Муниципальное образовательное

бюджетное учреждение

«Лицей № 15»

Конспект урока русского языка

Тема. Развитие умений писать большую букву

в именах людей.

Учитель Веселова Людмила Дмитриевна

Вышний Волочёк

2011

Русский язык 2 класс

Тема. Развитие умений писать большую букву в именах людей.

Урок развития умений и навыков.

Содержание: употребление прописной буквы в именах собственных.

Требование к уровню подготовки учащихся:

  • Уметь писать без ошибок большую букву в именах.

Контроль: (текущий) диктант.

Этапы

Ход урока

Организац.

Цель: включение детей в деятельность,

выделение содержательной области.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать ЗУН, необходимых для открытия нового знания,

Фиксирование затруднения

Запись числа, виды работы.

— Начнём урок с кроссворда, повторим словарные слова, и узнаем ключевое слово

а

л

ф

а

в

и

т

з

а

я

ц

м

о

р

о

з

л

и

с

и

ц

а

в

е

с

е

л

о

м

а

л

ь

ч

и

к

я

б

л

о

к

о

  1. Определённый порядок букв .

  2. Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, любит морковку.

  1. Отгадайте ребус.

  2. Хищный лесной зверёк с рыжим окрасом шубки.

  3. Антоним (противоположное по значению) к слову грустно.

  4. Ребёнок мужского пола.

  5. Плод яблони.

— Какое слово получили?

— Что означает слово фамилия?

— Каким образом человек получает фамилию?

Фамилии на Руси появились в 18 веке.

— Как возникали фамилии?

* от названия профессии,

* от названий животных и растений,

* по месту жительства

— А как образовались ваши фамилии, смогли вы узнать у родителей?

— Давайте попробуем образовать фамилии от слов кроссворда, запишем эти слова в тетради.

-Какое правило нужно вспомнить?

Алфавитов, Зайцев, Морозов, Лисичкин (Лисов, Лисицын), Веселов, Мальчиков, Яблоков.

— На что указывает большая буква в этих словах?

  • На принадлежность одному лицу и на важность.

Постановка проблемы

«Открытие » нового знания: Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

Физминутка.

— Прочитайте набор слов:

С, ПРИНЕСЛА, ПОЛЯ, ЦВЕТЫ, ПОЛЯ

— Работая, в паре, составьте из данных слов предложение и запишите его на листочке.

— Какие трудности возникли?

— Что заметили?

* повторяются два слова.

— Какие будут предложения?

— А твое мнение?

— Что обозначает слово поля и слово Поля?

-Как будем писать ? Почему?

— Определите тему урока.

ТЕМА. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ.

— Какова цель нашего урока?

— Что вы знаете по данной теме?

— Почему в нашем предложении слово поля пишется с маленькой буквы, а второе слово с большой?

  • Запись предложения на доске с комментированием, запись в тетрадях.

  • Найдите и подчеркните в предложении грамматическую основу.

Вывод. Как пишутся имена людей

— Будьте внимательны эти знания вам пригодятся в ф/м

Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы — приседаете. Если – с большой буквы – тянетесь вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Таня, Оля, тетрадь.

— Сколько было названо женских и сколько мужских имён?

Первичное закрепление:

Решение типовых заданий,

Проговаривание способов решения

Д/з

О том, как произошли фамилии, мы уже говорили.

А знаете ли вы, что многие наши имена не только исконно русские, но и греческого и римского происхождения.

— Откройте д/материал на стр. 56,

найдите № 121

Прочитайте задание.

Читаем вслух греческие имена, римские имена.

Выделите опасные места, подчеркните большую букву в именах. Что общего в этих именах?

  • Это мужские имена.

  • Закройте учебники и запишите по памяти любые 4 имени, которые запомнили.

  • Самопроверка.

  • Вывод: как пишутся имена людей? Где пригодятся полученные знания?

Дома выполните № 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен.

А желающие узнать больше, могут обратиться в библиотеку, где есть книга «Русские имена»

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Послушайте текст, который мы будем писать под диктовку, обратите внимание на опасные места.

Наш класс светлый и чистый. Парты моют Лена и Вова. Петя и Таня убрали книги на полку. Цветы полила Катя.

  • Назовите слова из диктанта, которые обозначают имена людей.

  • С какой буквы вы их написали и почему?

Повторение:

Включить новое знание в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

Устно:

  • Вспомните и назовите имена, имеющие двойные согласные

  • Имена с разделительным Ь

  • Имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам

  • А знаете ли вы, кто такие тёзки?

  • Есть ли тёзки у нас в классе? Встаньте.

8.RF

— Что нового узнали?

— Для чего нужны полученные знания?

— где можешь применить их?

Литература

Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно: Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. – М., Новая школа, 1996.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М., Просвещение, 1967.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here