Урок русского языка в 3 классе учитель начальных классов Зиганшина Гашира Гумаровна
Тема: « Имя существительное»
Цели: Закреплять знания, умения, навыки учащихся по данной теме;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания;
углубить знания о частях речи; способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Оборудование: графопроектор, индивидуальные карточки, фрагменты «Снеговик», снежинки, таблица « Имя существительное», аудиозапись песни о зиме.
1.Орг. момент. Ребята, сейчас урок русского языка. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь.
2. Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.
Я предлагаю вам отгадать загадку:
Запорошила доро…ки,
Разукрасила око…ки.
Наконец- то ты пришла
К нам волшебница ……..(зима) – определить орфограммы
—Правильно! Ребята, а февраль – какой по счёту месяц зимы?(последний)
Напишем в тетрадях :
Зз (на доске)
Зима
—Подберите родственные проверочные слова к слову «зима».
(зимний, зимушка)
3.А вот» снеговик» сегодня принёс с собой много зимних слов. К какой части речи они относятся?
(к имени существительному)
З…мА к…ньки
Ин..й м…тель
Сев…р
М…роз
Ул…ца
Сверкает
—Почему? (т. к. эти слова отвечают на вопрос что?)
—А какое слово здесь лишнее? (сверкает) –Почему?
—Вы уже догадались какая тема урока? (имя сущ.-ое)
1 группа записывает эти слова в тетради
2 группа составляет 2-3 предложения с этими словами.
(Проверка задания по графопроектору.)
4.Повторение изученного об имени сущ.-ом.
1) Имя сущ.-ое – это…..
2) Как изменяется имя сущ.- ое?
(по числам) – Учитель показывает две коробки , на которых написано: «Подарки» и «Подарок»
—Какую вы выбираете? (подарки)-где много
—Значит имена сущ. изменяются по числам.(бывают ед. числа и мн. числа)
3) Допишите по два слова в каждую строчку( на доске):
Кто? Мама, кот, …..,…….
Что? Туча, столы ….., …..
—Какой же вывод можно сделать? (к живым предметам ставят вопрос кто? К остальным—что?
Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
4) А сейчас давайте вспомним, почему имя сущ. называют собственным?
Собственное- это моё. У каждого человека есть собственное сущ.- ое. Это имя.
У города, реки, улицы- это название.
А остальные слова- нарицательные.
— А как пишутся собственные имена существительные?
Игра: «Найди ошибки»(на доске):
Улетел Орёл за город орёл.
Наша поля вернулась с Поля.
—Записать предложения правильно в тетради.
(один из уч- ся исправляет ошибки)
5.А что ещё можете сказать об имени существительном?
—Все имена существительные можно разделить на три группы. А какие это три группы?
(рассказывает ученик)
—Сначала все сущ. были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ:
« Кто придумает для моих слов существительных различия, тот будет награждён.
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал:
Пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние- среднего рода.
Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать сущ., потому что знала «секрет» различия.
6. Следующее задание вы будете выполнять по группам: упр.404.
1группа— записать имена сущ. мужского рода
2 группа- женского рода
3 группа— среднего рода
Проверка : на экране через графопроектор.
м.р. ж.р. с.р.
библиотека платье
огонь площадь место
трамвай фабрика озеро
лебедь пальто
трактор местность село
переулок метель
район аллея
рюкзак улица
музей
7. Физкульт-ка
А сегодня у зимы- новоселье
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Белый коврик у порога
Вот такой ужины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки- превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ.
Двери комнат отворяем,
Справа- хлоп, слева- хлоп!
8.Самостоятельная работа. Тест.
1) Подчеркнуть имена существительные:
Товарищ, коврик, молчание, грустный, вдруг, суббота, весело, на, ученик, река.
2)Подчеркнуть имена существительные женского рода:
Город, плащ, книга, озеро, лиса, заяц, снежинка, ум, голова, ёлка.
3)Записать слова во множественном числе:
Стул-
Воробей—
Школа—
9. Итог урока.
В густом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все малыши она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит. Где? Зачем? Почему?
Сейчас зима. Ёлочке холодно. Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке, и укроем её снежком.
Учитель задаёт вопросы о частях речи. На парте у ребят снежинки с разными ответами .
Каждый ученик выбирает правильный ответ и вешает эту снежинку на ветку ёлочки.
Звучит песня «Снег кружится».
Дополнительное задание.
Допишите к именам существительным несколько имён прилагательных:
Зима (какая?) …..
Ветер(какой?)….
Небо (какое?)….
Учитель начальных классов Зиганшина Гашира Гумаровна.