Урок русского языка.

Учитель начальных классов: Жила Ирина Васильевна

3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.

Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;

Задачи:

  • формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;

  • уметь подбирать антонимы к словам;

  • формирование умений сопоставлять и сравнивать значение слов- антонимов;

  • умение работать со словарём;

  • развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;

  • развитие нравственных качеств личности; умение работать в паре;

  • формировать навыки ЗОЖ.

Оборудование: минутка чистописания, словарная работа, схемы — опоры(правила), дидактический материал, ИД ( флипчарты), учебник, тетрадь.

Учебник РК » Алмытыкитап», 2014 год, авторы- Павленко, Клыпа.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент.

-Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять —

Буду грамотно писать.

Проговаривают рифмовку вместе с учителем.

2. Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Постановка учебных задач и целей

Б) минутка чистоп. и словарная работа.

Составление словосочетаний, предложения.

Чтение рифмовки на доске.

— Прочитать стихотворение, досказать слова, подходящие по смыслу.

Скажу я слово далеко

А ты ответишь…….

Скажу я слово высоко

А ты ответишь………

— Какие слова вставили?

— Каковы они по отношению друг к другу?

— О каких словах сегодня будем говорить на уроке?

— Что такое антонимы?

— Для чего они служат?

— Отгадайте загадку, о каком дереве?

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто,

Пуговки красны зато.

произнесите слово? ударение? сколько слогов?

-ударная? безударная? как проверить?

— Р/р я/яя

— РЯБИНА —

— что такое рябина?

— как запомнить безударный гласный?

— Придумайте слово — ассоциацию? ( ягода)

— Составить словосочетание ( красная рябина)

— Составить и записать предложение.

Осень, рябина, за, покраснела, окно.

— близко

— низко

— формулируют цели и задачи урока.

— отгадать загадку

— письмо по образцу в тетради

— запись слова и слова ассоциации в тетрадь

— записать словосочетание, определить главное и зависимое слово, определить род и число.

— составление и запись предложения с комментированием с места, синтаксический разбор предложения.

3. Учебно- познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

А) актуализация знаний

Обобщение:

Б) чтение и анализ правила

В) развитие устной речи

Г) первичное закрепление

— Прочитать слова правого и левого столбика.

— Собрать их в пары — антонимы.

Добрый — ледяной

Лето — чёрный

Белый — зима

Плакать — ходить

Стоять — смеяться

Холодный — злой

— Что такое антонимы?

— Прочитайте пары антонимов?

— Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие?

— Для чего служат слова- антонимы?

стр. 54 — чтение и анализ правила

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нам нужны антонимы?

— Антонимы — слова одной и той же части речи.

стр. 54 упр. 111 — рассмотреть картинку

— Расскажи, что нарисовано на картинке?

— Назвать слова с противоположным значением.

стр. 54 упр. 112

— Какой частью речи являются слова- антонимы?

— Прочитать слова, выписать парами слова — антонимы.

Работа в парах на листах, собирают пары- антонимы, находят лишнюю пару.

— повторение имеющихся знаний учащихся.

— работа в парах, чтение правила в виде диалога, ответы на вопросы

— заучивание правила

— работа по картинке, рассмотреть, назвать парами слова — антонимы

— фронтальная работа, запись пар слов- антонимов с комментированием у доски, определит часть речи всех слов.

4. Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий.

А) закрепление

Б) развитие логики

В) развитие связной речи

Г) разноуровневая самостоятельная работа

( выполняют все три уровня)

— Что такое антонимы?

— Какие слова по смыслу?

— Для чего служат слова — антонимы?

— стр.55.упр. 113 -и придумать и написать антонимы к словам- существительным, прилагательным, глаголам.

— Работа по развитию догадки.

— Вставить антонимы в пословицы.

— Проанализировать пословицы.

— Когда так говорят в жизни?

Из………тучи — мелкий дождь. (большой)

Мягко стелет, да ……..спать.( жёстко)

Трудно в ученье, ….. в бою. ( легко)

…… кормит, а лень портит. ( труд)

Ученье….., а неученье тьма.( свет)

— стр. 55 упр. 114

— Прочитать текст » Всё наоборот»

— Вставить пропущенные антонимы

— Высказать своё отношение к действиям девушек.

— О чём рассказали нам антонимы?

— Какую характеристику они дали девочкам?

— Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным?

— Что такое антонимы?

— Для чего служат антонимы?

1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам.

День — война —

Сладкий — плакать —

Радость — белый —

2 уровень. Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу.

Доброе слово лечит, а ……. калечит.

Платье хорошо новое, а друг …….

Осенью дни ненастные, а весной ………

3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя слова — антонимы .

Перец и мёд.

Огурец и помидор.

Зиму и лето.

Орла и воробья.

— самопроверка, сравнение с доской.

Фронтальная работа + самостоятельная работа, самопроверка.

Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц. ( на листах)

— чтение и анализ текста

— повторение правил перед выполнением работы

— самостоятельная работа, выполняют все уровни от простого к сложному

— самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске

5. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения

— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего в речи употребляются слова — антонимы?

сегодня я узнал…

— Закончить фразу:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

— рефлексия

6. Домашнее задание

Правило стр.54, упр.122

7. Оценки за урок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here