Правописание звонких и глухих согласных
(урок русского языка во 2 классе с использованием технологии «Совершенствование общеучебных умений в начальной школе» по методике В. Зайцева)
Ю.М.Сейтимова
учитель начальных классов, ООШ №15
Цель: формировать умения находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные .
Задачи:
-
Развивать мышление, речь, оперативную память, орфографическую зоркость, каллиграфический навык, внимательность.
-
Развивать навыки контроля и самоконтроля.
-
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: карточки, картинки, презентация.
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все сядем тихо,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II Жужжащее чтение.
(режимы: жужжащее, глазами, зеркало, молния, через слово)
III Зрительный диктант по И.Т. Федоренко
Тает снег.
Идет дождь.
Будь здоров.
В лесу много берез.
У Андрея чистая тетрадь.
Мы читаем рассказ. (23 сек)
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
IV. Чистописание.
А теперь уделим несколько минут чистописанию.
С с со су сы
Сом суп сын
Какую букву будем писать? Дайте характеристику букве С. (согл, тв. и мяг зв,звонк, парн)
Запишите красиво в тетради.
-А какие словарные слова на букву С мы изучили?
(суббота, спасибо, сентябрь, столица)
— Какие орфограммы в этих словах?
Сегодня мы познакомимся еще с новым словарным словом
Сапоги
— Запишите в словари
Составьте предложение с этим словом
(Удачное запишем в тетрадь)
V. Работа по теме
Продолжаем мы урок
С этих строк.
Вы на буквы посмотрите,
Что заметили – скажите.
Б П В Ф У Г К З С Д Т Ш Ж
Какая буква лишняя? Почему?
Можно ли согласные буквы разобрать по парам?
Какие это согласные? ( Парные)
— Назовите звонкие согласные
— Назовите глухие согласные
(Сообщение темы урока)
-Сегодня на уроке мы будем закреплять умение проверять парные согласные на конце слова и в середине.
-А умеем ли мы проверять парные согласные?
-Что мы для этого делаем? (правила)
Сказка «Кто важнее».
В одном королевстве на улице Звонких согласных жили буквы – Б, В, Г, Д, Ж, З, а на улице Глухих согласных – П, Ф, К, Т, Ш, С.
Однажды между звонкими и глухими согласными произошел удивительный спор, кто важнее.
Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова». А глухие в ответ: «А нас всегда произносят в конце слова». И, наверное, долго бы они спорили, если б не гласные.
Которые сказали: «Если бы не мы, то никто не знал бы, что писать в конце слова. Вы все важны»!!!
Вот так гласные и помирили согласных. ( Они взяли и встали рядом с согласными.) До сих пор живут они в дружбе и согласии и часто заменяют и подменяют друг друга. Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным.
— И сейчас мы тоже обратимся к гласным.
Карточка №1
Зу(б/п) –
Гла(з/с) –
Ро(г/к)–
Но(ж/ш) –
Са(д /т)–
— Сколько предметов обозначают эти слова? (один.)
— Измените, слова так, чтобы они обозначали много предметов.
— Какая орфограмма в этих словах? Объясните написание этих слов.
— Запишите слова в тетрадь.
-
(Взаимопроверка)
(Встаньте, кто выполнил без ошибок- «5».
Кто выполнил с 1-2 ошибки- «4»)
VI. Физминутка.
Карточка №2
Игру…ка заво…
подру…ка пиро…
морко…ка рука…
тетра…ка гру…
(Зелёные — вставляют подходящие по смыслу буквы;
желтые – буквы, и словосочетания со словами 1 столбика
красные — составляют предложения со словами 1 столбика)
(Заслушиваем)
Карточка №3
— Чтобы выполнить следующее задание, надо поразмыслить.
Задание называется «Найди пару!»
— Замени звонкие согласные парными глухими в словах:
Злой-
Удочка-
Почка-
Гость-
День-
Тужить-
Упр. 288 Комментированное письмо
— Прочитайте задание.
-Что надо сделать в этом упражнении?
-Озаглавь текст.
Жил- был белый медведь.
Шубка пушистая, мягкая.
Тепло медведю в холод и мороз.
Не увидит охотник на снегу белую шубку медведя.
Загадки.
-
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб.)
-
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд.)
-
Берега зелёные,
Вода красная,
Рыбки чёрные.
(Арбуз.)
— Запишите слова- отгадки в тетрадь.
VII. Подведение итога урока
—Над какой орфограммой работали?
— Как проверить согласную на конце?
VIII. Рефлексия.
Какое у вас настроение, покажите своё настроение, прицепив магниты к личику.
Всем спасибо за урок. Настроение у всех отличное.
Акмолинская область,
г. Кокшетау