Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Развитие умения подбирать слова – названия признаков.
Цель: Научить находить слова – названия признаков в тексте.
Задачи:
Образовательные:
-
развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста;
-
обогащать словарный запас на основе работы со словарными названиями признаков.
Развивающие:
-
активизация самостоятельной деятельности;
-
развитие познавательной активности.
Воспитательные:
-
воспитывать чувства прекрасного, красоты, выразительности речи;
-
воспитывать стремления к совершенствованию собственной речи.
-
воспитание интереса к предмету.
Ресурсы:
-
учебник (ОС «Школа 2100»), Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник, 2 кл. – М.: Баласс, 2012.
-
раздаточный материал: карточки к игре «Напутали»,
-
набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка,
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийная доска;
-
электронная презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч»,
-
пульты для выполнения теста.
Ход урока | Формирование УУД | |
I.Актуализация знаний | ||
1. Организационный момент. Психологический настрой. | Слово учителя: — Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите: «На уроке мы будем внимательными, добрыми, дружными, умелыми, смелыми». Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места. Л1.
| Познавательные УУД
П1.Формировать умения ориентироваться в учебнике.
П2.Формировать умения находить ответы на вопросы в тексте или задании.
П3. Формировать умения делать выводы в результате совместной работы.
|
2. Актуализация на основе проверки домашнего задания. |
— Откройте тетради, положите их перед собой под наклоном, запишите число, классная работа. Давайте вспомним написание заглавной и строчной букв Ч ч. Внимание, на экран.(Презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч») 5 мин. П1. А, теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам нужно было составить из слов предложения. Давайте выполним похожее задание. П1. Перед вами на доске набор слов, попробуйте составить предложения и запишите их в тетрадь. К3, Р2 1)солнышко пригрело ласковое 2)побежали весело ручейки шумные 3)проталинки появились чёрные Ответ учащихся:
Учитель. — Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Почему? К2. Учащиеся. 1-я группа: да, это можно назвать текстом, т.к. здесь говорится о весне. 2-я группа: нет, это не текст т.к. не раскрыт полный смысл. | Коммуникативные УУД
К1.Формируем умение слушать и понимать других.
К2. Формируем умение договариваться, находить общее решение.
К3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
3. Мотивирующее введение в урок. | Учитель.
Старший брат на отдельных листах написал слова-названия предметов и слова – названия признаков. Подошёл к столу маленький Игорь и спутал все слова. Вы видите эти слова на своих листочках. (Работа в парах). Соедините слова в пары: русский, ученик, правило, грамотный, грамматическое, язык. -Запишите пары слов в тетрадь. Покажите связь графически. Учащиеся. Русский язык, грамотный ученик, грамматическое правило. Учитель. 2. Игра «Кто внимательнее?» – Я читаю слова-признаки. Вы выбираете те, что относятся к слову мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое, клубничное, вкусное, жаркое…) П2 – Объясните, почему вы выбрали именно эти слова? Учащиеся. Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу. Учитель – Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова-названия признаков. Учащиеся. Сладкое, ароматное, любимое… Учитель – Поставьте к ним вопрос. П3 Учащиеся. Мороженое какое? Учитель. – Сформулируйте цель урока. Учащиеся. Будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы. Р1. | Регулятивные УУД
Р1.Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Р2.Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Р3. Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения, проговаривать последовательность действий на уроке.
|
4. Физкультминутка.
| Учитель. -Давайте отдохнём и немного поиграем (все встали). Если я называю слово, которое обозначает предмет – вы приседаете. Если слово, которое обозначает признак предмета – вы хлопаете. К1 (слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный) Молодцы, садитесь за парты.
| Личностные УУД
Л1.Формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Л2. Формирование умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Л 3. Формирование умения обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (знаки препинания).
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
5.Речевая разминка | Учитель. «Мозговой штурм”. Работа в группах по 4 ученика. На листочках у вас записаны слова. Дополните каждое слово словом предметом и словом признаком так, чтобы получилось предложение. Работай по образцу: слово: мурлычет. Предложение: Пушистый кот мурлычет. Л1 Произнеси звуки этих животных. К3
|
|
6. Развитие речевых и правописных умений. | Работа с учебником. Упражнение 77. Задания к тексту. — Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст? — Как « раскрасить» текст? П1 — Рассмотрите рисунок. Вместо точек вставьте подходящие слова. ( На доске: маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный). — Как можно озаглавить текст? — смогли ли мы с помощью слов – признаков показать своё отношение к щенку? Как? Р2 — Запишите текст полностью. К3 |
|
7.Аутогенная тренировка. | — Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать. Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло… Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываем глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать! Л1 |
|
8. Система контроля и мониторинга качества знаний PRO CLASS.Тест Самопроверка. | Ну, а сейчас проверим ваши знания о словах признаках. Внимание на экран: перед вами будут появляться вопросы, а вы выбирайте на пульте нужный правильный ответ и нажимайте на него. Затем мы посмотрим результаты. П1 Тест: 1.Мама купила мне футбольный мяч. Вопрос какой? Можно задать от слова А) мама Б) купила В) футбольный Г) мяч 2. У кролика, как у белки, острые зубы. Вопрос какие? Можно задать к слову А) зубы Б) острые В) кролика Г) белки 3. К схеме (какие?) (кто?) подходит сочетание А) весёлые картинки Б) забавный Карлсон В) верные друзья Г) смешные истории 4. Найди «лишнее» слово: А) злая Б) доброе В) белое Г) красное 5. Неправильным является сочетание слов А) сладкий арбуз Б) вкусный яблоко В) дорогой друг Г) интересный фильм Обсуждение результатов. Р3 Л 3
|
|
9. Самопроверка. Домашнее задание. | -Ребята, какова была задача нашего урока? ( Развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте). -А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Р3. У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный – «У меня всё получилось!», красный — «Я не смог», жёлтый – «Ещё немного нужно постараться». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха». Кто научился подбирать слова – названия в тексте? (Поднимите зелёный кружок ). — Кто испытывал трудности? (Жёлтый) — Кто не смог научиться этому? (Красный) Для закрепления подбирать слова – признаки в тексте домашнее задание для вас будет следующим. Дифференцированное домашнее задание. 1 группа детей (Ребята, которые не научились находить слова в тексте). Повтори правило. По алгоритму выполни задание. Прочитай текст, найди слова предметы, а затем слова признаки. Подчеркни слова одной чертой.
2 группа детей (Ребята, которые при выполнении заданий испытывали трудности). Прочитай внимательно задание и выполни его. Подбери к словам предметам слова признаки, так, чтобы получилось словосочетание. Составь предложения с этими словосочетаниями.
3 группа детей. (Ребята, которые справились с заданием). Вы, ребята, получаете задание творческого характера. Используя словосочетания (предмет + признак) составь предложения, а затем связный текст. |
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
|
10. Рефлексия | — Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового? Р3. Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
|
|
.