Урок русского языка.
Учитель начальных классов: Жила Ирина Васильевна
3 класс
Тема: Антонимы, их роль в речи.
Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;
Задачи:
-
формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;
-
уметь подбирать антонимы к словам;
-
формирование умений сопоставлять и сравнивать значение слов- антонимов;
-
умение работать со словарём;
-
развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи учащихся;
-
развитие нравственных качеств личности; умение работать в паре;
-
формировать навыки ЗОЖ.
Оборудование: минутка чистописания, словарная работа, схемы — опоры(правила), дидактический материал, ИД ( флипчарты), учебник, тетрадь.
Учебник РК » Алмытыкитап», 2014 год, авторы- Павленко, Клыпа.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент. | -Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять — Буду грамотно писать. | Проговаривают рифмовку вместе с учителем. |
2. Мотивация к деятельности. Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Постановка учебных задач и целей
Б) минутка чистоп. и словарная работа.
Составление словосочетаний, предложения. | Чтение рифмовки на доске. — Прочитать стихотворение, досказать слова, подходящие по смыслу. Скажу я слово далеко А ты ответишь……. Скажу я слово высоко А ты ответишь……… — Какие слова вставили? — Каковы они по отношению друг к другу? — О каких словах сегодня будем говорить на уроке? — Что такое антонимы? — Для чего они служат? — Отгадайте загадку, о каком дереве? Это дерево по моде, Осенью одели вроде, У зеленого пальто, Пуговки красны зато. — произнесите слово? ударение? сколько слогов? -ударная? безударная? как проверить? — Р/р я/яя — РЯБИНА — — что такое рябина? — как запомнить безударный гласный? — Придумайте слово — ассоциацию? ( ягода) — Составить словосочетание ( красная рябина) — Составить и записать предложение. Осень, рябина, за, покраснела, окно. |
— близко — низко
— формулируют цели и задачи урока.
— отгадать загадку — письмо по образцу в тетради — запись слова и слова ассоциации в тетрадь
— записать словосочетание, определить главное и зависимое слово, определить род и число. — составление и запись предложения с комментированием с места, синтаксический разбор предложения. |
3. Учебно- познавательная деятельность. Цель: усвоение содержания темы. А) актуализация знаний
Обобщение:
Б) чтение и анализ правила
В) развитие устной речи
Г) первичное закрепление | — Прочитать слова правого и левого столбика. — Собрать их в пары — антонимы. Добрый — ледяной Лето — чёрный Белый — зима Плакать — ходить Стоять — смеяться Холодный — злой — Что такое антонимы? — Прочитайте пары антонимов? — Какая пара лишняя? Почему? Синонимы? Отличие? — Для чего служат слова- антонимы? — стр. 54 — чтение и анализ правила — Какие слова называются антонимами? — Для чего нам нужны антонимы? — Антонимы — слова одной и той же части речи. — стр. 54 упр. 111 — рассмотреть картинку — Расскажи, что нарисовано на картинке? — Назвать слова с противоположным значением. — стр. 54 упр. 112 — Какой частью речи являются слова- антонимы? — Прочитать слова, выписать парами слова — антонимы. |
Работа в парах на листах, собирают пары- антонимы, находят лишнюю пару.
— повторение имеющихся знаний учащихся.
— работа в парах, чтение правила в виде диалога, ответы на вопросы — заучивание правила
— работа по картинке, рассмотреть, назвать парами слова — антонимы
— фронтальная работа, запись пар слов- антонимов с комментированием у доски, определит часть речи всех слов. |
4. Интеллектуальные преобразования. Цель: выполнение практических заданий. А) закрепление
Б) развитие логики
В) развитие связной речи
Г) разноуровневая самостоятельная работа ( выполняют все три уровня)
| — Что такое антонимы? — Какие слова по смыслу? — Для чего служат слова — антонимы? — стр.55.упр. 113 -и придумать и написать антонимы к словам- существительным, прилагательным, глаголам.
— Работа по развитию догадки. — Вставить антонимы в пословицы. — Проанализировать пословицы. — Когда так говорят в жизни? Из………тучи — мелкий дождь. (большой) Мягко стелет, да ……..спать.( жёстко) Трудно в ученье, ….. в бою. ( легко) …… кормит, а лень портит. ( труд) Ученье….., а неученье тьма.( свет)
— стр. 55 упр. 114 — Прочитать текст » Всё наоборот» — Вставить пропущенные антонимы — Высказать своё отношение к действиям девушек. — О чём рассказали нам антонимы? — Какую характеристику они дали девочкам? — Как ты думаешь, когда нужно быть упрямым, а когда послушным?
— Что такое антонимы? — Для чего служат антонимы? 1 уровень. Подобрать и записать антонимы к словам. День — война — Сладкий — плакать — Радость — белый — 2 уровень. Допиши антонимы в пословицы, подходящие по смыслу. Доброе слово лечит, а ……. калечит. Платье хорошо новое, а друг ……. Осенью дни ненастные, а весной ……… 3 уровень. Сравни и запиши предложения, используя слова — антонимы . Перец и мёд. Огурец и помидор. Зиму и лето. Орла и воробья. — самопроверка, сравнение с доской. |
Фронтальная работа + самостоятельная работа, самопроверка.
Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц. ( на листах)
— чтение и анализ текста
— повторение правил перед выполнением работы
— самостоятельная работа, выполняют все уровни от простого к сложному
— самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске |
5. Контроль и оценка результатов деятельности. Цель: оценка уровня усвоения | — Чему учились на уроке? — Что нового узнали? — Какие слова называются антонимами? — Для чего в речи употребляются слова — антонимы? сегодня я узнал… — Закончить фразу: было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…
|
— рефлексия |
6. Домашнее задание | Правило стр.54, упр.122 |
|
7. Оценки за урок |
|
|