«НАЗВАНИЕ КОНКУРСА «Лучший современный урок»1 полугодия2014-2015 учебного года.

ФИО

Клепалова Наталья Александровна

Место работы

МАОУ «Мысовская СОШ № 56» РБ Бурятии

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема

Правописание суффиксов наречий»

УМК

система Занкова

В разделе «Наречие» урок является третьим по изучению.

Методическая информация

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.

Задачи урока

— образовательная:

  • научить обучающихся правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце;

— развивающие:

  • развивать логическое мышление через задачи повышенной сложности;

  • развивать речь;

  • развивать орфографическую зоркость детей;

  • овладевать приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение);

  • развивать умения проводить умозаключения.

— воспитательная:

  • воспитывать культуру поведения на уроке;

  • воспитывать сохранение традиций русского народа;

  • формировать познавательный интерес к предмету

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания о наречии

2. Сформировать умение выбирать букву в суффиксе наречий.

3. Овладение умением обосновывать выбор буквы в суффиксе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируются, приобретаются, закрепляются обучающимися в ходе занятия

Формы и виды работы на уроке содействуют формированию ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, личностного самосовершенствования.

Актуализация:

  • словарная работа;

  • основные понятия (части речи, способы образования наречий, часть слова-суффикс);

  • обобщение актуализированных способов действий;

  • мотивация к выполнению индивидуального задания;

  • формирование приемов умственной деятельности (анализ, синтез).

Приобретение:

  • формирование действия выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих;

Закрепление:

  • понятия «наречие», «суффикс о – е после шипящих»

  • применение новых знаний на практике;

  • развитие орфографической грамотности учащихся;

  • навыков самостоятельной работы;

  • навыков самооценки;

  • навыков рефлексивной деятельности;

  • коммуникативных способностей детей.

Необходимое оборудование и материалы

  • Презентация к методическому занятию

  • Компьютер (стационарный или ноутбук)

  • Мультимедиа-проектор

  • Экран

  • Электронная указка

  • Приложения к уроку: снежинки, новогодние шары с заданиями, конструктор на доску «Снеговик», тесты, оценочный лист.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

I этап

Организационный момент.

Мотивация обучающихся.

Задачи:

— создать положительную мотивацию;

— организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок;

— создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— формировать орфографичес-кую зоркость:

— развивать речь обучающихся;

— дать установку на самооценку.

Звучит музыка.

— Девизом сегодняшнего урока пусть станут слова: «Кто думает- тот всегда додумается». Почему так говорят?

Слайд 1

— В нашем городе Иркутске царствует зима. Крыши домов украсила пуховыми платками, расстелила белые одеяла на дорогах и тротуарах.

Слайд 2

— Все дети рады зиме. Почему? Какие зимние забавы? Вот и мы на уроке «слепим» Снеговика.

_ Если мы правильно выполним все задания, на доске появится наш гость. — Перед вами лежат оценочные листы, после каждого задания вам нужно будет оценить свою работу, а в конце урока мы подведём итоги, и вы поставите себе оценку.

Слайд 3

— Сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Тринадцатое января. (Проговариваем число хором.) Обратите внимание на орфограммы.

Дети высказывают своё мнение.

Записывают и подчёркивают орфограммы.

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

— целеполагание — (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-нравственно-этическая ориентация (Л);

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

II этап: Актуализация знаний.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Задачи:

повторить навыки каллиграфии;

— организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания: повторить части речи; повторить словарные слова, изучить новые; повторить образование наречий от им.прилагаьельного;

— актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;

— мотивировать к выполнению индивидуального задания.

Минутка чистописания.

— Сейчас мы напишем красиво и аккуратно две буквы О-Е и оденем на них шапочки. Они в новой теме будут нашими помощницами.

(Показываю на доске).

— Молодцы, первый ком готов. (На доске появляется первый ком гостя)

— Если вы написали красиво, аккуратно, поставьте себе в оценочный лист 1 балл напротив графы «Минутка чистописания».

Словарная работа.

Внимание, следующее задание.

— Прочитайте слова.

Деликатный, около, решительный, аккуратный

— Какое слово лишнее?

— Почему?

— Что вы знаете о наречии?

— Выпишите наречие, вставьте пропущенные буквы.

(устно придумайте предложение с наречием «около»)

— Как образуются наречия?

— Слушаем задание.

— Первый ряд выписывает прилагательное деликатный, второй ряд – «решительный», третий ряд – «аккуратный» и через тире от данных прилагательных образуйте и запишите наречия. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их и выделите суффиксы.

-Проверим, какие буквы вы вставили, и какие наречия у вас получились.

Проверяем. Я бросаю снежок, а вы называете сначала наречие, которое у вас образовалось от им.прилагательного, затем орфограмму, которую вы вставили в корне слова и суффикс, с помощью которого образовалось наречие.

Слайд 5

Игра «Снежки». (Бросаю снежок, ребёнок объясняет выбор буквы)

— Молодцы, если вы, верно, образовали наречие от имени прилагательного, правильно вставили букву в корне слова и выделили правильно суффикс, поставьте в оценочный лист 1 балл.

Второй ком готов.

Воспроизводят и фиксирует ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Оценивание работы.

(Около) (Наречие, а остальные слова им.прилагательные) (Это неизменяемая часть слова, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда?) (От им.прилагательных с помощью суффиксов о-е; от косвенных падежей им.существительных с предлогами и без)

Оценивание работы.

-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П;

-извлечение необходимой информации из текста – П;

— выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии — Р;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .

III этап

Постановка учебной задачи

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Задачи:

— организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания

— организовать фиксацию нового способа действия в речи;

— соотнести новое знание с правилом в учебнике;

— организовать фиксацию преодоления затруднений;

Напишите наречия свежо, неуклюже.

Почему возникли затруднения?

— Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске:

1.Познакомиться с …

2. Научиться…..

Определите тему урока. «Правописание наречий»

Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

( Не знаем в каких случаях пишем о, е)

(Научиться правильно выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих на конце.)

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему, цели урока.

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учёт разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

смыслообразование (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

познавательная инициатива (Р);

выдвижение гипотез и их обоснование (П);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

использование знаково−символических средств (П);

моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

установление причинно−следственных связей (П);

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

4 этап

Открытие нового знания

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

— Вернёмся к проблемной ситуации. Давайте поразмышляем отчего зависит правописание буквы?

— Когда пишется суффикс О?

— Когда пишется суффикс Е?

Теперь кто может доказать правописание суффиксов?

— Какое открытие мы с вами сделали?

— Сравним наш вывод с правилом в учебнике, с.9.

— Читаем.

— Молодцы. Оцените свою работу.

— Если вы правильно в словах расставили ударения – поставьте напротив графы «Ударение» — 4 балла, если верно выделили суффиксы в наречиях – тоже 4 балла. Бонус учителя (1 балл) ребёнку, сделавшему открытие.

А наш гость надел головной убор.

Усвоить учащимися новый способ действия

.(под ударением)

(без ударения)

(На конце наречий после шипящих под ударением пишем суффикс О, без ударения – Е)

Оценивание работы.

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

планирование (Р);

прогнозирование (Р);

структурирование знаний (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

V этап

Первичное закрепление во внешней речи.

Задачи:

— организовать усвоение детьми нового способа действия при решении задач с их проговариванием;

— предупреждение перезагрузки (физминутка);

— организовать проведение самооценки обучающимися.

Первичное закрепление. Физминутка

— Сейчас мы с вами потренируемся в выборе буквы в суффиксах в наречиях после шипящих.

— Зима-это пора вьюг и метелей. А давайте устроим метель из снежинок. Для этого возьмите в руки снежинки с буквами о-е.

Я буду называть слова, ваша задача определить суффикс и показать ту букву, которую нужно вставить в суффикс.

Слайд 9

Больш*

Хорош*

Угрожающ*

Ближ*

Свеж*

Горяч*

Слайд 9

Работа в парах. Объясните правописание наречий по- очереди.

— Молодцы, если вы верно определили суффикс во всех шести словах, поставьте напротив графы «Метель» — 6 баллов.

И с этим заданием справились. Мы потренировались в выборе буквы в суффиксе наречий после шипящих.

Актуализируют новое пробное учебное действие

Выполняют самостоятельно задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.

При этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.

Решают в группах типовое задание на новый способ действий.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

использование знаково−символических средств (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

-формирование бережного отношения к своему здоровью (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

V этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Пропустить через себя и отдать как собственный опыт учащимися новый способ действия и провести рефлексию индивидуально достижения цели пробного учебного действия.

Задачи:

— Организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия;

-организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

— создать ситуацию успеха;

— организовать проведение самооценки обучающимися.

Самостоятельная работа.

Сейчас вам нужно поработать самостоятельно.

Перед вами открытки, внутри которых напечатан мини-тест разный по уровни сложности. На белой бумаге- тест базового уровня, на синей- повышенного уровня

Ваша задача, внимательно прочитать задания, выбрать уровень сложности и выполнить их.

Мини-тест по теме

«Буквы О, Е на конце наречий после шипящих»

1 уровень

1. Вставьте нужную букву, выделите суффикс, подчеркните лишнее слово.

Убаюкивающ… , ужасающ… , горяч…

Хорош… , заискивающ… , тягуч…

2 уровень

От слова в скобках образуйте наречие, запишите получившееся словосочетание.

Посмотреть (угрожающий)________________________________________

С данным словосочетанием устно составьте предложение.

(дети работают самостоятельно)

Проверка самостоятельной работы

— Внимание, проверяем. Игра в «Снежки».

Слайд 10

— И с этим заданием вы справились. Вы закрепили умения в выборе суффикса после шипящих на конце наречий.

— Найдите в оценочном листе графу «Мини-тест». Если вы правильно выполнили задание №1 поставьте напротив него 3 балла, если вы справились с заданием №2 – 1 балл, если вы сумели устно придумать предложение – ещё 1 балл напротив задания под №3.

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +/-). Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Оценивание работы.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

установление причинно−следственных связей (П);

выведение следствий (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

подведение под понятие (П);

структурирование знаний (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

VI этап

Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Задачи:

— Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечивания содержательной непрерывности;

— организовать проведение самооценки обучающимися.

Работа по карточкам.

— А в завершении нам нужно подвести итог. Поможет нам в этом игра «Согласен, не согласен».

— На партах лежат ёлочные шары с заданиями. Вы читаете вопросы, если вы согласны — ставите в квадрате «+», если не согласны – «-«

2

Согласны ли, что в наречии «горячо» суффикс О, потому что не под ударением?

1

Согласны ли, что в наречии «блестяще» суффикс Е, потому что без ударения?

— Проверяем

Свой ответ вам нужно начинать со слов «Я согласен, потому что…

Я не согласен, потому что…»

Слайд 11

— Как вы ответили на первый вопрос? Докажи.

— Как вы ответили на второй вопрос? Докажи.

— Если вы правильно ответили на вопрос – поставьте в графе напротив игры «Согласен – не согласен» — 1 балл.

— А у снеговика появился второй валенок.

Посмотрите, какого снеговика мы с вами слепили.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

Оценивание.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П);

моделирование, преобразование модели (П);

использование знаково−символических средств (П);

установление причинно−следственных связей (П);

выведение следствий (П);

самостоятельное создание алгоритмов действий;

выполнение действий по алгоритму (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

постановка вопросов (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VII этап

Итог.

Рефлексия Подведение итогов, краткое повторение нового содержания.

Задачи:

— подвести итог;

— разъяснить домашнее задание;

— организовать проведение самооценки обучающимися работы на уроке.

Какова была цель урока? Достигли мы с вами этой цели? Что нового узнали? В чем у вас было затруднение?

Что помогло на уроке?

За что бы вы себя похвалили?

Почему были ошибки? Какое правило нужно повторить?

— Молодцы.

— А ещё мы работали над развитием речи, учились формулировать мысли, доказывали.

. Оцените свою работу

Посчитайте, сколько баллов вы заработали и количество напишите в графе напротив «Итого».

Слайд 12.

Итак,

— если вы получили от 0 до 6 баллов поставьте себе «2» — вы плохо усвоили эту тему, вам нужно ещё усиленно поработать;

— если у вас от 7 до 11 баллов- «3»- вам тоже есть над чем поработать;

— если от 12-17 баллов – «4» — вы хорошо потрудились, но можете и лучше;

— если от 18 и больше – «5» — молодцы, вы отлично усвоили тему.

Домашнее задание

1 уровень для тех, кто оценил свою работу на «3»:

пользуясь алгоритмом, выполнить упражнение из распечатки

2 уровень для тех, кто оценил свою работу на «4»:

подобрать из художественной литературы 10 примеров, иллюстрирующих орфограмму «правописание о и е на конце наречий.».

3 уровень для тех, кто оценил свою работу на «5»:

написать сочинение-миниатюру на тему «В зимнем лесу» с использованием орфограммы «правописание букв на конце наречий.».

Рефлексия

Что было важным?

Чей ответ вас покорил?

— Выйдите, пожалуйста, из-за парт. Вы видите на партах снежинки. Если вам урок не понравился, пусть они так и останутся лежать на парте, растают и утекут ручьями, а если вам урок понравился, возьмите их в руке и на счёт 3, подкинем их вверх, чтобы у нас получился снегопад.

Считаю.

Слайд 14

— Спасибо за урок, до свидания.

Проводят самооценку и рефлексию, сдают тетради на проверку.

(Мы научились выбирать букву в суффиксе наречий после шипящих)

Выставление оценок

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе критерий успешности-Л;

— адекватное понимание успешности или неуспешности;

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

— планирование успешного сострудничества — К

— следование моральным нормам и этическим требованиям — Л

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here