Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями

жи, ши, ча, ща, чу, щу»

Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: Здравствуйте!!!

Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. О красоте и уникальности которого лучше всего говорит высказывание известного нам писателя, чьи произведения мы неоднократно читали К.Г.Паустовского.

2. Актуализация знаний

Русский язык— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. С русским языком можно творить чудеса! К. Г. Паустовский

-С этими словами трудно спорить. Поэтому надеюсь, что у вас ребята замечательное настроение, достаточный багаж знаний и огромное желание узнать много нового о своём родном языке. Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски. Русский язык это прежде всего слово, с помощью которого мы понимаем друг друга, передаём свои мысли и чувства.

3.Чистописание.

-Из чего состоит слово?

— Какие бывают буквы?

-Какие бывают звуки?

-Найдите в высказывании К.Г.Паустовского буквы которые обозначают шипяще звуки. (ч ш)

-Какие ещё буквы обозначают шипящие звуки?(ж щ)

чшжщ шжщч жщчш щчжш

— Понаблюдаем за изменением последовательности при написании букв. Какая последовательность букв будет следующей? Напишем, ещё три раза не нарушая её, соблюдая правильное соединение. Каллиграфия – это музыка, только обращена не к слуху, а к глазу. Следите за посадкой.

4.Постановка цели. Тема урока.

-Каллиграфия это искусство изображения слова .С опорой на транскрипцию давайте определим какое слово записано. Сделаем звукобуквенный разбор.

,эжык]

Ёжик – 2 слога,4 б.,5 зв.

-Почему произношение и написание не совпадает?

— Какие орфограммы в этом слове?

-С какими ещё буквосочетаниями мы знакомы?

-Почему правописание этих буквосочетаний является орфограммой? (произношение не совпадает с написанием)

-Почему же пишется жи –ши с буквой и, ча –ща с буквой а, чу – щу с буквой у?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

— Это новая для нас тема?

-Предположите чем мы будем заниматься на уроке?

-Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять… правило написания этих сочетаний

Будем учиться… писать эти буквосочетания без ошибок.

-Какие умения помогу нам достичь поставленной цели?(видеть буквосочетания в словах, )применять правила на письме,знать характеристику звуков)

5. Работа над темой урока.

Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово.

— Составьте предложение о ёжике.

В чаще леса жил колючий ёжик.

-Найдём основу и обозначим орфограммы. Дайте характеристику предложению.

— Давайте придумаем слова-родственники к слову ёжик.

Ёжик ёж ежиха ежата ежовый съёжился

— Какое значение слова ежовый?

-А съёжился?

Держать в ежовых рукавицах – воспитывать в строгости, не позволять вольностей. (фразеологизм)

Съёжился – сжался всем телом в комок от холода или страха. (переносное значение)

-Что вы знаете о ежах?

Рассказ про ёжика. (фигурка ёжика)

6.Словарная работа.

-Из рассказа мы узнали много интересного об этом животном. На нашей планете обитает большое количество удивительных животных.

-Назовите животных, которые изображены на этих картинках.

Сорока, ворона, воробей, щуки, моржи, чайки.

-На какие 2 группы можно разделить слова с учётом орфограмм?

(словарные слова и слова с буквосочетаниями).

-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.

— В чём сходство этих орфограмм?

— А если забыли написание слова, что делать? (словари)

7. Закрепление .

-У каждого слова есть лексическое значение, но русский язык — он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков и их контрастностью.

Как называются слова близкие по смыслу, но различные по написанию?

Подберите синонимы:

Ароматный чай – душистый чай

Просторные улицы –широкие улицы

Красивые цветы – чудесные цветы

Огромные лужи – большие лужи

-Как называются слова противоположные по смыслу?

Подбери антонимы:

узкий- широкий

свои – чужие

провожает – встречает

редко – часто

Вывод: какая орфограмма в этих словах?

8.Физультминутка

Дидактическая игра

Один ряд по слова с буквосочетаниями жи – ши, другой с ча – ща, третий чу – щу.

Лыжи,чулок,галчата,мыши,роща,щука,чудо,чаща,жизнь,чашка, пища,ищу,груши,ужин,ищу,задача,тащу,машина,щавель,бежит, кричат,выращу,шалаши,прощай,часто,чулан, тишина, отпущу,обещаю.

9.Слова обязывают к делам

— Хочу предложить вам дело по данной теме. Предоставляю возможность выбора уровня сложности с учётом уровня усвоения изученного материала.

Задание № 1. Запишите слова, вставляя пропущенные сочетания.

Встре…, пу…нка, …чело, уго…ть, бе…т, гру…, ко…н, кув…н.

Задание № 2. Запишите слова, раскрывая скобки.

Решить (задача); позвонить (врач); проворные (стриж); душистые (ландыш); я (молчать).

Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные сочетания.

В конце предложений поставьте точку.

Малы… ходили в ро… там озеро у берега ка…лись камы… над водой летели … йки и стри … .

Проверка. Вывод:

11.Работа в группах. Слова нужно не только слушать, но и

слышать. В этом нам помогает общение. Предлагаю выполнить следующее задание в группах. Где нужно уметь слышать мнение другого человека.

12.Работа в парах.

Мы работаем над тем, чтобы писать на нашем родном языке без ошибок. Не бойтесь ошибаться. Закроешь, дверь перед ошибкой и истина не сможет к тебе войти .Главное это желание эти ошибки исправлять и больше не допускать.

Найди ошибки

Был чюдесный осенний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.

-Какое правило помогло выполнить это задание?

13.Рефлексия.

-Хорошо вы ребята поработали.

-Над какой темой мы трудились?

-Кто помог нам определить тему урока? (ёжик)

-Давайте подведем итог нашего урока.

-Выполнили всё то что хотели?

— Что больше всего запомнилось и понравилось вам на уроке?

-В чём у вас было затруднение?

14.Оценивание.

15.Домашнее задание.

Придумайте свой рассказ, чтобы почти в каждом предложении были слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Спасибо за урок!

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

К.Г.Паустовский.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here