Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадетская средняя общеобразовательная школа 2»

г. Рубцовск, Алтайский край

Корень как общая часть родственных слов

Урок русского языка

«Начальная школа XXI века»

2 класс

Составила:

Филиппова Лада Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская СОШ 2»

г. Рубцовск

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цель: Создание условий для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:

1. использовать нахождение корня в словах для решения познавательных; практических и коммуникативных умений;

2. организовать деятельность учеников по развитию дивергентного мышления; 3. помочь ребёнку осознать себя носителем языка;

4. обеспечить языковое и речевое развитие ученика;

5. формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка.

Ресурсы: слайдовый материал, раздаточный материал, учебник «Русский язык», 2 класс

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход:

Этап

учебной деятельности

Действия и задания

учителя

Ученики 2 класса

Возможные действия учащихся

Организационный момент

— Сдача рапорта

— Проверка готовности рабочего места.

— Эмоциональный настрой.

-Прозвенел звонок, начался урок!

Я желаю не лениться, а старательно трудиться!

Проверка рабочего места.

Эмоциональный отклик.

Мотивационный настрой

(переход от эмоционального настроя к учебной деятельности)

Чистописание

Подготовительная работа

Проблемная ситуация

Определение темы и цели урока.

Решение учебной/учебно-практической задачи

Физминутка

Применение открытого способа для решения учебно-практических задач

Итоговый контроль

и оценка

Проверка

Итоги

Дом. задание

Продолжи предложения:

Слайд №2

Сегодня на уроке:

  • мы будем …

  • если будет трудно…

— С какой целью каждый урок начинаем

с чистописания?

Повторяйте движения руки за мной.

ли

Вспомните слова, которые начинаются

с данного слога. Кто вспомнил два слова, поднимите руку. Назови их. Кто назовёт слово, которое никто не вспомнил?

ле

— Посмотрите, какие слова вспомнила

я к данному слогу.

лень, ленивый, лентяй, лента

— Найдите лишнее слово.

Лень- 1 слог, мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Ленивый – имя прилагательное.

Лента – неродственное слово.

— Запишите родственные слова. Как вы определили, что они родственные?

Слайд №3

родственные слова

близкие по смыслу общая часть

корень

— Запишите слова. Выделите корень. Что содержится в корне? (общее значение, смысл)

— Молодцы, хорошо справились с заданием. Чтобы справиться с другими заданиями нам нужна лень? (нет)

Слайд №4

-А теперь помогите Сереже определить корень в слове МОРЯК.

— Что нужно сделать, как вы думаете?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

Моряк, морской, море

Какая тема урока? Чему будем учиться? (находить корень)

— Кто уже запомнил алгоритм, как найти корень? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Правильно ли мы сделали?

(с. 85 правило)

— Самостоятельно определите корень в слове ГРИБОК. Как лучше спланировать работу. (повторить правило)

( гриб, грибной, грибник)

— Встали, выпрямили спинки.

И следите все за мной:

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали

Опустили, поморгали,

Руку левую подняли,

Ею дружно помахали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Если я называю родственные слова – хлопок, нет — руки вверх.

Сахар –сахарница

Коробка — коробок

Лиса — лисёнок

Учебник- книга

Ручка – карандаш

Голова- шапка

Рука – ручной

Варенье – варить

Работа в паре Слайд №5

— Подберите однокоренные слова к иллюстрации. Корень выделите.

(рыбка, рыба, рыбачить, рыбалка, рыболов, рыбёшка, рыбак)

— Поднимите руку, кто подобрал 3, 4 слова? Назовите. У кого есть слова, которые ещё не прозвучали. Какой корень в словах?

— Устно составьте с придуманными словами предложение, стараясь употребить как можно больше однокоренных слов. (Кот-рыбак поймал рыбку на рыбалке.)

Задание по выбору (карточка)

1. Найди родственные слова. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

— стул, кресло, скамейка

— лист, листик, листва

2. . Прочитай внимательно диалог. Выпиши родственные слова. Выдели корень.

— Вы кто такие?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

— А я ваша тетка – гусеница.

3. Составь из слогов слова. Подбери родственные слова.

кот

сад

ик

дом

Слайд №6

Слайд №7

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

  • мы учились…

  • мы смогли…

  • было трудно…

с 82,№2, правило

Определение вида деятельности.

Повтор алгоритма учебной деятельности.

Уточнение значимости учебной деятельности.

Определение ранее изученного

Определение границы незнания и знания

Определение темы и содержания урока.

Вопросы по теме, фиксация затруднений.

Определение индивидуальной цели.

Пробное планирование

Повторяют движения за учителем.

Работают в паре.

Отвечают на наводящие вопросы учителя, делают вывод, проверяют его по эталону.

Самостоятельное выполнение задания, обращаясь

с запросом

о необходимой помощи к учителю или другому

(в том числе более сильному ученику).

Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью.

Определяют уровень своего продвижения в достижении цели


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here