Открытый общероссийский интернет-конкурс
«Педагогическая копилка
учителя начальной школы»
Номинация:
«Методические разработки уроков, занятий»
Учитель начальных классов
ПАРФИРОВА
ВЕРОНИКА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ СОШ № 69
г.УЛЬЯНОВСК, 2014
Урок – исследование в начальной школе – универсальное средство, обеспечивающее не только формирование необходимых исследовательских и коммуникативных умений, но и развитие мотивации учащихся к самостоятельному исследованию окружающего мира и продуктивной коммуникации со сверстниками.
Тема:
«Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных умений
Форма организации: урок – исследование, исследование в малых группах
Цель урока: познакомить со способами проверки безударных гласных (подбором проверочных слов); отработать умения применять правило обозначения безударных гласных на письме; развить орфографическую зоркость.
Обобщение урока: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
Планируемые результаты
Дети учатся:
-
выделять способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;
-
анализировать языковой материал, выделять существенные признаки слов, обобщать, формулировать результаты деятельности в виде правила.
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
-
различать два способа проверки безударных гласных в корне слова;
-
давать определение понятиям, формулировать правило обозначения безударных гласных и применять его на письме.
Материалы к уроку: карточки со словами для проведения мотивации, рабочие листы для работы в малых группах, самостоятельной работы, пары слов: проверочное и проверяемое слово, конверты «Помощник представления».
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент.
|
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! — Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу? Улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите: Человек живет пока учиться и познает что-то новое. |
Высказывают свои мысли, создают себе ситуацию комфорта
|
Личностные УУД : мотивация к изучению нового учебного материала
|
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Цель: возникновение вопроса или проблемы, на разрешение которой направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке.
| На этапе актуализации знаний повторяем с детьми понятия «родственные слова» и «безударные гласные». Минутка чистописания на уроке связана с этой темой.
Правописание сочетания букв и слов: сж, снег, снежок.
Для создания мотивации используется приём «выполнимое/ невыполнимое действие»: (Задание с ловушкой: требование выполнить действие, которое субъективно воспринимается как выполнимое, а объективно является невыполнимым)
Чтобы проверить безударный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный оказался — Молодцы, хорошо знаете правило! Тогда вы сможете вставить безударную гласную в слово, подобрав к нему проверочное.
(Каждому ученику — карточка с одним словом на безударную гласную в корне слова. Слова должны быть подобраны так, чтобы они вызывали у учащихся затруднение в подборе проверочных слов.)
Для усиления затруднения — вариант проверочных слов, которые подобрал первоклассник: т_нуть — тина к_сить — кости ст_кло — стекольщик (фиксируется затруднение)
— Каких знаний не хватает для того, чтобы выполнить это задание?
Выслушать детей и сформулировать цель исследования: выяснить, что ещё нужно уметь делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова.
| Оформляют тетради, отвечают на вопросы учителя
Восстанавливают правило
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать , слушать.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
Не хватает знаний о способах проверки безударных гласных.
Формулируют вместе с учителем цель исследования. | Личностные УУД : осмысление, мотивация к изучению нового учебного материала Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий
Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли
Личностные УУД : осознание
РегулятивныеУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Познавательные УУД: поиск, отбор ,структурирование информации
Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли
|
3. Исследование в малых группах— парах Цель: развитие навыка совместной работы, исследовательских, коммуникативных умений, подготовка группового сообщения и выступления перед классом.
| Все учащиеся в классе заранее рассажены за парты так, чтобы облегчить работу в малых группах( смешанные группы с сильными и слабыми участниками по 4 человека). Организуется работа в 6 группах. У каждой специальные рабочие листки, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию, информационная карта.
— Исследование вы будете проводить в группах, проверьте, всё ли у вас на столах есть: рабочие листы, информационная карта. Чтобы вы ,в группах, работали дружно и слаженно, используйте помощницу — инструкционную карту. Итак, начинаем работу.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
|
Организовывают свою деятельность.
Проводят исследование по инструкции рабочего листа.
Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.
|
РегулятивныеУУД: саморегуляция как способность к преодолению препятствий
Познавательные УУД: исследование, выделение необходимой информации , отбор, структурирование информации.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность
Личностные УУД: осмысление |
4. Физкультминутка.
|
Игра «Снежинка, льдинка, сугроб» | Выполняют физически | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
5. Обмен информацией
Цель: дать возможность каждой группе рассказать о проделанной работе, продемонстрировать ту или иную особенность переноса слова.
| У каждой группы конверт, в котором находятся 4 пронумерованные полоски бумаги, содержащие незавершённые предложения. Это варианты начала изложения части работы, выполненной группой Помощник представления
(Выслушать выступления групп)
— Как вы определяли, какой буквой будет обозначен безударный гласный в корне слова? Какое слово выступило в качестве проверочного: родственное слово или форма одного и того же слова? Учитель прикрепляет на доску пару слов «проверочное слово» и «проверяемое слово», которую получила каждая группа.
|
Выступления групп
Выделяют способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов.
Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. |
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: моделирование
РегулятивныеУУД: коррекция своих действий |
6.Организация информации
Цель: облегчить возможность открытия обобщения
| (Для того чтобы помочь учащимся выделить способы проверки безударного гласного в корне слова и сформулировать правило, необходимо сделать классификацию представленных примерв.)
— На какие группы мы можем разбить полученные пары слов? Каким способом вы находили поверочные слова?
(Подбирали проверочное слово, изменяли форму слова.)
Родственные (однокоренные) слова Гнёздышко — гнездо Коврик — ковёр
Форма слова Гнёзда — гнездо
— Запишите в тетрадь пары из каждого столбика, выделите правильно орфограмму «Безударные гласные в корне» |
Дети дают ответ.
Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают. | РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: моделирование
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества – правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
|
|
— Теперь вы сможете ответить на вопрос: «Как подобрать проверочное слово?»
— Итак, как мы теперь уточним наше правило?
«Чтобы проверить безударный _______ в корне слова, необходимо изменить ___________ или подобрать такое _______________ слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ___________».
|
Дети дают ответ.
Формулируют результаты деятельности в виде правила.
| Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: способы решения задач
Коммуникативные УУД: умение полно и ясно выражать свои мысли
РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения |
8. Подведение итогов, рефлексия Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.
| ( необходимо вернуться к словам, которые вызвали затруднение в начале урока) — Попробуем подобрать проверочные слова, применяя способы проверки, которые мы знаем.
(Обсуждаются результаты проделанной работы: достигнута ли цель исследования, как осуществлялся поиск, каким были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.)
| Анализируют варианты проверочных слов, предложенных ими в начале урока. | Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей
РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения
|
9. Применение. Цель :закрепление умения проверять безударную гласную в корне слова | — Прочитайте предложения и расставьте их в правильном порядке , чтобы получился связный текст. Запишите два первых предложения в тетрадь. Какие слова выделены в тексте? Докажите, что безударный гласный в корне выбран верно, указав рядом проверочное слово:
Трудно птицам и зверям найти корм. В полях и лесах лежат глубокие снега. Помогайте животным! Пришла зима. | Выполняют задание.
Анализируют языковой материал, выделяют существенные признаки слов, обобщают. | РегулятивныеУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий
Личностные УУД: осмысление
Познавательные УУД: логические: наблюдение , сравнение, умозаключение. |
10. Домашнее задание | 1-й вариант. К данным проверочным словам подберите однокоренные слова с безударной гласной в корне. Слова должны обозначать предмет, признак или действие предмета (им. сущ., им. прил., глагол). Обозначьте орфограмму. Прямо — (признак предмета) Свет — (действие предмета) Зверь — (предмет) Спешка — (действие предмета) Плеск — (действие предмета) Лов — (действие предмета) 2-й вариант. Выберите из данных слов проверочное. Вставьте безударную гласную. Выделите корень. Обозначьте орфограмму. Ш…ги — шаг, шагать М…сты — мостик, мост Сл…за — слёзный, слёзы П…скливый — писк, пищит Т…нистый — теневая, тень |
|
|
11. Подведение итогов, рефлексия Цель: достижение понимания решения, осознание процесса мышления.
|
— Что нового о безударных гласных в корне слова вы узнали сегодня на уроке? Вы стали лучше разбираться в этой орфограмме?
|
| Познавательные УУД: извлечение информации из опыта детей РегулятивныеУУД: оценка успешности усвоения Личностные УУД: осмысление
|