по первым буквам блока «Как устроен наш язык»)

— Ребята, кто пришел к нам на урок? Из какого блока наш урок?

Куня приглашает нас в путешествие в страну, где живут «непослушные»» слова. Название этой страны вы узнаете, если откроете учебник на странице 66 и прочитаете тему урока.

Сели поудобнее, выпрямили спинки. Отправляемся в страну «Неизменяемые слова». Совершая поездку на любом транспорте, пассажиры приобретают билеты. Вы тоже получите билеты, если выполните следующее задание.

Поиграем в игру «Измени слово».

Правила игры – измени слова так, чтобы они называли не один предмет, а много предметов (Слова : ландыш, дом, вечер, велосипед, буква, яблоко, книга, окно, звезда, пальто)

— Правильно ли ваш одноклассник употребил слово «пальто»?

— Почему нельзя сказать «пальты»? Почему это слово нельзя изменить?

— Как вы думаете ,как называются слова, которые не изменяются?

Обратимся к рубрике «Тайны языка» на странице 67 и сравним наши мнения. (обобщаются мнения детей)

— Совпадают ли наши мнения c рубрикой?

3. С заданием справились, и теперь кондуктор раздаст билеты. Но билеты с заданием. Нам предлагается собрать слова из слогов. Учителю тоже дается билет с заданием : Алоэ — комнатное , лекарственное растение

4. Работа в парах – дети собирают слова, учитель вывешивает их на доску.

-Посмотрите на слова , которые вы составили. Обозначьте у них окончание.

-Почему эти слова не имеют окончание?

-Как вы думаете, откуда появились эти слова в русском языке?

( прочитать толкование нескольких слов в толковом словарике в конце учебника)

5. Куня предлагает вам отгадать загадку

Асфальтированное,новое Через леса сосновые,

Через поля пшеничные,

Во всей своей красе

Дождем умыто, росами

Укатано колесами

Раскинулось…(шоссе)
-Какие слова вам помогли отгадать загадку? Как вы думаете, почему Куня загадал эту загадку?

-Каким словом можно заменить слово «Шоссе»? Чем отличается слово шоссе от слова дорога?

Работа со словом шоссе – записать, подчеркнуть «опасные» места. – Совпадает ли произношение слова с написанием?

6. Помогите Куне разгадать ребус

100 см О

метро

_- Кто был в метро и знает, что это такое? (рассмотреть иллюстрацию)

— Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем толкование этого слова. Совпало ли наше представление с толкованием слова?

— Можно ли назвать это слово неизменяемым? Почему?

Физкультминутка

7. Следующая остановка «Зоопарк». Но в зоопарке случилась беда, разбежались звери.

Помогите работникам зоопарка распределить зверей на две группы. Работа в группах. Задание распределить животных на 2 группы :пингвин, пони, слон, тигр, шимпанзе, кенгуру, верблюд. фламинго)

— Почему вы так распределили слова? Есть ли другие мнения?

8. Куня наверно уже устал, и поэтому мы сейчас отдохнем в городском кафе «Колибри»

— Что вы можете сказать о слове кафе? А о его названии?(выслушать мнения детей , показать иллюстрацию колибри). Записать слова в тетрадь, подчеркнуть «опасные»места.

9. Учебник с.67 упражнение 2 самостоятельно.

— Почему вы считаете , что выписали неизменяемые слова?

Пока вы выполняли упражнение, Куня услышал разговор, и ему показалось что что-то в нем не так. Послушайте его «День меня сегодня какой то неудачный! Утром завтракала и облилась кофеем.В кине сидела на последнем ряду и измазалась эскимом. По дороге домой оторвалась пуговица на пальте. А когда пришла домой, мама заставила сесть за пианину и выполнить задания.»

— Какие слова употреблены неверно? Объясните, почему?

Итог: Я думаю , что после сегодняшнего урока вы не будете допускать таких ошибок в употреблении таких слов

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Пальто, кино и радио.

Слов этих ты не забывай

И никогда не изменяй

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here