Муниципальное образовательное учреждение
Александро-Невская средняя общеобразовательная школа
Новодеревенского района Рязанской области
Конспект урока русского языка
в 1 классе
Писать без ошибок просто?
подготовила
учитель начальных классов
Лосева Ирина Сергеевна
р. п. Александро – Невский
2010
Урок русского языка в 1 классе
Тема: Писать без ошибок просто?
Цель: Введение письма с пропусками букв на месте безударных гласных звуков.
Задачи урока:
Образовательные:
-
знакомство со способом записи слов с пропуском букв для безударных гласных звуков;
-
решение орфографической задачи с помощью словаря;
-
способствовать обогащению словарного запаса детей;
-
осознание практической необходимости знаний.
Развивающие:
-
развивать устную речь и фонематический слух;
-
развитие орфографической зоркости;
-
расширение кругозора;
-
развивать умение работать по алгоритму;
-
развивать аналитическое мышление, память, внимание, творческое мышление.
Воспитательные:
-
воспитание любознательности, пытливости при получении знаний;
-
формировать интерес к изучению родного языка;
-
воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование:
-
разрезные буквы для индивидуальной работы;
-
индивидуальные карточки для работы со слогом и ударением;
-
вееры с буквами гласных;
-
алгоритм работы по теме урока;
-
орфографические словари;
-
ручки с зелёным стержнем.
Ход урока.
Содержание | Примечание | |
1.Орг. момент. | Учитель: — Добрый день, друзья! Давайте знакомиться. Ваши имена видны на табличках, а я Волшебный Карандаш! |
|
2.Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. | — Я прибыл из страны Грамматики. В ней живут «грамматеи». А кто такие «грамматеи»? Ученики: Высказывают своё мнение. Учитель: А вы хотите быть грамотными? Ученики: Да, хотим. Учитель: Вместе со мной у вас в гостях мой шустрый дружок. Его нельзя увидеть, чтобы с ним познакомиться, надо хорошо уметь слушать. Сейчас я друга позову, а вы постарайтесь его поймать и удержать в ладонях. (произношу звук [а]) — Кто мой друг? Ученики: Звук [а]. Учитель: Что вы о нём знаете? Ученики: Звук [а] гласный, может быть ударный и безударный. Учитель: Молодцы, ребята! Кто умеет быстро находить в словах ударные и безударные гласные? |
|
3.Обобщение знаний. | — Сейчас проверим. Возьмите слоговую карточку, которая покажет, сколько слогов в моём имени КАРАНДАШ.
Ученики показывают нужную карточку. Учитель: А теперь передвиньте пуговицу, чтобы показать ударный слог. — Как называется гласный под ударением? Ученики: Ударный. Учитель: Как называются другие гласные в слове? Ученики: Безударные. Учитель: Сколько их? Ученики: Два. Учитель: Какие гласные звуки вы слышите в этом слове? Ученики: Гласные звуки [а]. Учитель: Мой друг напомнил о себе, чтобы мы о нём не забывали. — Жители моей страны любят всем задавать вопрос: Писать без ошибок просто? Все отвечают на него по-разному. А как бы вы на него ответили? (Высказывания детей) | Работа со слоговыми карточками.
Слайд 2
Вопрос появится на экране.
|
4.Получение задания для пробного действия. | Учитель: Давайте проверим! Поиграем в игру «Построй слово». Из чего можно построить слова? Ученики: Слова можно строить из звуков и букв. Учитель: Возьмите буквы из конвертов. |
|
5.Выполнение пробного действия. | — Посмотрите на экран и скажите, что это? Ученики: Шар. Учитель: Постройте слово из букв. — Встаньте те, у кого как у меня. — Взгляните на картинку и произнесите, что это? Ученики: Кран. Учитель: Постройте слово из букв. — Хлопните в ладоши те, у кого не так как у меня. — Назовите того, кто будет изображён на следующей картинке. Ученики: Рак. — Постройте слово из букв. — Топните ногой те, кто со мной не согласен. — Какие гласные звуки вы слышали в этих словах? Ученики: Ударные гласные звуки [а]. — Молодцы! Никто не ошибся! Писать без ошибок просто? Ученики: Просто. Учитель: Раз это так просто, продолжим игру! Ребята, кто слышал слово КАРАВАЙ? Что называют этим словом? Ученики: Высказывают свои предположения. Учитель: Да, большой круглый хлеб. — Постройте это слово из букв. | Слайд 3 Картинка ШАР. Слово ШАР.
Картинка КРАН.
Слово КРАН.
Картинка РАК.
Слово РАК.
Слайд 4 Картинка КАРАВАЙ.
|
6.Фиксация затруднений. | — Я вижу у вас несколько вариантов записи этого слова. — Кто же прав? Чья запись верная? Ведь только один вариант правильный. Ученики: Каждый предлагает свой вариант и пытается объяснить правильность написания. Учитель: Вы затрудняетесь ответить? Чего мы пока не можем? Ученики: Решать орфографические задачи на месте безударного гласного. | КАРАВАЙ КОРОВАЙ КАРОВАЙ КОРАВАЙ |
7.Выявление места и причин затруднения. | Учитель: Покажите карточкой количество слогов в слове КАРАВАЙ (3). Передвиньте пуговицу на ударный слог(3-ий). — Почему все одинаково обозначили буквой гласный звук в третьем слоге? Ученики: Гласный под ударением. Учитель: Почему разными оказались буквы на месте других гласных? Ученики: Они безударные. Учитель: Послушайте, какие гласные звуки есть в этом слове? Ученики: Все гласные звуки в слове [а]. Учитель: Мой друг не даёт нам о нём забыть. — Почему слова шар, кран, рак написать было просто? (мнения детей)
|
|
8.Построение проекта (постановка цели). | — Как же быть? Писать, кто как захочет? (высказывания детей) — Писать без ошибок просто? Ученики: Нет. Учитель: А можно? — Чему сегодня на уроке надо поучиться? Ученики: Надо поучиться писать без ошибок. (Найти способ записи слов без ошибок). |
|
9.Построение проекта (выбор способа действия). | — Как же записать слово, чтобы ошибкам в нём не было места? (Дети предлагают варианты). — А в других классах ребята предложили другие варианты. — Солнышки напоминают буку О, треугольники – немного букву А, к тому же, когда мы узнаем букву, захотим вписать, но будет некуда. Какой из вариантов удобнее? Ученики: Самый удобный способ к.р.вай. Учитель: Все вы, ребята, молодцы! Придумали много способов безошибочного письма. — А теперь давайте вспомним, какие действия мы выполняли, чтобы записать слово без ошибок? 1.Послушать слово. 2.Разделить на слоги. 3.Поставить ударение. 4.Найти безударные гласные. 5.Записать слово с пропусками. ФИЗМИНУТКА. Учитель: Встали возле парт. Огляделись вокруг. Постарайтесь запомнить как можно больше предметов. Я буду называть предмет, а вы должны молча отыскать его глазами. Если для этого нужно повернуться, сделайте это. | К҉Р҉ВАЙ К⌂В⌂ВАЙ К.Р.ВАЙ К∆Р∆ВАЙ
К.Р.ВАЙ
Слайд 5 На экране алгоритм в символах.
Слайд 6 |
10.Реализация проекта. | Учитель: Попробуем по нашему плану записать другие слова без ошибок. — У меня есть ещё один верный друг. (работа по алгоритму) Ученики: Рассуждая вслух, работают по алгоритму, записывают слово собака с пропуском на месте безударного гласного. | Слайд 7
Картинка СОБАКА. |
11.Отработка умений по применению нового способа. | Учитель: Попробуйте записать без ошибок ещё одно слово, работая в парах. — Помогут вам слоговые карточки. Ученики: Работают в парах, объясняя друг другу ход выполнения задания, записывают с «окошком» слово альбом.
| Картинка альбом. |
12.Процедура контроля. | Учитель: Проверяет правильность выполнения задания. Ученики: Комментируют выполнение работы. | К.Р.ВАЙ С.БАК. .ЛЬБОМ |
13.Включение нового знания в систему знаний. | Учитель: Где ещё, кроме уроков русского языка, можно использовать новый способ записи слов? Ученики: При записи пояснения к задаче на уроках математики, чтобы написать записку родителям, Составить отзыв о прочитанной книге и т.д. Учитель: Как вы думаете, каким способом можно узнать букву на месте пропусков? Ученики: Можно спросить у учителя, родителей, любого взрослого, заглянуть в словарь, найти информацию в компьютере и т.д. Учитель: Воспользуйтесь любым способом и узнайте пропущенные буквы в словах. — Возьмите ручки с зелёным стержнем и вставьте найденные буквы в «окошки». |
Слайд 8 |
14.Рефлексия учебной деятельности. | — На доске три знака: ! – всё прекрасно понял; ? – пока остались вопросы; . – понял, но не твёрдо. Учитель: Встаньте возле знака, который соответствует вашим знаниям.
|
|
Используемая литература
-
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык «К тайнам нашего языка» 1 класс (учебник), «Ассоциация XXI век» 2009.
-
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык «К тайнам нашего языка» 1 класс (методические рекомендации), «Ассоциация XXI век», 2008.
-
В.В. Репкин. Русский язык 1 класс (учебник), Томск – Харьков «ПЕЛЕНГ», 1994.