Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Развитие умения подбирать слова – названия признаков.

Цель: Научить находить слова – названия признаков в тексте.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста;

  • обогащать словарный запас на основе работы со словарными названиями признаков.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства прекрасного, красоты, выразительности речи;

  • воспитывать стремления к совершенствованию собственной речи.

  • воспитание интереса к предмету.

Ресурсы:

  • учебник (ОС «Школа 2100»), Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник, 2 кл. – М.: Баласс, 2012.

  • раздаточный материал: карточки к игре «Напутали»,

  • набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка,

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная доска;

  • электронная презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч»,

  • пульты для выполнения теста.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Актуализация знаний

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Слово учителя:

— Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите: «На уроке мы будем внимательными, добрыми, дружными, умелыми, смелыми». Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места. Л1.

Познавательные УУД

П1.Формировать умения ориентироваться в учебнике.

П2.Формировать умения находить ответы на вопросы в тексте или задании.

П3. Формировать умения делать выводы в результате совместной работы.

2.

Актуализация на основе проверки домашнего задания.

  1. Минутка чистописания.

— Откройте тетради, положите их перед собой под наклоном, запишите число, классная работа. Давайте вспомним написание заглавной и строчной букв Ч ч.

Внимание, на экран.(Презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч») 5 мин. П1.

А, теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам нужно было составить из слов предложения. Давайте выполним похожее задание. П1.

Перед вами на доске набор слов, попробуйте составить предложения и запишите их в тетрадь. К3, Р2

1)солнышко пригрело ласковое

2)побежали весело ручейки шумные

3)проталинки появились чёрные

Ответ учащихся:

  1. Пригрело ласковое солнышко.

  2. Весело побежали шумные ручейки.

  3. Появились чёрные проталинки.

Учитель.

— Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

Почему? К2.

Учащиеся.

1-я группа: да, это можно назвать текстом, т.к. здесь говорится о весне.

2-я группа: нет, это не текст т.к. не раскрыт полный смысл.

Коммуникативные УУД

К1.Формируем умение слушать и понимать других.

К2. Формируем умение договариваться, находить общее решение.

К3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.

Мотивирующее введение в урок.

Учитель.

  1. Игра «Напутали».

Старший брат на отдельных листах написал слова-названия предметов и слова – названия признаков. Подошёл к столу маленький Игорь и спутал все слова. Вы видите эти слова на своих листочках. (Работа в парах). Соедините слова в пары: русский, ученик, правило, грамотный, грамматическое, язык.

-Запишите пары слов в тетрадь. Покажите связь графически.

Учащиеся.

Русский язык, грамотный ученик, грамматическое правило.

Учитель.

2. Игра «Кто внимательнее?»

Я читаю слова-признаки. Вы выбираете те, что относятся к слову мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое, клубничное, вкусное, жаркое…) П2

Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

Учащиеся.

Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу.

Учитель

Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова-названия признаков.

Учащиеся.

Сладкое, ароматное, любимое…

Учитель

Поставьте к ним вопрос. П3

Учащиеся.

Мороженое какое?

Учитель.

Сформулируйте цель урока.

Учащиеся.

Будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы. Р1.

Регулятивные УУД

Р1.Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Р2.Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Р3. Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения,

проговаривать последовательность действий на уроке.

4. Физкультминутка.

Учитель.

-Давайте отдохнём и немного поиграем (все встали). Если я называю слово, которое обозначает предмет – вы приседаете. Если слово, которое обозначает признак предмета – вы хлопаете. К1

(слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный) Молодцы, садитесь за парты.

Личностные УУД

Л1.Формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Л2. Формирование умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Л 3. Формирование умения обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (знаки препинания).

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

5.Речевая разминка

Учитель.

«Мозговой штурм”.

Работа в группах по 4 ученика. На листочках у вас записаны слова. Дополните каждое слово словом предметом и словом признаком так, чтобы получилось предложение. Работай по образцу: слово: мурлычет. Предложение: Пушистый кот мурлычет. Л1

Произнеси звуки этих животных. К3

  • Мычит

  • Жужжит

  • Каркает

6.

Развитие речевых и правописных умений.

Работа с учебником. Упражнение 77. Задания к тексту.

Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст?

— Как « раскрасить» текст? П1

— Рассмотрите рисунок. Вместо точек вставьте подходящие слова. ( На доске: маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный).

— Как можно озаглавить текст?

— смогли ли мы с помощью слов – признаков показать своё отношение к щенку? Как? Р2

— Запишите текст полностью. К3

7.Аутогенная тренировка.

— Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать.

Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…

Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал.

Открываем глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать! Л1

8. Система контроля и мониторинга качества знаний PRO CLASS.Тест

Самопроверка.

Ну, а сейчас проверим ваши знания о словах признаках. Внимание на экран: перед вами будут появляться вопросы, а вы выбирайте на пульте нужный правильный ответ и нажимайте на него. Затем мы посмотрим результаты. П1

Тест:

1.Мама купила мне футбольный мяч. Вопрос какой? Можно задать от слова

А) мама

Б) купила

В) футбольный

Г) мяч

2. У кролика, как у белки, острые зубы. Вопрос какие? Можно задать к слову

А) зубы

Б) острые

В) кролика

Г) белки

3. К схеме (какие?) (кто?) подходит сочетание

А) весёлые картинки

Б) забавный Карлсон

В) верные друзья

Г) смешные истории

4. Найди «лишнее» слово:

А) злая

Б) доброе

В) белое

Г) красное

5. Неправильным является сочетание слов

А) сладкий арбуз

Б) вкусный яблоко

В) дорогой друг

Г) интересный фильм

Обсуждение результатов. Р3 Л 3

9. Самопроверка. Домашнее задание.

-Ребята, какова была задача нашего урока? ( Развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте).

-А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Р3.

У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный – «У меня всё получилось!», красный — «Я не смог», жёлтый – «Ещё немного нужно постараться». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха».

Кто научился подбирать слова – названия в тексте? (Поднимите зелёный кружок ).

— Кто испытывал трудности? (Жёлтый)

— Кто не смог научиться этому? (Красный)

Для закрепления подбирать слова – признаки в тексте домашнее задание для вас будет следующим.

Дифференцированное домашнее задание.

1 группа детей (Ребята, которые не научились находить слова в тексте). Повтори правило. По алгоритму выполни задание. Прочитай текст, найди слова предметы, а затем слова признаки. Подчеркни слова одной чертой.

2 группа детей (Ребята, которые при выполнении заданий испытывали трудности). Прочитай внимательно задание и выполни его. Подбери к словам предметам слова признаки, так, чтобы получилось словосочетание. Составь предложения с этими словосочетаниями.

3 группа детей. (Ребята, которые справились с заданием). Вы, ребята, получаете задание творческого характера. Используя словосочетания (предмет + признак) составь предложения, а затем связный текст.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

10. Рефлексия

— Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового? Р3.

Я прошу похлопать в ладоши  тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here