«НАЗВАНИЕ КОНКУРСА «Лучший современный урок»1 полугодия2014-2015 учебного года.
| ФИО | Клепалова Наталья Александровна |
| Место работы | МАОУ «Мысовская СОШ № 56» РБ Бурятии |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Русский язык |
| Класс | 4 |
| Тема | “Правописание суффиксов наречий» |
| УМК | система Занкова В разделе «Наречие» урок является третьим по изучению.
|
Тип урока
| Открытие нового знания | |||
Цель урока
| Научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце. | |||
Задачи урока
| — образовательная:
— развивающие:
— воспитательная:
Планируемые результаты: Личностные: 1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме; 2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. 3. Формирование умения слушать и слышать собеседника. 4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Метапредметные: 1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение; 2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи. 3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу. 4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. 5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух. Предметные: 1. Актуализировать знания о наречии 2. Сформировать умение выбирать букву в суффиксе наречий. 3. Овладение умением обосновывать выбор буквы в суффиксе.
| |||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируются, приобретаются, закрепляются обучающимися в ходе занятия | Формы и виды работы на уроке содействуют формированию ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, личностного самосовершенствования. Актуализация:
Приобретение:
Закрепление:
| |||
Необходимое оборудование и материалы |
| |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные | |
I этап Организационный момент. Мотивация обучающихся. Задачи: — создать положительную мотивацию; — организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок; — создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; — формировать орфографичес-кую зоркость: — развивать речь обучающихся; — дать установку на самооценку.
| Звучит музыка. — Девизом сегодняшнего урока пусть станут слова: «Кто думает- тот всегда додумается». Почему так говорят? Слайд 1
— В нашем городе Иркутске царствует зима. Крыши домов украсила пуховыми платками, расстелила белые одеяла на дорогах и тротуарах. Слайд 2
— Все дети рады зиме. Почему? Какие зимние забавы? Вот и мы на уроке «слепим» Снеговика. _ Если мы правильно выполним все задания, на доске появится наш гость. — Перед вами лежат оценочные листы, после каждого задания вам нужно будет оценить свою работу, а в конце урока мы подведём итоги, и вы поставите себе оценку. Слайд 3
— Сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
— Тринадцатое января. (Проговариваем число хором.) Обратите внимание на орфограммы.
|
Дети высказывают своё мнение.
Записывают и подчёркивают орфограммы.
| Самоопроеделение к деятельности – (Л); -смыслообразование (Л); — целеполагание — (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); -нравственно-этическая ориентация (Л); — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).
| |
II этап: Актуализация знаний. Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Задачи: — повторить навыки каллиграфии; — организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания: повторить части речи; повторить словарные слова, изучить новые; повторить образование наречий от им.прилагаьельного; — актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания; — мотивировать к выполнению индивидуального задания.
| Минутка чистописания. — Сейчас мы напишем красиво и аккуратно две буквы О-Е и оденем на них шапочки. Они в новой теме будут нашими помощницами. (Показываю на доске). — Молодцы, первый ком готов. (На доске появляется первый ком гостя)
— Если вы написали красиво, аккуратно, поставьте себе в оценочный лист 1 балл напротив графы «Минутка чистописания». Словарная работа. Внимание, следующее задание.
— Прочитайте слова. Деликатный, около, решительный, аккуратный — Какое слово лишнее? — Почему? — Что вы знаете о наречии? — Выпишите наречие, вставьте пропущенные буквы. (устно придумайте предложение с наречием «около») — Как образуются наречия? — Слушаем задание. — Первый ряд выписывает прилагательное деликатный, второй ряд – «решительный», третий ряд – «аккуратный» и через тире от данных прилагательных образуйте и запишите наречия. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их и выделите суффиксы. -Проверим, какие буквы вы вставили, и какие наречия у вас получились.
Проверяем. Я бросаю снежок, а вы называете сначала наречие, которое у вас образовалось от им.прилагательного, затем орфограмму, которую вы вставили в корне слова и суффикс, с помощью которого образовалось наречие.
Слайд 5
Игра «Снежки». (Бросаю снежок, ребёнок объясняет выбор буквы) — Молодцы, если вы, верно, образовали наречие от имени прилагательного, правильно вставили букву в корне слова и выделили правильно суффикс, поставьте в оценочный лист 1 балл. Второй ком готов.
| Воспроизводят и фиксирует ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.
Оценивание работы.
(Около) (Наречие, а остальные слова им.прилагательные) (Это неизменяемая часть слова, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда?) (От им.прилагательных с помощью суффиксов о-е; от косвенных падежей им.существительных с предлогами и без)
Оценивание работы. | -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -извлечение необходимой информации из текста – П; — выполнение пробного задания – Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии — Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .
| |
III этап Постановка учебной задачи Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Задачи: — организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания — организовать фиксацию нового способа действия в речи; — соотнести новое знание с правилом в учебнике; — организовать фиксацию преодоления затруднений;
| Напишите наречия свежо, неуклюже.
Почему возникли затруднения?
— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске: 1.Познакомиться с … 2. Научиться…..
Определите тему урока. «Правописание наречий»
| Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.
Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
( Не знаем в каких случаях пишем о, е)
(Научиться правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.)
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему, цели урока.
| − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − смыслообразование (Л); − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − познавательная инициатива (Р); − выдвижение гипотез и их обоснование (П); − самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); − использование знаково−символических средств (П); − моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); − установление причинно−следственных связей (П); − самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
| |
4 этап Открытие нового знания Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.
|
— Вернёмся к проблемной ситуации. Давайте поразмышляем отчего зависит правописание буквы? — Когда пишется суффикс О? — Когда пишется суффикс Е? Теперь кто может доказать правописание суффиксов? — Какое открытие мы с вами сделали? — Сравним наш вывод с правилом в учебнике, с.9. — Читаем. — Молодцы. Оцените свою работу. — Если вы правильно в словах расставили ударения – поставьте напротив графы «Ударение» — 4 балла, если верно выделили суффиксы в наречиях – тоже 4 балла. Бонус учителя (1 балл) ребёнку, сделавшему открытие. А наш гость надел головной убор.
| Усвоить учащимися новый способ действия
.(под ударением) (без ударения) (На конце наречий после шипящих под ударением пишем суффикс О, без ударения – Е)
Оценивание работы. | − выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); − планирование (Р); − прогнозирование (Р); − структурирование знаний (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); − следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); − достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
| |
V этап Первичное закрепление во внешней речи. Задачи: — организовать усвоение детьми нового способа действия при решении задач с их проговариванием; — предупреждение перезагрузки (физминутка); — организовать проведение самооценки обучающимися.
| Первичное закрепление. Физминутка — Сейчас мы с вами потренируемся в выборе буквы в суффиксах в наречиях после шипящих. — Зима-это пора вьюг и метелей. А давайте устроим метель из снежинок. Для этого возьмите в руки снежинки с буквами о-е. Я буду называть слова, ваша задача определить суффикс и показать ту букву, которую нужно вставить в суффикс. Слайд 9 Больш* Хорош* Угрожающ* Ближ* Свеж* Горяч* Слайд 9
Работа в парах. Объясните правописание наречий по- очереди.
— Молодцы, если вы верно определили суффикс во всех шести словах, поставьте напротив графы «Метель» — 6 баллов. И с этим заданием справились. Мы потренировались в выборе буквы в суффиксе наречий после шипящих.
|
Актуализируют новое пробное учебное действие
Выполняют самостоятельно задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.
При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.
Решают в группах типовое задание на новый способ действий.
| анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − извлечение из текстов необходимой информации (П); − использование знаково−символических средств (П); − подведение под понятие (П); − выполнение действий по алгоритму (П); − доказательство (П); − контроль (Р); − коррекция (Р); − оценка (Р); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К). -формирование бережного отношения к своему здоровью (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
| |
V этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимися новый способ действия и провести рефлексию индивидуально достижения цели пробного учебного действия.
Задачи: — Организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия; -организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки; — создать ситуацию успеха; — организовать проведение самооценки обучающимися.
| Самостоятельная работа. –Сейчас вам нужно поработать самостоятельно. Перед вами открытки, внутри которых напечатан мини-тест разный по уровни сложности. На белой бумаге- тест базового уровня, на синей- повышенного уровня
Ваша задача, внимательно прочитать задания, выбрать уровень сложности и выполнить их. Мини-тест по теме «Буквы О, Е на конце наречий после шипящих» 1 уровень
1. Вставьте нужную букву, выделите суффикс, подчеркните лишнее слово. Убаюкивающ… , ужасающ… , горяч… Хорош… , заискивающ… , тягуч…
2 уровень От слова в скобках образуйте наречие, запишите получившееся словосочетание. Посмотреть (угрожающий)________________________________________
С данным словосочетанием устно составьте предложение.
(дети работают самостоятельно)
Проверка самостоятельной работы — Внимание, проверяем. Игра в «Снежки». Слайд 10
— И с этим заданием вы справились. Вы закрепили умения в выборе суффикса после шипящих на конце наречий. — Найдите в оценочном листе графу «Мини-тест». Если вы правильно выполнили задание №1 поставьте напротив него 3 балла, если вы справились с заданием №2 – 1 балл, если вы сумели устно придумать предложение – ещё 1 балл напротив задания под №3.
| Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +/-). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Оценивание работы. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − установление причинно−следственных связей (П); − выведение следствий (П); − выполнение действий по алгоритму (П); − контроль, коррекция, оценка (Р); − подведение под понятие (П); − структурирование знаний (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
| |
VI этап Включение нового знания в систему знаний и повторений. Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.
Задачи: — Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечивания содержательной непрерывности; — организовать проведение самооценки обучающимися.
| Работа по карточкам. — А в завершении нам нужно подвести итог. Поможет нам в этом игра «Согласен, не согласен». — На партах лежат ёлочные шары с заданиями. Вы читаете вопросы, если вы согласны — ставите в квадрате «+», если не согласны – «-« №2 Согласны ли, что в наречии «горячо» суффикс О, потому что не под ударением?
№1 Согласны ли, что в наречии «блестяще» суффикс Е, потому что без ударения?
— Проверяем Свой ответ вам нужно начинать со слов «Я согласен, потому что… Я не согласен, потому что…» Слайд 11
— Как вы ответили на первый вопрос? Докажи. — Как вы ответили на второй вопрос? Докажи. — Если вы правильно ответили на вопрос – поставьте в графе напротив игры «Согласен – не согласен» — 1 балл. — А у снеговика появился второй валенок.
Посмотрите, какого снеговика мы с вами слепили.
| Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Оценивание. | − анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); − понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); − подведение под понятие (П); − моделирование, преобразование модели (П); − использование знаково−символических средств (П); − установление причинно−следственных связей (П); − выведение следствий (П); − самостоятельное создание алгоритмов действий; − выполнение действий по алгоритму (П); − построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); − осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); − контроль, коррекция, оценка (Р); − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); − формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); − учёт разных мнений, координирование разных позиций (К); − использование критериев для обоснования своего суждения (К); − постановка вопросов (К); − адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); − следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
| |
VII этап Итог. Рефлексия Подведение итогов, краткое повторение нового содержания.
Задачи: — подвести итог; — разъяснить домашнее задание; — организовать проведение самооценки обучающимися работы на уроке.
| Какова была цель урока? Достигли мы с вами этой цели? Что нового узнали? В чем у вас было затруднение? Что помогло на уроке? За что бы вы себя похвалили? Почему были ошибки? Какое правило нужно повторить?
— Молодцы. — А ещё мы работали над развитием речи, учились формулировать мысли, доказывали. . Оцените свою работу
Посчитайте, сколько баллов вы заработали и количество напишите в графе напротив «Итого». Слайд 12.
Итак, — если вы получили от 0 до 6 баллов поставьте себе «2» — вы плохо усвоили эту тему, вам нужно ещё усиленно поработать; — если у вас от 7 до 11 баллов- «3»- вам тоже есть над чем поработать; — если от 12-17 баллов – «4» — вы хорошо потрудились, но можете и лучше; — если от 18 и больше – «5» — молодцы, вы отлично усвоили тему.
Домашнее задание
1 уровень для тех, кто оценил свою работу на «3»: пользуясь алгоритмом, выполнить упражнение из распечатки
2 уровень для тех, кто оценил свою работу на «4»: подобрать из художественной литературы 10 примеров, иллюстрирующих орфограмму «правописание о и е на конце наречий.».
3 уровень для тех, кто оценил свою работу на «5»: написать сочинение-миниатюру на тему «В зимнем лесу» с использованием орфограммы «правописание букв на конце наречий.».
Рефлексия
Что было важным? Чей ответ вас покорил? — Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Вы видите на партах снежинки. Если вам урок не понравился, пусть они так и останутся лежать на парте, растают и утекут ручьями, а если вам урок понравился, возьмите их в руке и на счёт 3, подкинем их вверх, чтобы у нас получился снегопад. Считаю. Слайд 14
— Спасибо за урок, до свидания.
| Проводят самооценку и рефлексию, сдают тетради на проверку. (Мы научились выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих)
Выставление оценок
| Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности -Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; — адекватное понимание успешности или неуспешности; — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; — планирование успешного сострудничества — К — следование моральным нормам и этическим требованиям — Л |