МОКУ «Петелинская ООШ для детей, находящихся на длительном лечении в ГУЗ ТОПТД №1»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ во 2 классе
ТЕМА «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ»
АВТОР: учитель начальных классов
Кувшинова Валентина Николаевна
Г. Тула
2014-2015 г
Правописание слов с парным согласным на конце | ||||
Тип урока | Повторение пройденного | |||
Педагогические Цели: | Уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слова; развитие умения подбирать проверочные слова и писать слова с парным согласным на конце; воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, потребности в здоровом образе жизни | |||
Задачи урока: | Обучающая: научить видеть орфограмму в словах с парным согласным в конце слов, подбирать проверочные слова, графически обозначать изучаемую орфограмму. Развивающая: выполнять упражнение с целью развития умения слышать звучащее слово; развивать познавательный интерес, устную и письменную речь;
| |||
Планируемые результаты: | Предме Предметные: — умение выражать собственное мнение, обосновывать его;
— характеризовать звуки русского языка согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие/глухие, применять правила правописания. — различать звонкие и глухие согласные звуки, находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом. Метапредметные: — развивать внимание, мышление, речь; — уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие; — уметь контролировать и корректировать свою работу. Личностные: — познавательный интерес к наблюдениям за словом; — удовлетворение от осознания своих достижений. Регулятивные: — осознавать и принимать учебную задачу; планировать и выполнять действия для ее решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности, самостоятельно ставят и формулируют проблемы. Познавательные: — выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные орфограммы. Коммуникативные: — участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
| |||
Организационная структура урока: | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Е УУД, формируемые на данном этапе | |
1 | 2 | 33 3 | 4 | |
1.Организа-ционнный момент | — Прозвенел звонок веселый, Собирая деток в школу, Будем мы читать, писать, чтобы все на свете знать. — Ребята, каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? — А какими должны быть вы во время урока?
| — Приготовим книжки, ручки,
— Интересным, полезным, увлекательным, познавательным.
— Активными, внимательными, думающими, вежливыми! | Регулятивные: умеют организовывать свое рабочее место.
Личностные: проявляют интерес к процессу познания, положительно относятся к учению. | |
2.Актуали-зация опорных знаний | — Откройте тетради, запишите число и название работы. СЛАЙД 1. Слова: СУГРОБ, СТОРОЖ, СНЕГ, САПОГ, СЛЕД, СВЕТ. — Посмотрите внимательно на эти слова! Как вы думаете, что у них общего? Какая орфограмма объединяет эти слова? Вспомните, как мы будем проверять данную орфограмму?
— Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму.
| Пишут дату и «Классная работа»
— Они начинаются на букву «С». — Эти слова объединяет общая орфограмма: правописание парного согласного на конце слова — Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук или звонкий согласный!
Записывают слова в тетрадь.
| Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства. | |
3. Постанов-ка учебной задачи.
Словарная работа | — Итак, давайте вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!
— Отгадайте загадку: сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем! И по слякотной дороге не промокнут наши ноги. СЛАЙД 2. — Давайте послушаем, откуда произошло это название.
| — Тема нашего сегодняшнего урока «Повторение правописания парного согласного на конце слова» — Это сапоги!
— Вот, что говорится в толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля. Сапог- существительное мужского рода, чобот – южная высокая обувь из передков, задников и голенища с подошвой. — Существительное сапог имеет переносное значение. Сапог – человек неловкий, неумелый в работе. Про такого человека говорят: «Ну, и сапог! «Не мог такого простого дела сделать!» | Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного; работают по плану; сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Познавательные: используют сравнения для установления общих и специфических свойств объектов, высказывают суждения по результатам сравнения, делают выводы на основе обобщения знаний, определяют последовательность действий для решения предметной задачи.
| |
4. Запись однокорен-ных слов | — Посмотрите, как правильно пишется слово САПОГ на стр. 27.Запишите это слово, подчеркните орфограммы.
— Подберите проверочное слово! Какие однокоренные слова можно подобрать к слову САПОГ? | Записывают в тетрадь: САПОГ. — В слове сапог две орфограммы: безударный непроверяемый гласный в корне слова и парный согласный на конце слова. — Проверочное слово САПОГИ. — Однокоренные слова: сапожки, сапожник, сапожок, сапожный. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осуществляют анализ слов, используют алгоритм порядка действий при работе в тетради.
| |
5.Звуко- буквенный анализ слова | — Давайте выполним звукобуквенный анализ слова сапог. | Записывают в тетради: са- пог [сапок]. В слове два слога, пять букв, пять звуков. | Регулятивные: сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки.
Познавательные: умеют выделять необходимую информацию. | |
Запись слов под диктовку | — А теперь мы проверим, как вы усвоили полученные знания! Запишем небольшой текст под диктовку.
| Пишут с комментированием. Утром был сильный мороз. К обеду выпал первый снег. На деревьях пушистый наряд. У порога сидит наш кот. Он смотрит на большой сугроб. Ребята бегут на пруд.
| Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований. | |
6. Физкультминутка | — Ребята, а в какие игры вы играете зимой? СЛАЙД 3. — А сейчас мы будем «одевать» нашего снеговика. Девочки называют и показывают на себе добрые, ласковые слова, называющие то, что есть у снеговика, но с парным согласным. — А теперь мальчики назовут то, что они наденут на нашего друга, чтобы он не замерз, тоже с парным согласным. — Молодцы! Снеговик одет и теперь он не замерзнет в сильный мороз! | Называют игры.
— Глазки, губки, зубки, бровки, ушки, ножки, ручки.
— Шубка, шапка, шарф, сапожки, варежки | Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи; обосновывают высказанное суждение. Личностные: проявляют интерес к способам решения новой частной задачи; положительно относятся к учению | |
7.Закреп-ление пройден-ного материала. Задания по группам | — Давайте расскажем нашему другу снеговику, как нужно проверить написание парного согласного в конце слова. — Молодцы! -Выполним упражнение 45 на стр. 27 по группам: первая группа выписывает слова с парными Б-П, В-Ф, Г-К. Вторая группа: Д-Т, Ж-Ш, З-С | Вспоминают правило.
Выполняют упражнение самостоятельно, выделяя изученную орфограмму | Регулятивные: определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные: находят необходимую информацию в учебнике. | |
Коллектив-ная проверка | -Прочитайте записанные слова, не забывайте называть проверочное слово! — Молодцы! С заданием справились! | Читают, обозначая изученную орфограмму | Регулятивные: оценивают выполненные действия. Коммуникативные: оформляют свою речь в письменной форме. | |
Диктант с подготовкой | — А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, а отгадки запишем в тетрадь. Будьте внимательны! 1. С глухим мы девочку зовем. Со звонким – все бело кругом (Сима — зима) 2. Со звонким я – цветов царица. С глухим — лишь капелька водицы (Роза- роса) 3. С глухим – весною из меня листочки вырастают, со звонким – солят все во мне иль воду наливают (Почка – бочка) 4. Со звонким – много времени пройдет. С глухим он ест мышей и песенки поет (Год- кот) 5. С глухим шипящим – круглый он, как мяч. Со звонким – как огонь горяч (Шар- жар) 6. С глухим – траву она срезает. Со звонким – листья объедает (Коса- коза) 7.С глухим- зерном я наливаюсь в поле. Со звоним – петь умею на просторе (Колос- голос) | Находят в словах изучаемую орфограмму, объясняют написание слов. Пишут слова под диктовку. Подчеркивают все известные орфограммы. Проводят взаимопроверку. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические нормы произношения | |
8.Итог урока | — Мы заканчиваем нашу работу. Вспомним, а выполнили мы поставленную в начале урока задачу? — Предлагаю выполнить задания теста: СЛАЙД 1. Обведи парные согласные: б, р, с, х, д, ф 2.Обведи проверочное слово к слову «дуб»: Дубок, дубки, дубовый 3.Поставь, где нужно букву «т»: Тор… , са… , кана… .
| — Да, мы выполнили поставленную задачу! Мы повторили правописание парных согласных на конце слова. Подбирали однокоренные слова. Подбирали проверочные слова. 1. б, с, д, ф.
2.Дубок, дубовый
3.Торт, канат | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию), пробуют предлагать способ его проверки. Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение. Личностные: обнаруживают настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности | |
9.Домашнее задание | Задание по выбору:
| Записывают задание. Формулируют задачу |
| |
10. Рефлексия деятель-ности | — Ребята, вам понравился урок? — Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую — те, которые получили на уроке. Соедините их и скажите друг другу «спасибо». | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: обращаются к способу действия; оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; аргументируют свою точку зрения. Личностные: осознают значимость чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |