Конспект урока по русскому языку учителя начальных классов Николаевой Н.С.
Тема: Прямое и переносное значение слова.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
М/к: правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.
6ЛР: различать однозначные и многозначные слова, сопоставлять прямое и переносное значения слова (метафору), устанавливать основания для переноса наименований (сходство признаков).
3ЛР: наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной речи.
Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
|
II. Языковая разминка. | 1. Словарный творческий диктант – По лексическому значению определите слова и запишите их: 1) водитель машины (шофёр); 2) плод дуба (жёлудь); 3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон); – Какие способы толкования значений слов были вам представлены? (Описательный.) – Есть ли какието ещё значения у записанных вами слов? 2. Работа с орфографическим словарём (слово вестибюль). – Что обозначает слово вестибюль? (Предположения учеников.) – Сравним ваши ответы со словарём. Какой словарь вам поможет в этом? (Толковый.) Один из учеников ищет слово в толковом словаре и приводит его толкование. – Запишите слово вестибюль в тетрадях. Подчеркните орфограммы. – Какие буквы вы подчеркнули? – Придумайте какуюнибудь ассоциацию, чтобы легче запомнить это слово. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словаря. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово в образ, ассоциацию). |
III. Введение в тему урока с последующей формулировкой проблемы. | Организация наблюдения. Диктант. К вечеру голубизна неба опять пала на снега, померкло белое сияние. И березы тянулись, как руки снега. И стволы их у начала сливались с осевшими сугробами. Небо, уронив голубизну на снега, стало легче, невесомее, прозрачней. (Г.Николаева) — Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Постановка проблемы. Возможно использование презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur19) или традиционная работа по учебнику. 1. Мотивирующий приём. – Послушайте стихотворение В. Остена «Дорога». Дорога. Подумайте только, как много Значений у слова дорога. Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом, И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне… Подумайте только, как много Значений у слова дорога. – О скольких словах в нём говорится? – А сколько лексических значений имеет слово дорога? – Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова.) 2. Обращение к теоретическому материалу §59. Составление плана. 1) Упр. 336. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Вычитывать разные виды информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную). 2. Извлекать информацию из словарной статьи. 3. Производить анализ и синтез. |
IV. Открытие нового знания. | 1. Упр. 335 – анализ многозначных слов и установление связи (сходства) между значениями этих слов. Работа в группах (учитель предлагает работу в группах над значениями многозначных слов по своему усмотрению). Методическая рекомендация. Учителю важно показать, что прямое значение – это значение слова, которое возникает первым в нашем сознании без сочетания с другими словами (например, бежит – мы думаем о человеке, тяжёлый – о весе и т.д.), для выявления переносного значения нужен контекст, к словам в переносном значении можно подобрать синонимы. – Сформулируйте определение прямого и переносного значения слова. – Есть ли какаято связь между многозначным словом и прямым и переносным значением? – Попробуйте представить её в виде схемы 2. – Что нового о значениях слов вы узнали? – Метафора – это прямое или переносное значение слова? – Уточните тему урока. (Прямое и переносное значение слова.) – Запишите ключевые слова урока. (Многозначные слова, прямое, переносное значение, метафора.) | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме. 2. Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным). 3. Перерабатывать, систематизировать информацию, предъявлять её в разных формах. 4. Сравнивать, обобщать, делать выводы. 5. Строить рассуждения. |
VI. Подведение итогов. | – Прочитайте ключевые слова урока и сравните их с теми, которые вы назвали на уроке. Есть ли какието различия? – Найдите «третье лишнее»: а) полотно, поля, вестибюль; б) золотое кольцо, тяжёлый характер,железный гвоздь. – Почему эти слова лишние? – Как бы вы могли оценить свою работу на уроке? – В чём были сложности? – Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи, поставленные на уроке? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | 1. Словарные слова (вестибюль, метафора) записать в словарик. 2. Представить определения по изученной теме в виде схем, уметь рассказать о них по схемам. 3. Упр. 337, § 59. |
|