Предмет: русский язык
Тема: Звонкие и глухие согласные.
Продолжительность: 45 минут
Класс: 2 класс
Аннотация: Урок, проведенный в 2 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме – правописание парных согласных на конце слова и в середине слова, развивает воображение, словарный запас. Презентация делает урок увлекательным для детей.
Тип урока: урок – обобщение.
Форма урока: деловая игра.
Цель: уточнение знаний обучающихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
Обучающая: Формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова, умение находить слова с парными согласными в корне слова и подбирать к ним проверочные, уточнить и расширить представления обучающихся о газете.
Развивающая: развивать мышление, внимание, память, наблюдательность обучающихся.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, воспитывать чувство коллективизма и уважения к труду журналиста.
Оборудование:
Проектор, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями.
Ход урока.
I.Ориентировочно – мотивационный этап.
Приветствие детей. Создание эмоционального настроя.
II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.
Урок русского языка сегодня пройдет в форме деловой игры: «Заседание редакционного совета газеты». Редакционный совет – это обсуждение с журналистами и корреспондентами материалов, которые будут размещены на странице нашей газеты. Вы сегодня выступаете в роли корреспондентов. Каждый сотрудник нашей редакции должен хорошо работать, чтобы газета получилась интересной. Давайте придумаем название нашей газеты.
«Неугомонные детки». Если вы внимательно посмотрите на слово ДЕТКИ, то сможете сформулировать тему нашего урока.
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных.
В каждой газете есть определенные рубрики — разделы, в которые помещается информация по определенной теме.
И в нашей газете все материалы будут размещены по рубрикам.
Давайте откроем тетради, запишем дату выхода в свет нашей газеты. Все слова, словарные, будьте внимательны при записи.
III. Каллиграфическая минутка.
Итак, начинаем создание нашей газеты. Начнем с писем наших читателей.
Дорогие ребята!
В государстве Орфография появились нарушители
Их приметы:
-это звуки, которые произносятся при помощи голоса и шума;
-в целях конспирации имеют «двойников», поэтому на письме в конце слов меняют свою внешность, а точнее звучание.
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок. Я прошу вас, отыскать этих невидимок и провести журналистское расследование.
-Кто догадался, о каких нарушителях идёт речь?
-Какими буквами мы обозначаем эти звуки?
-Давайте составим фоторобот нарушителей. Запишем эти буквы. К каждой букве напишем пару.
-В чем же заключается преступная деятельность этих согласных?
-Могут ли ученики обезвредить этих нарушителей?
Фоторобот нарушителей мы разместим в рубрике «Неотложка».
IV.Словарная работа.
-Продолжаем работу нашего редакционного совета. А кто знает, что такое газета?
Со специальным редакторским заданием выступит корреспондент газеты «Неугомонные детки» Тарасов Максим.
Газе́та — печатное периодическое издание , выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Слово «ГАЗЕТА» пришло к нам из итальянского языка, где имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили самую мелкую монету – гасету , потом газету(рукописный листок), возвращали продавцу
-Давайте запишем это словарное слово. Выделим безударную гласную.
Сделаем фонетический разбор слова ГАЗЕТА.
Газета-3 слога. – [ газ, эта ]-
г – [ г ]- согл., зв., парн., тв.
а – [ a ] – гл., безуд.
з – [ з,]- согл., зв., парн., мягк.
е – [ э ] – гл., уд.
т– [ т ]- согл., глух., парн., тв.
а – [ a ] – гл., безуд.
6 букв, 6 звуков
-Что можете сказать о звуко-буквенном составе этого слова?
-Требуют ли проверки в этом слове парные согласные?
-Эту информацию мы разместим в рубрике «Историческая справка».
Ф И З М И Н У Т К А
V.Актуализация знаний учащихся.
-Каждый уважающий себя журналист должен разбираться в теории разбираемых вопросов. Расскажите, что вы знаете о согласных звуках.
-Возьмите карточку со звёздами, закрасьте те звезды, в которых написаны слова, требующие проверки.
— С какими словами звездочки вы закрасили?
-Почему?
VI.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:
1) Самостоятельная работа.
-Переходим к созданию рубрики «Новости».
Так как корреспонденты освещают разные новости, то и у вас у каждого будет отдельное задание. Возьмите листочек желтого цвета. Вам нужно записать предложение, вставить пропущенную букву и в скобках записать проверочное слово. После выполнения задания некоторые журналисты поделятся с нами своими новостями.
Дети ели вкусный арбу(з,с). | |
2 | Голу(п,б)ь сел на ду(п,б). |
3 | Ёлочка спряталась в сугро(б,п). |
4 | На гря(д,т)ке растёт морко(ф,в)ь. |
5 | Мы купили красивый шка(в,ф). |
6 | У ястреба сильный клю(ф,в). |
7 | Выпал пушистый сне(г,к). |
8 | Мальчик упал в прору(б,п)ь. |
9 | Корова сломала левый ро(г,к). |
10 | Спелый пло(д,т) упал на землю. |
11 | По реке плывет ло(д,т)ка. |
12 | На обе(д,т) был грибной су(б,п). |
13 | Дави(д,т) и Гле(б,п) пошли в похо(д,т). |
14 | Садово(д,т) посадил молодые саженцы. |
15 | Геоло(г,к) открыл новое месторождение руды. |
16 | Лесору(б,п) повалил огромное дерево. |
17 | Наро(д,т) отдаёт свой голо(с,з) за депутата |
18 | Юля связала сестре варе(ж,ш)ки. |
19 | Коля сла(б,п) после болезни. |
20 | За окном идёт дож(д,т)ь. |
21 | Ученик сделал в диктанте две оши(б,п)ки. |
22 | В берлоге спит медве(д,т)ь. |
23 | Ле(з,с) кормит людей,зверей,птиц. |
24 | Дети читают ска(с,з)ку про ре(п,б)ку. |
25 | Дети в лесу набрали много яго(д,т). |
-Какие новости мы разместим в газете. Прочитаете, объясните свой выбор.
2) Работа по учебнику.
-Следующая рубрика «Народная мудрость». Откройте, пожалуйста, учебники на стр.70, упр. 183. Прочитайте пословицы о труде. Какая пословица больше всего подойдет к профессии журналиста?
Давайте, запишем эту пословицу.
3) Комментированное письмо.
-В рубрике «Культура» нам необходимо разместить сообщение о концерте, на котором прозвучит популярная детская песенка. Но компьютер был заражен вирусом и все звонкие согласные стали глухими, а глухие звонкими. Давайте, отредактируем сообщение.
Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг.
-Комментированное письмо.
4) Творческая работа.
Рубрика «Спорт»
Корреспонденты присутствуют на различных соревнованиях и потом рассказывают о ходе спортивных соревнований на страницах газеты. Возьмите листок синего цвета. Сообщения о спорте частично готовы, вставьте нужное слово, чтобы можно было разместить в нашей газете.
Осьмино(г,к) надел __________________, А тюлень удрал с _______________________ (печа(т,д)ки, площа(д.т) ки) |
Пеликан ныряет __________________ Вот что значит____________________ (трениро(в,ф)ка, ло(в,ф)ко) |
Рак залез на_____________, Все _____________, а он ______________ Наза(д,т), самока(т,д), вперё(д,т) |
-Какие же сообщения о спортивной жизни мы можем разместить на страницах нашей газеты?
5) Домашнее задание.
Посмотрите на слайд, каждому из вас дома будет предложено написать окончание рассказа для размещения в нашей газете. После урока вы получите карточку и дома продолжите работу журналиста.
6)Переходим к рубрике «Объявления».
Отредактируйте объявления, которые будут размещены в нашей газете?
В поход, на каникулах, учеников, приглашаем, нашей, школы. | |
Попугая , на , золотую, говорящего, меняю, рыбку. | Доставит, письма, голубь, в разные,страны. |
Куплю красивые сапожки на ножки. | Дарю свои книжки для вашей малышки |
VI. Итог урока. Выставление оценок.
-Как вы считаете, как прошло заседание нашего совета?
-Какие вопросы обсуждались на этом совете?
-Кто был самым активным участником нашего заседания и заслуживает гонорар?
P.S.-Как у каждой, уважающей себя газеты, у нас есть спонсор «РОДКОМ», который приготовил нам подарки.
Догадайтесь, что это: напиток, который любят дети, обычно он продается в пакетах, к пакету прилагается трубочка.
Самое любимое лакомство для детей.
(сок и шоколад).
Ел сегодня бутербро.
И теперь болит …(живот)
Чтоб живо. болеть не мо.,
Нужно пить полезный …(сок).