Конспект урока русского языка по теме «Разделительный твёрдый знак» во 2 классе
учителя начальных классов первой квалификационной категории
МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области»
Пискун Натальи Александровны.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС» на базе МОУ «Гимназия»
Русский язык, 2 класс. Тема: Правописание слов с разделительным «ъ».
Цель:
развитие умений определять на слух звук [й’] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным «ъ» и различать написания с разделительным «ъ» и разделительным «ь».
Задачи:
─ развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
─воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые результаты:
предметные:
ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь» разделительных знаков по алгоритму.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
─проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
─понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
─определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
─учится работать по предложенному учителем плану,
─оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
─использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,
─делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
─составляет алгоритм действий под руководством учителя,
─наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
─слушает и понимает речь других,
─договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Педагогические технологии:
─проблемно-диалогическое обучение;
─деятельностно-поисковое обучение;
─здоровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 2 класс, Л.Ю Комиссарова; тетрадь по чистописанию 2 класс, М.А.Яковлева; рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса, Н.А.Исаева; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.
Технологическая карта урока русского языка « Разделительный ъ»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
|
Приветствует гостей. Мы рады приветствовать вас в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше. но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень тепло!
Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу.
Вновь звонок нас всех зовёт. Что ж, друзья мои, вперёд! Пенал, учебник и тетрадь Вас устали ожидать И рады встрече с вами снова… А вы к открытиям готовы?
|
Подготовка к работе.
Включение в деловой ритм. |
Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2.Актуализация знаний.
| ─Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату) ─Какую запись должны сделать дальше? («Классная работа»).
Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.
─Прочитайте слово, записанное в транскрипции. ─Какое значение у слова «подъезд»?
─Чем оно интересно?
─О чём говорит нам звук [ й’] в середине слова? ─Запишите это слово буквами.
─Какое возникло затруднение? (Не знаем, какую букву написать вместо звука [й’] в середине слова.
─Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем?
─Как вы думаете, какая тема нашего урока? | Комментируют запись числа.
Проговаривают и подчеркивают орфограммы.
Называют слово и объясняют значение.
Наблюдают за звуками в слове, делают выводы.
Пробуют записать слово, встречаются с разногласием, какую букву писать вместо звука [й’].
Возникает проблемная ситуация.
Предлагают разные варианты написания слова. ─Не знаем, в каких случаях пишется разделительный «ъ».
Определяют тему урока. |
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.
Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.
Действия постановки и решения проблем: — формулирование проблемы.
|
3.Постановка учебной проблемы.
|
Организует работу в парах. ─Давайте заполним таблицу. Выполните её в парах. ─Отметьте то, что вы уже знаете знаком «+», а то, что мы ещё не изучали, знаком «?».
─Итак, что вы уже знаете?
─А что же вы хотите узнать? Составьте план урока.
─Итак, тема урока ясна: «Разделительный «ъ». Запишите тему в тетрадь.
|
Работают в парах. Отмечают знаком «+», что уже знают и знаком «?», что хотят узнать.
─Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. В этих словах слышится звук [й’].
─Когда пишется разделительный «ъ», после каких букв и перед какими буквами, в какой части слова.
Ещё раз читают пункты плана.
Записывают в тетради тему урока. |
Коммуникативные УУД: развиваем умение работать в парах.
Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
|
4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.
|
Организует работу в тетради по чистописанию (стр.50 урок 118). ─Предлагаю потренироваться писать соединения с «ъ», ведь нам сегодня встретятся слова с ним. Каждое соединение записать один раз.
Организует коммуникативное воздействие для построения нового способа действия.
─Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? ─У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
1. Прочитать слова. 2. Обратить внимание на выделенные буквы. 3. Посмотреть, где стоит разделительный «ъ». 4. Сформулировать правило написания разделительного «ъ»..
─Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? ─Сколько правил у нас получится?
Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.
─Слушаем результаты работы групп. ─На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
|
Пишут соединения с «ъ».
Исследуют проблемную ситуацию.
Внимательно слушают задания.
Делятся на группы.
Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, слушают других.
|
Коммуникативные УУД: развиваем умение работать в группах.
Познавательные УУД: Логические универсальные действия — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство;
Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. |
5.Открытие новых знаний.
| 1. Задание для первой группы — определение местоположения в слове «ъ». На карточке записаны слова в двух столбиках. Нужно в словах каждого столбика выделить корни. Понаблюдать, в какой части слова пишется разделительный «ь», а где разделительный «ъ». Сделать выводы.
─Назовите корни слов в первом столбике. ─Какой разделительный знак записан в корне? ─Назовите корни слов во втором столбике. ─Что вы можете сказать об этих словах? ─С помощью чего образовались эти однокоренные слова? ─Какой разделительный знак записан между корнем и приставкой? ─Сделайте вывод, после какой части слова пишется разделительный «ъ».
─Заполним соответствующую строчку в таблице (в парах).
Проводит физминутку. ─Вспомним, какие бывают приставки!
С ПРИ — приставкою – присесть,
|
Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах. Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.
Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок и перед корнем. Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
Выполняют движения по заданию в стихотворении. |
Познавательные УУД: Логические универсальные действия — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство;
Познавательные УУД: Логические универсальные действия — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство;
|
2. Задание для второй группы — определение букв, после которых пишется разделительный «ъ». На карточке записаны слова. Подумайте, чем они интересны? Выделите в словах приставки. Понаблюдайте, после каких букв написан разделительный «ъ». Сделайте вывод об этом.
─Что общего у этих слов? (Корень).как их можно назвать? (Однокоренные). ─Почему слова разделены на две группы? (В одной не пишется «ъ», в другой группе слов он есть. ─Сделайте вывод, на какую букву должна заканчиваться приставка, чтобы после неё писался «ъ».
─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.
|
Выделяют в словах корни, наблюдают за местом «ъ» в словах. Замечают, что во втором столбике однокоренные слова с разными приставками.
Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
Делают вывод, что разделительный «ъ» пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
| ||
3. Задание для третьей группы — определение букв, перед которыми пишется разделительный «ъ». На карточке записаны слова. В них нужно выделить приставки и понаблюдать, перед какими буквами написан разделительный «ъ». Сделать вывод об этом.
─Произнесите данные слова. Ч─то вы заметили общего в них? (Есть звук [ й’].) ─За какими буквами он «скрывается»? (За буквами е, ё, ю, я.) Сделайте вывод: для чего нужен разделительный «ъ»?
─Заполните знаком «+» в нашей таблице то, что вы узнали.
| Выделяют в словах приставки, наблюдают, перед какими буквами написан «ъ».
Делают вывод о том, что разделительный «ъ» пишется перед гласными е, ё, ю, я , с которых начинается корень.
Озвучивают всем задание и результаты наблюдений.
─Отделяет буквы согласных от букв гласных и является сигналом для произношения звука [ й’] после согласного.
Заполняют знаком «+» нужную ячейку в таблице.
| ||
6.Развитие применения умений.
| ─Сколько правил мы открыли? ─Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями.
─Сравним наши правила с правилами учебника (стр.122). ─Всё ли мы сделали правильно?
| Повторяют правила написания разделительного «ъ».
Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике. | Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата). |
7. Закрепление способа действий. | 1. Фиксирует новое учебное действие во внешней речи. ─Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? ─Как вы теперь напишите это слово?
2. Выясняет понимание задания.
Выполните упражнение 208, стр.122 в учебнике. Упражнение в дидактическом пособии по вариантам: 1-ый вариант: 1 и 2 предложения из упр.201 в пособии; 2-ой вариант: 3 и 4 предложения.
3. Организует индивидуальную работу с сильными учащимися. ─На карточках записаны слова с ошибками. Нужно исправить, доказать.
|
Вспоминают затруднение, возникшее в начале урока.
Рассказывают правила, применяют к слову «подъезд». Выбирают для написания в слове «ъ».
Выполняют упражнение письменно в тетради, один ученик работает у доски, объясняет выбор букв.
Работают по индивидуальным карточкам. |
Познавательные УУД: развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.
|
8.Рефлексия деятельности.
| Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:
Знак твёрдый, разделительный, Он – строгий, рассудительный. Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Хотя и очень скромный сам. С приставкой на согласную Он дружит с давних пор, И перед ним лишь гласные Стоят, как на подбор. Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
Организует просмотр видео (стих.о Ъ)
Организует рефлексию.
─Какое открытие мы сегодня сделали? ──Вставьте в правила пропущенные слова.
──Для чего нам понадобились эти правила?
─Как нам удалось открыть правила? ─Как вы думаете, нужно ли нам к этой теме ещё вернуться? Для чего? ─На следующем уроке мы закрепим умения писать слова с разделительным «ъ». ─Оцените себя с помощью таблицы.
Выставляет отметки. ─Кому бы вы сегодня поставили пять за работу на уроке? ─Почему?
| Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.
Отвечают, приводят примеры из упражнений.
Выполняют самооценку по таблице.
─Не смогли выбрать знак и записать слово.
─Мы работали в группах, выполняли задание.
Дают словесную оценку и цветовую.
Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя. |
Регулятивные УУД: развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция. |
9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.
|
Дома по выбору:
|
Записывают задания по выбору в дневник. |
Личностные УУД: исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор. |