Урок по русскому языку
для 2 класса
по теме «Объединение слов в тематические группы»
по УМК Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Урожаева Анастасия Георгиевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №37
г. Краснодар
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Объединение слов в тематические группы.
Цели и задачи:
-
воспитывать интерес к родному языку;
-
развивать связную устную речь;
-
продолжить знакомство с группой слов, называющих предметы и отвечающих на вопросы кто?, что?;
-
ввести понятие тематическая группа слов;
-
учить детей объединять слова в тематические группы.
Оборудование: изображение дуба, настоящие листики дуба и клёна, изображение дома, картинки растений и животных.
Ход урока
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
— Ребята, скажите какое сегодня время года? (осень)
— Какие признаки осени вы знаете?
— Правильно, поэтому сегодня у нас не просто урок, а осенний листопад.
— На доске у нас дерево.
— Что это за дерево? (дуб)
— Правильно, оно нам сегодня будет помогать весь урок. Каждый этап нашего урока будет сопровождаться падением одного дубового листика.
— Начнём.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
— Сколько строк необходимо пропустить? (две строки пропускаем, на третьей пишем)
— Записали дату. Классная работа.
— Какое опасное место в слове классная необходимо запомнить? (классная)
— С нашего дуба падает первый листик, на котором написано минутка чистописания.
-
Минутка чистописания
— С дуба падает следующий листик – словарь.
III. Словарная работа (Игра «Кого и что ты встретишь на пути, ты помоги им домик свой найти»)
На доске 2 домика, на одном написано слово растения, на другом – животные. Я показываю картинки, вам необходимо найти им свой домик.
— Записываем в два столбика слова:
растения животные
берёза сорока
рябина петух
осина корова
яблоня баран
— На какие вопросы отвечают слова первой группы? (что?)
— Как называются слова, которые отвечают на вопрос что?? (неодушевлённые)
— На какие вопросы отвечают слова второй группы? (кто?)
— Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?? (одушевлённые)
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Какие два домика у нас были? (животные и растения)
— Как ещё можно было назвать первую группу? (деревья)
— Мы с вами выяснили, что слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают (называют).
— И сегодня мы с вами будем учиться объединять слова в тематические группы.
Открываю тему урока на доске.
— С дуба падает следующий листик – работа по учебнику.
V. Работа по учебнику.
— Открыли учебники на стр.37, упр.52. (Выполняется по заданию)
Вещи, предметы (что?): тетрадка, трамвай.
Люди (кто?): ребята, мальчик.
Животные (кто?): собака, жираф.
Тетрадка – тет-рад-ка, трамвай – трам-вай
жираф – жи-раф – 2 слога
ж[ж]-согл., зв., тв.
и[ы]-гл., безуд.
р[р]-согл., зв., тв.
а[а]-гл., уд.
ф[ф]-согл., глух., тв.
5б.,5зв.
— Сейчас посмотрим, что осень нам предлагает сделать следующее – провести физминутку.
VI. Физминутка
— Если я вам показываю одушевлённые предметы, то вы приседаете.
— Если я показываю неодушевлённые предметы, то вы топаете.
— С дуба падает следующий листик – игра «Четвёртый лишний».
VII. Игра «Четвёртый лишний».
— Поиграем в игру «Четвертый лишний». Вам нужно найти лишнее слово и определить: какая тематическая группа получится.
Весна, лето, сентябрь, зима. (Времена года.)
Яблоко, арбуз, груша, абрикос. (Фрукты.)
Тарелка, кастрюля, кувшин, стол. (Посуда.)
Дети объясняют, какое слово лишнее и почему.
— На какие вопросы отвечают слова каждой группы? (на вопрос что?).
— Следующий листик – самостоятельная работа.
VIII. Самостоятельная работа.
— 1 вариант записывает 3 слова к тематической группе школа
— 2 вариант записывает 3 слова к тематической группе дом
— Сдали листики.
IX. Итог урока.
— Легко ли вам было создавать тематические группы слов?
Вывод: Нужно иметь большой словарный запас, знать значения слов.
— А что для этого нужно? (много читать, быть любознательными).
— Посмотрим, что за задание на последнем листике – домашнее задание.
X. Домашнее задание
— Задание на дом я для вас приготовила необычное.
— Оно написано на кленовых листиках.
— Особо хочется выделить работу на уроке: Яну, Ангелину, Максима, Сашу, Катю Б., Филиппа, Аню Ш.
Домашнее задание: Упр.53, стр.37
Люди (кто?): девочка, артист.
Растения (что?): пшеница, клён, ольха.
Насекомые (кто?): жук, бабочка.