Муниципальное образовательное
бюджетное учреждение
«Лицей № 15»
Конспект урока русского языка
Тема. Развитие умений писать большую букву
в именах людей.
Учитель Веселова Людмила Дмитриевна
Вышний Волочёк
2011
Русский язык 2 класс
Тема. Развитие умений писать большую букву в именах людей.
Урок развития умений и навыков.
Содержание: употребление прописной буквы в именах собственных.
Требование к уровню подготовки учащихся:
-
Уметь писать без ошибок большую букву в именах.
Контроль: (текущий) диктант.
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организац. Цель: включение детей в деятельность, выделение содержательной области.
Актуализация знаний. Цель: актуализировать ЗУН, необходимых для открытия нового знания, Фиксирование затруднения
| Запись числа, виды работы.
— Начнём урок с кроссворда, повторим словарные слова, и узнаем ключевое слово
Прыгает ловко, любит морковку.
— Какое слово получили? — Что означает слово фамилия? — Каким образом человек получает фамилию? Фамилии на Руси появились в 18 веке. — Как возникали фамилии? * от названия профессии, * от названий животных и растений, * по месту жительства — А как образовались ваши фамилии, смогли вы узнать у родителей?
— Давайте попробуем образовать фамилии от слов кроссворда, запишем эти слова в тетради. -Какое правило нужно вспомнить?
Алфавитов, Зайцев, Морозов, Лисичкин (Лисов, Лисицын), Веселов, Мальчиков, Яблоков.
— На что указывает большая буква в этих словах?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы
«Открытие » нового знания: Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
Физминутка. | — Прочитайте набор слов:
С, ПРИНЕСЛА, ПОЛЯ, ЦВЕТЫ, ПОЛЯ
— Работая, в паре, составьте из данных слов предложение и запишите его на листочке. — Какие трудности возникли? — Что заметили? * повторяются два слова. — Какие будут предложения? — А твое мнение? — Что обозначает слово поля и слово Поля? -Как будем писать ? Почему? — Определите тему урока.
ТЕМА. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. — Какова цель нашего урока? — Что вы знаете по данной теме? — Почему в нашем предложении слово поля пишется с маленькой буквы, а второе слово с большой?
Вывод. Как пишутся имена людей
— Будьте внимательны эти знания вам пригодятся в ф/м Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы — приседаете. Если – с большой буквы – тянетесь вверх. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.
Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Таня, Оля, тетрадь.
— Сколько было названо женских и сколько мужских имён?
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление: Решение типовых заданий, Проговаривание способов решения
Д/з | О том, как произошли фамилии, мы уже говорили. А знаете ли вы, что многие наши имена не только исконно русские, но и греческого и римского происхождения.
— Откройте д/материал на стр. 56, найдите № 121 Прочитайте задание. Читаем вслух греческие имена, римские имена. Выделите опасные места, подчеркните большую букву в именах. Что общего в этих именах?
Дома выполните № 122, где вы узнаете о происхождении некоторых женских имен. А желающие узнать больше, могут обратиться в библиотеку, где есть книга «Русские имена» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа
Взаимопроверка
| Послушайте текст, который мы будем писать под диктовку, обратите внимание на опасные места. Наш класс светлый и чистый. Парты моют Лена и Вова. Петя и Таня убрали книги на полку. Цветы полила Катя.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение: Включить новое знание в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
| Устно:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.RF | — Что нового узнали? — Для чего нужны полученные знания? — где можешь применить их?
|
Литература
Канакина В.П. Учусь работать самостоятельно: Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. – М., Новая школа, 1996.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М., Просвещение, 1967.