Тема урока: обобщение и закрепление знаний о составе слова 2 класс

Тип урока: урок-обобщение

Оборудование: интерактивная приставка Mimio, презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями, Макбуки

Цели урока:

обучающие:

  • закрепить и обобщить знания учащихся о морфемах;

  • тренироваться в написании словарных слов;

  • научиться разбирать слово по составу

развивающие:

  • развивать коммуникативные компетенции(речь, кругозор, мышление и т. п.);

  • развивать умение анализировать состав слова, находить пути решения проблемной ситуации;

воспитательные:

  • прививать интерес к русскому языку;

  • воспитывать чувство коллективизма и толерантности у учащихся;

  • прививать любовь к прекрасному, умение видеть прекрасное вокруг себя, чувство патриотизма.

Ход урока:

  1. Оргмомент и создание благоприятной обстановки на уроке

Садитесь ребята. Составьте, пожалуйста, “Азбуку хороших слов”, вспомните добрые, хорошие слова на букву»Б»

(Бережливый, благородный, благодушный, бодрый, бесстрашный, благодарный…)

  1. Работа над пройденным

Минутка чистописания (Слайд №1)

Бб Рр Сс Бр Бс Рб Сб Ср Сб

Словарно-орфографическая работа ( Слайд№2)

На интерактивной доске слова, в которых заблудились буквы. Надо вернуть буквы на место.

Ёребаз – береза

Сьенир – сирень

Баярин – рябина

Дети выделяют непроверяемые гласные и подбирают ассоциативные цепочки для запоминания. Например,

БЕреза так была бЕла,

Что буква б из слова бЕлый

К ней незаметно перешла

И уходить не захотела.

СИрень цвела, и цвета сИнь

Художник отразил в картине

Работа по развитию речи. Воспитательный момент.

— Мини-изложение ( 3 предложения) Iряд «Береза», П ряд «Сирень», Ш ряд «Рябина» (Дети составляют тексты, печатают их с использованием Макбука и сохраняют в электронном виде.)

3. Закрепление изученного, обобщение знаний

Задание 1

— Мы с вами изучаем состав слова. Ктототам говорит, что знает пять частей слова: приставку, корень, суффикс, окончание, предлог. Прав ли он? Одинаково ли важны для слова все его части?

— Наверняка вам не составит труда дать определение всем частям слов(слайд№4)

Корень – это

Часть слова стоит перед корнем не имеет значения часть речи

Передается основное значение маленькое слово стоит после корня

Маленькое слово общая часть однокоренных слов

Служит для связи слов в предложении

(Ученик стилусом на интерактивной доске перетягивает правильные отрывки и получает верное определение)

— Какие слова называются однокоренными?

Задание 2 — Выпишите однокоренные слова из стихотворения

Как-то много лет назад

Посадили странный сад

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово – слово корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов:

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

Ну а тут садовод ,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

— Молодцы, хорошо справились.

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

На конце любого слова

Окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.

Окончанье он найдет,

Его в рамочку возьмет

— Итак, что такое окончание? (Ответы детей)

Задание 3 — Как изменяется смысл предложения от окончания слов. (Слайд №5)

Кошк_ лов__ мышк_

А ит у

У ят а

И

На интерактивной доске дети стилусом вставляют разные окончания и объясняют смысл предложения. Делается вывод, что окончание служит для связи слов в предложении.

Физкультминутка

Задание 4 (Слайд №6.

Приставка – это..

Часть слова имеет значение стоит после корня маленькое слово

Служит для связи слов в предложении часть речи не имеет значения

Стоит перед корнем служит для образования новых слов

(Надо подтащить словосочетания, чтобы получилось определение приставки)

Игра «Лепестки» Образовать новые слова при помощи приставок и посмотреть, как изменилось значение слова.(Слайд№7)

— Дети, не забывайте, что мы не должны путать приставку и предлог. В чем их отличие друг от друга?

Игра «Посади бабочку на слово с приставкой» (Слайд №8)

На интерактивной доске слова и словосочетания. Надо перетащить бабочку на слово с приставкой. Все дети записывают слова с приставкой в тетрадь

После корня он стоит

Перед окончанием…

— О чем идет речь?

— Дать определение суффикса

Задание 5 ( Слайд№9) Распределительный диктант

— Перчик и морковка вызвались помогать в сборе урожая и собирают свои отряды: перчик с составом как у него, а морковка с составом кАк у нее. ( Один ребенок работает на доске, все остальные в тетрадях)

Перчик: огурчик, лучок, чеснок, укроп. Картошка, морковка, свеколка, петрушка, салат, помидор, горошек, фасоль. репка, патиссончик, баклажан

— Сравнить слова перчик и перец. Что изменилось? Выясняется, что суффикс может вносить определенное значение в слова, например, уменьшительно-ласкательное. Также при помощи определенных суффиксов образуются названия детенышей животных.

Задание 6 ( Слайд№10 )

Образовать название детенышей следующих животных, представленных на картинке. Выделить суффикс.

Кот, коза, утка, мамонт, овца, курица, волк, лиса, корова, сова, медведь, белка, еж, кенгуру и т. п.

Молодцы! В заключении нашего урока я предлагаю вам протестировать свои знания по теме «Состав слова»

Задание 7 (Работа с использованием Макбуков)

4 Подведение итогов урока

5 Рефлексия

А) Было трудно, но интересно.

Б) Было трудно, но поэтому и интересно

В) Было легко и интересно

6 Домашнее задание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here