Открытый общероссийский интернет-конкурс

«Педагогическая копилка

учителя начальной школы»

Номинация:

«Методические разработки уроков, занятий»

Учитель начальных классов

ПАРФИРОВА

ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА

МБОУ СОШ № 69

г.УЛЬЯНОВСК, 2014

Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений, но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.

Тема:

«Учимся писать безударные гласные в корне слова»

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений

Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах

Цель урока: познакомить со способами проверки безударных гласных (подбором проверочных слов); отработать умения приме­нять правило обозначения безударных гласных на письме; развить орфографическую зоркость.

Обобщение урока: чтобы проверить безударную гласную в кор­не слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Планируемые результаты

Дети учатся:

  • выделять способы проверки безударных гласных (подбор про­верочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;

  • анализировать языковой материал, выделять существенные признаки слов, обобщать, формулировать результаты деятель­ности в виде правила.

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

  • различать два способа проверки безударных гласных в корне слова;

  • давать определение понятиям, формулировать правило обо­значения безударных гласных и применять его на письме.

Материалы к уроку: карточки со словами для проведения моти­вации, рабочие листы для работы в малых группах, самостоятельной работы, пары слов: проверочное и проверяемое слово, конверты «Помощник представления».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

— Поделитесь, что вы ждете от урока?  Что вы пожелаете друг другу?

Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите:
Я желаю тебе добра.
Если тебе будет трудно, я помогу.

Человек живет пока учиться и познает что-то новое.

Высказывают свои мысли, создают себе ситуацию комфорта

Личностные УУД : мотивация к изучению нового учебного материала

2. Актуализация знаний. Мотивация.

Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.

На этапе актуализации знаний повторяем с детьми понятия «родственные слова» и «безударные гласные». Минутка чистописания на уроке связана с этой темой.

    1. Минутка чистописания.

Правописание сочетания букв и слов: сж, снег, снежок.

Для создания мотивации используется приём «выполнимое/ невыполнимое действие»:

(Задание с ловушкой: требование выполнить действие, которое субъективно воспринимается как выполнимое, а объективно является невыполнимым)

    1. Вставьте недостающие слова в правило:

Чтобы проверить безударный в корне слова,

надо изменить слово так, чтобы безударный ока­зался

Молодцы, хорошо знаете правило! Тогда вы сможете вста­вить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное.

(Каждому ученику — карточка с одним словом на безудар­ную гласную в корне слова. Слова должны быть подобраны так, чтобы они вызывали у учащихся затруднение в подборе проверочных слов.)

Для усиления затруднения вариант проверочных слов, которые подобрал первоклассник:

т_нуть — тина

к_сить — кости

ст_кло — стекольщик

(фиксируется затруднение)

— Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить это задание?

Выслушать детей и сформулировать цель исследования: вы­яснить, что ещё нужно уметь делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.

Оформляют тетради, отвечают на вопросы учителя

Восстанавливают правило

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать , слушать.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Не хватает знаний о способах проверки безударных гласных.

Формулируют вместе с учителем цель исследования.

Личностные УУД : осмысление, мотивация к изучению нового учебного материала

Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей

РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий

Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли

Личностные УУД : осознание

РегулятивныеУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Познавательные УУД: поиск, отбор ,структурирование

информации

Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли

3. Исследование в малых группах— парах

Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.

Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, информационная карта.

— Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: рабочие листы, информационная карта. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу — инструкционную карту. Итак, начинаем работу.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

___________________ Ковры, коврик, ковровое

Проверочное слово: Проверяемое слово:

____________________ ____________________

Проверочное слово является … (родственным словом, формой одного и того же слова)

___________________________

Гнездиться, гнёзда, гнёздышко

Проверочное слово: Проверяемое слово:

____________________

Проверочное слово является … (родственным словом, формой одного и того же слова)

Организовывают свою

деятельность.

Проводят исследование по инструкции рабочего листа.

Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий

Познавательные УУД: исследование, выделение необходимой информации , отбор, структурирование информации.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность

Личностные УУД: осмысление

4. Физкультминутка.

Игра «Снежинка, льдинка, сугроб»

Выполняют физически

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

5. Обмен информацией

Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.

У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой

Помощник представления

(Выслушать выступления групп)

Как вы определяли, какой буквой будет обозначен без­ударный гласный в корне слова? Какое слово выступило в качестве про­верочного: родственное слово или форма одного и того же слова?

Учитель прикрепля­ет на доску пару слов «проверочное слово» и «проверяемое слово», которую получила каждая группа.

Выступления групп

Выделяют способы проверки безударных гласных (подбор про­верочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Личностные УУД: осмысление

Познавательные УУД: моделирование

РегулятивныеУУД: коррекция своих действий

6.Организация информации

Цель: облегчить возможность открытия обобщения

(Для того чтобы помочь учащимся выделить способы проверки безударного гласного в корне слова и сформулировать правило, не­обходимо сделать классификацию представленных примерв.)

На какие группы мы можем разбить полученные пары слов? Каким способом вы находили поверочные слова?

(Подбирали проверочное слово, изменяли форму слова.)

Родственные (однокоренные) слова

Гнёздышко — гнездо

Коврик — ковёр

Форма слова

Гнёзда — гнездо

— Запишите в тетрадь пары из каждого столбика, выделите правильно орфограмму «Безударные гласные в корне»

Дети дают ответ.

Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.

РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий

Личностные УУД: осмысление

Познавательные УУД: моделирование

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  1. Обобщение

— Теперь вы сможете ответить на вопрос: «Как подобрать проверочное слово?»

— Итак, как мы теперь уточним наше правило?

«Чтобы проверить безударный _______ в корне слова, необходимо изменить ___________ или подобрать такое _______________ слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ___________».

Дети дают ответ.

Формулируют результаты деятель­ности в виде правила.

Личностные УУД: осмысление

Познавательные УУД: способы

решения задач

Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли

РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения

8. Подведение итогов, рефлексия

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.

( необходимо вернуться к словам, которые вызвали затруднение в начале урока)

— Попробуем подобрать проверочные слова, применяя способы проверки, которые мы знаем.

(Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.)

Анализируют варианты проверочных слов, предложенных ими в начале урока.

Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей

РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения

9. Применение.

Цель :закрепление умения проверять безударную гласную в корне слова

— Прочитайте предложения и расставьте их в правильном порядке , чтобы получился связный текст. Запишите два первых предложения в тетрадь. Какие слова выделены в тексте? Докажите, что безударный гласный в корне выбран верно, указав рядом проверочное слово:

Трудно птицам и зверям найти корм. В полях и лесах лежат глубокие снега. Помогайте животным! Пришла зима.

Выполняют задание.

Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.

РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий

Личностные УУД: осмысление

Познавательные УУД: логические: наблюдение , сравнение, умозаключение.

10. Домашнее задание

1-й вариант. К данным проверочным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Слова должны обозна­чать предмет, признак или действие предмета (им. сущ., им. прил., глагол). Обозначьте орфограмму.

Прямо — (признак предмета)

Свет — (действие предмета)

Зверь — (предмет)

Спешка — (действие предмета)

Плеск — (действие предмета)

Лов — (действие предмета)

2-й вариант. Выберите из данных слов проверочное. Вставьте безударную гласную. Выделите корень. Обозначьте орфограмму.

Ш…ги — шаг, шагать

М…сты — мостик, мост

Сл…за — слёзный, слёзы

П…скливый — писк, пищит

Т…нистый — теневая, тень

11. Подведение итогов, рефлексия

Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.

— Что нового о безударных гласных в корне слова вы узнали сегодня на уроке? Вы стали лучше разбираться в этой орфограмме?

Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей

РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения

Личностные УУД: осмысление

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here