Урок-суд по русскому языку во 2 классе
Тема: Безударная гласная в корне слова
Цель: расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова; развивать логическое мышление и связную речь;
Оборудование: сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, костюмы для прокурора, судьи, адвоката, наголовники с изображением птиц: сорока, ворона, дятел, воробей, снегирь, синица; карточки со словами: к_зленок, св_нья, л_шадка.
Ход урока
Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок-суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. Посмотрите на доску: 0,5
LБLеLзLуLдLаLрLнLыLе LгLлLаLсLнLыLе
Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы вы увидели в соединениях?
Прочитайте и запишите спрятанные здесь слова. 2,5
(безударные гласные)
— Кто может назвать тему нашего необычного урока?
(Безударная гласная в корне слова)
Учитель: Прошу всех встать! Суд идет! Объявляю состав суда:
Судья – учитель,
Адвокат – «сильный» ученик,
Прокурор – «сильный» ученик
Подсудимые — «сильные» ученики.
Прокурор: Сколько можно говорить о безударных гласных?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут! 2
Адвокат: А я считаю, что проверять безударные гласные надо! Иначе все будем безграмотными.
Судья-учитель: Прошу подойти сюда свидетелей ( вызвать шесть учеников). На книге законов («Русский язык») поклянитесь говорить правду и только правду.
Свидетели: Клянемся!
Судья – учитель: Прошу получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задания и сдать суду.
Задания для документов
-
вставь пропущенные буквы:
м_роз, д_рога, д_ревья, б_рёза.
-
Вставь буквы, подбери проверочные слова:
Стр_на, хол_д, м_рской, ст_на, м_чи.
Птицы: Хотим сделать заявление! Мы страдаем больше всех, наши названия постоянно пишут неправильно. 5
Судья-учитель: Сейчас разберемся. Скажите, ребята, как называются эти птицы?
Ученики: сорока, ворона, дятел, воробей, снегирь, синица.
Судья-учитель: Вот видите, ребята вас назвали правильно.
Птицы: Но пишут наши названия совсем по-другому.
Судья-учитель: Скажите тогда по слогам, как правильно писать ваши названия?
Птицы: со-ро-ка, во-ро-на, дя-тел, во-ро-бей, сне-гирь, си-ни-ца.
Судья-учитель: Попрошу всех сесть и записать названия птиц по памяти, а я посмотрю, все ли запомнили правильно? (проверка работы). 3
Прокурор: Это еще ничего не значит. Некоторые слова можно было проверить.
Судья-учитель: В каких словах безударный гласный можно было проверить? 1
(синица – синий, снегирь – снег.) а что нужно делать с остальными словами? (запомнить)
Адвокат: А вот еще доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. Об этом говорят сданные мне документы. (Читает фамилии и отметки). 3
Прокурор: Не верю! Предлагаю выполнить следующее задание. Отгадайте загадки:
Пятак есть,
А ничего не купит. 3
(выставляется игрушка свинка и слово, написанное на карточке: св_нья.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
(выставляется игрушка коза и слово, написанное на карточке: к_за.)
Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться
Только можно покачаться.
(выставляется игрушка лошадка и слово, написанное на карточке: л_шадка.)
Физминутка жук на ромашке
Судья-учитель: Задание: написать слово, вставив безударную гласную, после черточки написать проверочное слово. Каким правилом надо пользоваться, выполняя это задание? 4
Ученики: Гласная в безударном слоге пишется та же, что и в ударном. (Проверка: показ карточек с безударными гласными, которые вставили в слова.)
Судья-учитель: Теперь послушаем подсудимых – безударные гласные.
Подсудимые: Безударный – хитрый гласный, 3
Слышим мы его прекрасно!
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Судья-учитель: Следующее задание. Запишите под диктовку слова, докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет следствию.
Боль, болит, болеет.
Свет, светло, светлеет. 7
Тёмный, темнота, темнеет.
— Как называются слова, имеющие одинаковое значение? (однокоренные).
— Почему? Выделите корень!
Прокурор: А я прошу усложнить задание и провести следственный эксперимент.
На доске слова: ст_лы, шк_фы, ш_ры, м_сты, тр_ва.
Задание: 1 вариант. Выписать слова с безударной гласной А. 4
2 вариант. Выписать слова с безударной гласной О.
— Теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте задание у своего соседа и поручитесь, что оно выполнено правильно.
Адвокат: Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные. Давайте поиграем в игру «Не ошибись». Я называю вам слово, а вы показываете карточку с безударной гласной и проверяете ее:
Село, гнездо, сосна – 5
Одна из гласных не ясна.
Зима, вода, беда –
Пиши их правильно всегда.
Судья-учитель: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: безударные гласные оправдать и постоянно их проверять.
Скажем вместе правило: Если буква гласная 1,5
Вызвала сомнение,
То немедленно ее
Ставь под ударение!
Итак, ребята, выполняя сегодня задания, мы еще раз убедились в том, что в ударных и безударных слогах однокоренных слов пишутся одинаковые гласные буквы.
Благодарю всех участников игры за помощь в проведении урока.