Урок русского языка 2 класс Р/С «Эльконина-Давыдова»
Тема: «Правописание разделительных Ь и Ъ знаков».
Тип урока: решение частной учебной задачи.
Цель:
Конструирование правила выбора разделительных Ъ и Ь знаков и создание графической модели данного правила.
Задачи:
1. сконструировать совместно с обучающимися правило выбора написания разделительных Ъ и Ь знаков;
2. разработать совместно с обучающимися графическую модель правила выбора написания разделительных Ъ и Ь знаков;
2. упражнять обучающих в применении данного правила на письме;
3. воспитывать у обучающихся инициативность в построении совместных учебных действий;
4. осуществлять профилактику утомления обучающихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями;
5. развивать умение само — и взаимоконтроля, само — и взаимооценки;
6. создать условия для воспитания у обучающихся коммуникативной культуры и умения работать в паре.
Оборудование:
— раздаточный материал;
— мультимедийный проектор;
— интерактивная доска;
— мультимедийная презентация;
— учебник «Русский язык» 2 класс В. В. Репкин, Т. В. Некрасова, Е. В. Восторгова.
Используемые технологии: технология проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи и в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки и символы, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать строить рассуждения, обобщать.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнеров, использовать речь для регуляции своего действия.
Цель | Возможные задания, действия и вопросы учителя
| Действия учеников | Оборудование и материалы | |
УУД | Личностные: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность; Метапредметные (регулятивные): самоконтроль; самооценка; Предметные: предметная готовность к предстоящей деятельности. | |||
Мотивация. Самоопределение к деятельности | -включить детей в деятельность. -организовать самооценку предстоящей деятельности — воспитывать культуру поведения на уроке | 1. Проверка готовности к уроку. — Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. — Оцените свое рабочее место. 2. Создание эмоционального настроя урока. — Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: 1. Не выкрикивать. 2. Быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам. 3. Уважать мнение друг друга. — А теперь, тихонько сели И на экран все посмотрели. Девиз нашего сегодняшнего урока: Не путай нас, Пиши, что надо, Оценка будет вам Наградой! – К чему призывает нас девиз? – Будем стараться? – Все задания, которые вы будете выполнять направлены на развитие вашего внимания, памяти. – Тогда за работу! И начнём мы наш урок по традиции с минутки чистописания. | Проверяют готовность к уроку | Слайд 1
Слайд 2 |
УУД | Личностные: активизация самостоятельности, создание ситуация успеха. Регулятивные: выполнение учебных действий, осуществление самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. Познавательные: классификация по выбранным признакам, группировка объектов. Личностные: мотивация на достижение цели познания. Коммуникативные: контроль действия одноклассников. | |||
Основной этап урока Актуализация знаний
| Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | 1. Минутка чистописания – Назовите буквы на слайде. о в у б а з ь – Найдите «лишнюю» буквы. – Почему? (Не имеет звука) – Нет ли ещё таких букв в русском алфавите? – Для чего они служат? Какую работу выполняют в словах этми оба знака? (Помогают гласному обозначать [й’] в позиции после согласного перед гласным)
Эти знаки – буквы две – Верно служат при письме: Съезд, съедобный, сыновья, Объявление, семья – За примерное служенье. В алфавите каждый знак.
— Сравните написание этих букв. — Какие элементы у них общие, какими отличаются? — Давайте вспомним написание этих букв. — Пропишите строку. — оцените свою работу. — Оцените работу товарища. — Какое умение мы отрабатывали на этом этапе урока? — Для чего нужно уметь правильно писать буквы? — Поставьте шкалу «А» на полях. В течение сегодняшнего урока мы будем стараться писать красиво и аккуратно.
2. Создание ситуации успеха Самостоятельная работа. – Прежде чем изучать новый материал, давайте проверим, а хорошо ли вы усвоили предыдущий. У каждого из вас на столе карточка с заданием. Прочитайте задание. (Раздаточный материал) — Определите по заданию, какие умения мы будем проверять? — Постройте шкалу У2 (умею находить родственные слова), У3 (умею находить проверочное слово), У4 (умею выделять значимые части в слове) 1 вариант — желток, жёлтый, железо — часовщик, часть, час 2 вариант — печка, печать, печник — горе, горный, горевать
Задание на карточке. – Среди данных слов каждой строчки найдите слово «чужак» и зачерните его. – Выберите из оставшейся пары проверочное слово. – Запишите каждую пару слов (проверочное – проверяемое слово). – Выделите значимые части в словах. – А теперь проверьте. — У кого на 1 шкале крестик стоит на самом верху? — Кто допустил ошибки? Где ошибка? — У кого на 2 шкале крестик стоит на самом верху? — Кто допустил ошибки? Где ошибка? — У кого крестик стоит на самом верху на 3 шкале? — кто допустил ошибки? Где? — Кто справился со всем заданием верно, крестик стоит на самом верху на всех 3 шкалах? — Молодцы! Вы — мои консультанты. — Умение определять корень в словах нам сегодня пригодиться на уроке. |
Отвечают на вопросы по слайду, группируют объекты по выделенному признаку
Сравнивают два выбранных объекта, выделяют общие и отличительные признаки. Прописывают. Оценивают свою работу (выбирают лучшую букву). Проводят взаимооценку работы товарища в паре. Строят шкалу «А»
Читают задание о определяют какие умения будут проверять, строят шкалы. Выполняют самостоятельную работу по заданию (время выполнения 5 минут).
Проверяют свою работу и оценивают на шкалах умения. |
Слайд 3
Слайд 4 Интерактивный ролик «Каллиграфия»
Слайд 5 Раздаточный материал – карточка Слайд 6
Слайд 7 |
УУД | Регулятивные: сохранение учебной задачи, осуществление контроля. Познавательные: анализ материала, выделение главного. Коммуникативные: формирование собственного мнения. | |||
Постановка учебной задачи
| Определить тему и цель урока. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.
| –Составьте звуковые модели слов ПЬЮ и СЪЕЛ. – В какой позиции все звуки в данных словах? (Все в сильной позиции) — Молодцы! А теперь запишите каждую звуковую модель буквами. — Почему же слова, которые звучат одинаково мы записали по-разному? ! Вот где возникла проблема. — Давайте посмотрим, что разного в этих словах? — Кто же из нас прав в буквенной записи слов? — Как мы поступаем, когда не можем доказать какую букву писать в слове? — Давайте ниже запишем буквенную модель слова с пропуском данной орфограммы.
П _ Ю С _ ЕЛ
– Какая проблема возникла у нас на уроке в этих словах? (Выбор Ъ или Ь) – Как вы думаете, какую же задачу нам предстоит сегодня решить на уроке? — Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? — Каким умением нам надо овладеть (чему научиться)? – Как же выбрать в каком слове нужно писать разделительный Ъ знак, а где разделительный Ь знак?
– Не чересчур ли ты добряк? – Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. – Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! – Кто б говорил, но ты бы уж помолчал! – Знак мягкий твёрдому на это отвечал. – Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ЯТЬ, Тебя из азбуки изъять!.. – Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, – Услышав этот спор, сказала буква А. – Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте!
| Составляют на доске и в тетрадях звуковые модели Составляю на доске варианты буквенных записей.
Отвечают на поставленные вопросы.
Записывают слова с пропуском орфограммы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Группа детей показывает сценку про буквы. | Запись на доске: [п’й’у] [с’й’э л]
Остаются записи слов (пью — пъю, съел — сьел)
Запись слов с пропуском орфограммы
Слайд 8- тема урока
Слайд 9
|
УУД | Познавательные: работа с информацией в разной форме, поиск необходимой информации, составление графической модели. Регулятивные: осуществление пошагового контроля, различие результат и способ действия. Коммуникативные: обучение владению устной речью, учёт разных мнений, контроль действий партнёра. Личностные: способность к самооценке, ориентирование на понимание причин успеха/неуспеха в учении. | |||
Поиск ответа. Решение частной учебной задачи | Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. | — Давайте посмотрим, что нам об этом скажут сами знаки. – Прочитайте слова на слайде. Вьюга, съёмка, счастье, подъезд. – Что общего в этих словах? (есть Ъ и Ь) – В какой позиции они находятся в словах? (После согласного перед гласным) – Какую работу они выполняют? (Помогают гласным обозначать звук [й’] после согласного перед гласным) – Как поступали мы раньше с этой орфограммой? (Пропускали) — Почему? (Не могли объяснить, когда надо писать Ъ, а когда Ь разделительные знаки) — Найдите в каждом слове корень, подобрав к нему родственные слова. — Обратите внимание, где пишется в слове разделительный Ъ, а где разделительный Ь знаки. – Какой из знаков, ъ или ь, стоит перед корнем, если [й’] в корне первый? (Ъ) – А если [й’] не первый в корне? (Ь) — Давайте узнаем, что по этому поводу думает наш главный помощник Дядюшка Ус.
– А теперь давайте выделим корень словах съел и пью. — Какой из разделительных знаков, Ъ или Ь, нужно писать в слове П_Ю? А в слове С_ЕЛ? — Почему? — А как это правило можно показать в схеме? — Задание для пар. Посоветуйтесь в парах и на листочках, которые у вас на партах, составьте схему, которая бы рассказывала о правиле написания Ъ и Ь разделительных знаков в словах. — Кто готов защитить свою модель. — Какая из представленных моделей более чёткая и рассказывает о правиле правописания разделительных ъ и ь разделительных знаков. — А вот какую схему придумала я к этому правилу. — Что нового для себя мы открыли сегодня на урок? — Какое новое умение мы будем отрабатывать дальше на уроках русского языка? (У5 — умею правильно выбирать правописание Ъ и Ь разделительных знаков в словах) |
Читают слова со слайда и отвечают на поставленные вопросы.
Выделяют корень в словах.
Проверяют предположение по учебнику.
Предполагают постанову букв в словах.
В парах составляют модели-схемы правила. Защита моделей.
Лучшую записывают в СПРАВОЧНИК |
Слайд 10
*
Учебник стр. 102
Слайд 11
СПРАВОЧНИК РЯ
Слайд 12
*
|
Физминутка |
| Руки в стороны, в кулачок. Разожмём и на бочок. Руки вверх, в кулачок. Разожмём и на бочок. На носочки поднимайся 1, 2, 3, 4. Приседай и выпрямляйся 1, 2, 3, 4. Чтобы вырасти быстрей Потянулись посильней. |
|
|
УУД | Познавательные: принятие информации. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: учёт разных мнений, контроль действия партнера. Личностные: формирование способности к самоконтролю и самооценке. | |||
Решение частных практических задач. | Решать типовые задания. Закреплять способ их решения.
| Задание 1 — Прочитайте слова на слайде. Вам необходимо определить, какой из знаков нужно вставить, объяснить орфограмму. Записать слово в соответствующий столбик
Лист_я, об_ехал, в_юга, раз_яснил, солов_и, б_ёт, вороб_и, под_езд.
– Сделайте вывод, когда в словах пишутся разделительные Ъ и Ь знаки? Вывод: Если [й’] первый в корне, то он обозначается Ъ и далее следует гласный Е, Ё, Ю, Я, т. е. те буквы, у которых два звука. Если же [й’] не первый в корне, то надо выбирать Ь. | Распределяют слова в 2 столбика, объясняя орфограммы.
| Слайд 13
* схема
Слайд 14
|
УУД | Регулятивные. Принятие и сохранение учебной задачи, осуществление контроля, внесение коррективы в свои действия. Личностные. Проявление интереса к новому. Коммуникативные. Контроль действия товарищей. | |||
Самостоятельная работа с проверкой | Самостоятельно решать поставленные задачи. Уметь проверить результат работы. Почувствовать себя успешным. | Задание 2 – Прочитайте пословицы. 1. Не за то волка б(ъ, ь)ют ,что сер, а за то, что (о,а)(в,ф)цу с(ъ, ь)ел. (За обиды, причинённые слабому, обидчик поплатится.) 2. Знает ко(ш, ж)ка, ч(ъ, ь)ё мясо с(ъ, ь)ела. (Понимает, что виновата.) 3. Отол(ъ, ь)ются волку овеч(ъ, ь)и слё(з, с)ки. (Наказывают не за внешний вид, а за поступки.)
– Поясните смысл. — Обратите внимание, какие орфограммы встретились нам в словах? — Вам надо будет списать понравившуюся пословицу, вставить пропущенные буквы. — По каким критериям мы можем оценить, что задание мы выполнили верно? — Докажите написание вставленных букв (критерии правильности написания – слабая позиция гласного звука в корне, слабая позиция согласного звука в корне, правописание разделительного ъ и ь знаков)
– Запишите одну из пословиц себе в тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
— Докажите устно, какие буквы вы вставили. — Оцените качество выполнения своей работы по горизонтальной шкале. — Кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! — У кого есть по одной ошибке? В каком слове?
|
Читают пословицы.
Объясняют устно смысл каждой.
Определяют критерии для оценки качества выполнения работы
Записываю выбранную в тетрадь самостоятельно. Устно вставляют пропущенные буквы, доказываю написание.
|
Слайд 15 – текст упражнения
* открывается смысл пословицы
Горизонтальная шкала на доске |
УУД | Личностные. Умение оценивать результат своей работы. Регулятивные. Умение оценивать свои достижения. | |||
Обобщение. Итог урока Оценивание
| Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка собственной деятельности.
| – А теперь подведём итог нашей работы. Какую задачу ставили перед собой? (Узнать, когда писать Ъ, а когда – Ь разделительные знаки) – Нашли ли мы ответ на вопрос? – Когда же пишется разделительный Ъ? Ь? — Кто доволен своей работой на уроке, погладьте по голове. — Кто не очень – погладьте щечки. — Оцените свою работу по шкале «А» (аккуратность) – Спасибо за урок. Урок окончен. | Подводят итог работы за урок. Оценивают свою работу на уроке | Слайд 16 –
|
Домашнее задание |
| стр. 104 упр. 335, правило стр. 102
|
| Слайд 17 Слайд 18 |